Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
материал по теме

Патлина Ирина Александровна

Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».

Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников. 

          На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

1) изучение накопленного опыта по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития   детей старшего дошкольного возраста»» в научной и методической литературе;

2) изучение опыта коллег в процессе посещения открытых занятий, курсов повышения квалификации;

3) участие в районных методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, мастер-классах;

Мастер-класс  «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html

 Мастер класс  (Районный ПДС педагогов ДОУ) "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста" (2016г) http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html

4) участие в конкурсах различных уровней;

https://nsportal.ru/albom/2015/07/24/patlina-irina-aleksandrovna/moi-uspehi-i-dostizheniya-moih-vospitannikov

5) особенности дошкольного образовательного учреждения;

6) изучение особенностей педагогической работы по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития  детей старшего дошкольного возраста» на сайтах других образовательных учреждений.

    В ходе изучения уровня развития  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено:

  • При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения  в применении  их в практической деятельности.

Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить

  • Недостаточность  знаний развития программных требований по формированию элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_opytu.docx35.08 КБ
Файл opyt_raboty_patlinoy_i.a._madou_ds_rosinka.docx109.66 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»

Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить Вам   опыт  работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»

  Слайд 1

 по теме: «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения  и семьи по вопросам математического развития   детей старшего дошкольного возраста»

Я Патлина Ирина Александровна

В 2010 году  закончила  «Шадринский государственный педагогический институт»

по специальности Дошкольная педагогика и психология

 Воспитатель первой квалификационной категории

Данная тема выбрана не случайно. Этому выбору предшествовал тщательный анализ математического развития детей.

 Слайд 2

      Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».

Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.  

     В ходе изучения уровня развития  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено:

 При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения  в применении  их в практической деятельности.

Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить:

   Недостаточность  знаний родителей  программных требований по формированию элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

   В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.

   Слайд 4

     Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова  и  многие другие педагоги). Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.

     Взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной  ступеней образования.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

     Вопросами взаимодействия педагогов и родителей занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Они подчеркивали необходимость создания крепкого союза между семьей и воспитательным учреждением.

    Слайд 5

          Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р

г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.

        Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста.

       Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи.

     Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

   Слайд 6

  Новизна педагогического опыта заключается  в практико – ориентированном подходе применения детьми старшего дошкольного возраста математических знаний в бытовых условиях (детском саду, дома).

Инновационная направленность:

Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством практического применения математических знаний.

Использование детьми своего жизненного опыта на практике.

Творческая направленность:

обучение в увлекательной игровой форме;

мотивация к самостоятельному выполнению;

включение практических навыков в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).

Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой  деятельности.

Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире.

Универсальность: возможно использования данного опыта, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.

 Слайд 7

Адресность опыта

    Представленный опыт работы апробирован в практической деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений  и родителей.

 Слайд 8

Трудоемкость опыта

    Представленный опыт работы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).

Дополнительные трудозатраты были на этапе подготовки дидактического и демонстрационного материала, необходимого  для реализации плана работы.

При взаимодействии с родителями:

Повышение педагогических знаний родителей

Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал

Индивидуальные беседы – по мере необходимости

Сайт (ДОУ, группы) – ежемесячно

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:

Проектная деятельность – 1 раз в год

Участие  в конкурсах  разных уровней – в течение года

Формирование предметно-пространственной среды - в течение года

При  взаимодействии педагога с детьми:

Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц

Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю

Игровая деятельность – ежедневно

Проектная деятельность – 1 раз в год

Участие  в конкурсах  разных уровней - в течение года

При  взаимодействии родителей и детей:

Проектная деятельность - 1 раз в год

Изготовление дидактических игр и пособий - в течение года

Творческие задания - в течение года

Участие в конкурсах - в течение года

Слайд 9-10

Технология опыта

 Слайд 11

Формы работы

 Слайд 12

Работа педагогов с детьми.

     Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Использую все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.

     Также на занятиях по  формированию элементарных математических представлений  я использую различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей:

- достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам;

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

- художественное оформление.

Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. 

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим  материалом.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогаю детям применять математические знания в разных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям).  С целью развития логического мышления, внимания использую настольную игру шашки.

Слайд 13

Работа педагогов с родителями

Для успешного взаимодействия необходимо создать единое образовательное пространство. Поэтому всю работу строю в непосредственном и тесном контакте с родителями.

 В своей работе использую новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом. На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки.   Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания и развития детей, оказывают практическую помощь семье. Так же использую такие формы работы как: стендовая информация, персональный сайт  педагога, страничка группы  на официальном сайте ДОУ,  папки-передвижки. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

    Проектная деятельность: При внедрении ФГОС ДО действенной формой сотрудничества является метод активного обучения – метод проектов участниками, которых являются как  дети, так и родители. (Проекты: «Шаги к математике», «Математический знайка»)

На современном этапе широко применяются информационно-коммуникационные технологии, в том числе и в дошкольном образовании. Новизной при взаимодействии с родителями является то, что они принимают участие в создании компьютерных дидактических игр в соответствии с уровнем развития наших воспитанников. Интерактивная математическая игра   «Четвертый лишний»

Одной из действенных форм взаимодействия с родителями являются открытые мероприятия.  «Путешествие в сказку  цветик- семицветик»

          Эта формы работы с родителями оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, потому что любое совместное мероприятие позволило родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.  

 Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций семьи. С целью организации помощи семье использую сеть интернет: персональный сайт воспитателя, страничка группы на официальном сайте ДОУ.

- использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить приемы проведения непосредственно образовательной деятельности и совместных мероприятий, наглядно представить информацию.

Слайд 14

Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела:

мастер-классы,

разработка совместных проектов,

создание электронных дидактических и математических игр,

участие в дистанционных математических конкурсах,

игротеки,

создание дидактических пособий для логико-математического развития детей,

создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребенка в логико-математическом развитии,

издание семейной газеты «Логико-малыш»,

экспериментирование и исследовательская деятельность.

Слайд 15

 Интеграция формирования элементарных математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста  с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО

       Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически.

     С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте. На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Слайд 16

    Результативность

 Проанализировав анкетирование  родителей   по вопросам воспитания и обучения детей можно сделать вывод, что включенность   родителей   выросла на 24 %.

В результате проделанной работы по развитию математических представлений у детей в процессе развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребенка, о чем свидетельствует мониторинг исследования, которые определили следующие результаты.

 Вывод: проведенная диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их деятельности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, создание единого образовательного пространства для математического развития ребенка способствовало тому что:

- у дошкольников, при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) повышается эффективность результатов по формированию элементарных математических представлений;  

 - родители становятся более компетентными в вопросах математического развития детей;

- родители заново открывают для себя радость общения с детьми.

       На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями.  

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми, родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми у детей сформировались навыки применения полученных математических знаний в практической деятельности.

Слайд 19-21

Трансляция опыта

Опыт работы по повышению уровня математического развития дошкольников путем привлечения родителей к активному участию    представлялся  на разных уровнях:

- Всероссийский уровень - Публикации: Ассоциация творческих педагогов России

«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (2014г.)

Рассударики «Творческие работы и методические разработки педагогов» (2014г.)

Педагог ДОУ « Лучший конспект НОД»  (2015 г.)

Изумрудный город ««Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2015г.)

Портал Педагога «Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2016г.)

- Муниципальный уровень – Представление опыта работы на Р.М.О. по теме                                   «Формирование познавательных интересов и познавательных                                             действий  у дошкольников  » (2016 г.)

 Участник муниципального конкурса на лучшую учебную  разработку  занятия (2015г.), (2016г.)

 Участник муниципального конкурса «Лучшее творческое  занятие» (2016г.)

 Участник муниципального конкурса профессионального                                        мастерства «Урок (занятие) года» (2017г.)

 Участие в районном конкурсе «Математический знайка» – 2015г.

- Институциальный уровень - Конкурс фестиваля методических идей                                                   «Использование компьютерных игр для оценки                                                 индивидуального развития детей» Познавательное   развитие (2016г.)

Мастер -класс  (представление опыта работы)  «Использование дидактических игр как способ  формирования математических способностей»   (2016 г.)

 Слайд 25

Желаю всем хорошего настроения. Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад «Росинка» п. Пионерский»

Опыт работы по теме

«Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение  и семьи по вопросам математического развития   детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила Патлина Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории

  1. Сведения об авторе

Опыт работы Патлиной Ирины Александровны представлен  по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития   детей старшего дошкольного возраста»

Образование высшее: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт» 2010 год, «Дошкольная педагогика и психология»

Первая  квалификационная категория

Работаю в Муниципальном  автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад «Росинка» п. Пионерский» с 1997 года

Адрес Интернет-ресурса участника конкурса:     https://nsportal.ru/patlina-irina-aleksandrovna

  1. Условия формирования опыта

Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».

Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.  

          На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

1) изучение накопленного опыта по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития   детей старшего дошкольного возраста»» в научной и методической литературе;

2) изучение опыта коллег в процессе посещения открытых занятий, курсов повышения квалификации;

3) участие в районных методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, мастер-классах;

Мастер-класс  «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html

 Мастер класс  (Районный ПДС педагогов ДОУ) "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста" (2016г) http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html

4) участие в конкурсах различных уровней;

https://nsportal.ru/albom/2015/07/24/patlina-irina-aleksandrovna/moi-uspehi-i-dostizheniya-moih-vospitannikov

5) особенности дошкольного образовательного учреждения;

6) изучение особенностей педагогической работы по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития  детей старшего дошкольного возраста» на сайтах других образовательных учреждений.

    В ходе изучения уровня развития  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено:

  • При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения  в применении  их в практической деятельности.

Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить

  • Недостаточность  знаний развития программных требований по формированию элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.

  1. Теоретическая база опыта.

Математическое образование дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития образования периода детства. Поэтому важными ориентирами в решении актуальных проблем математического образования являются труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Ф. Фребеля, М. Монтессори, Д.Л. Волковского и др. Неоценимый вклад в теорию и методику математической подготовки дошкольников внесли Е.И. Тихеева, J1.B. Глаголева, Ф.Н. Блехер, A.M. Леушина, JI.C. Метлина, A.A. Столяр, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Т.Н. Ерофеева, Е.И. Щербакова, Л.Г. Петерсон, A.B. Белошистая и многие другие педагоги. Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание такие авторы З.А. Михайлова; Е.А. Носова;  А.А. Столяр.

Продуктивный подход к решению этой задачи сложился в советской педагогике и психологии на основе данных многочисленных исследований. Он заключается в следующем: в условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности детей, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием элементарных математических представлений и логических операций. При таком подходе, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).  Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников,  частью  которого  является  развитие  математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающим современным требованиям.

Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить математические знания и приобрести навыки.

Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать многочисленные поводы и возможности для применения математических знаний в повседневной жизни и играх. Дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека.

Планируя работу по формированию элементарных математических представлений, педагог должен продумать содержание повседневной деятельности.

Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует применять в указанных видах деятельности детей. Использование этих знаний в разных условиях делает их более значимыми для детей и прочными.

Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически.

     С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте. На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество ДОУ и родителей детей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Вопросами взаимодействия педагогов и родителей занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Они подчеркивали необходимость создания крепкого союза между семьей и воспитательным учреждением.

Оригинальную теорию дошкольного воспитания создала Е.И. Тихеева. Одной из основных идей этой теории является идея преемственности воспитания в детском саду, семье и школе.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Т.А. Куликова отмечает, что «взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения». В.Н. Мясищев отмечает, что «результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые являлись внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих».

В словаре С.И. Ожегова сказано так: «Взаимодействие – взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка».

Добиться эффектного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний  можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.

Основные направления реализации Концепции
Дошкольное образование:

Система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить:

- условия (предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста

Область математической деятельности и применений математики стремительно расширяются. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Акцент ставится не только на изменении форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, но и изменении философии взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, что бы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрение новых  более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности  математического характера, учиться оперировать  имеющимися  знаниями в изменившейся обстановке.

Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.

  1. Новизна опыта

Новизна педагогического опыта заключается  в практико – ориентированном подходе применения детьми старшего дошкольного возраста математических знаний в бытовых условиях (детском саду, дома).

Инновационная направленность:

  1. Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством практического применения математических знаний.
  2. Использование детьми своего жизненного опыта на практике.

Творческая направленность:

  1. обучение в увлекательной игровой форме;
  2. мотивация к самостоятельному выполнению;
  3. включение практических навыков в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).

Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой  деятельности.

Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире.

Универсальность: возможное использования данного опыта, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.

  1. Адресность опыта

Представленный опыт работы апробирован в практической деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений  и родителей.

  1. Трудоемкость опыта 

Представленный опыт работы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).

Дополнительные трудозатраты были на этапе подготовки дидактического и демонстрационного материала, необходимого  для реализации плана работы.

При взаимодействии с родителями:

  1. Повышение педагогических знаний родителей
  1. Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал
  2. Индивидуальные беседы – по мере необходимости
  3. Сайт (ДОУ, группы) – ежемесячно
  1. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
  1. Проектная деятельность – 1 раз в год
  2. Участие  в конкурсах  разных уровней – в течение года
  3. Формирование предметно-пространственной среды - в течение года

При  взаимодействии педагога с детьми:

  1. Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц
  2. Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю
  3. Игровая деятельность – ежедневно
  4. Проектная деятельность – 1 раз в год
  5. Участие  в конкурсах  разных уровней - в течение года

При  взаимодействии родителей и детей:

  1. Проектная деятельность - 1 раз в год
  2. Изготовление дидактических игр и пособий - в течение года
  3. Творческие задания - в течение года
  4. Участие в конкурсах - в течение года
  1. Технология опыта 

Опыт реализован в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

  1. Подготовительный этап: входящая диагностика (изучение уровня развития детей и анкетирование родителей), разработка перспективного плана работы
  2. Основной этап: реализация перспективного плана работы (с детьми и родителями), промежуточная диагностика уровня развития детей, корректировка перспективного плана по работе с детьми)
  3. Заключительный этап: итоговая диагностика, разработка методических рекомендаций

        

        


 Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками.  Родителей нужно привлекать к помощи в виде конкретных советов и разъяснений, консультаций, практических примеров.

   

Интеграция формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО


     


  1. Работа педагогов с детьми

 Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Используются все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений  осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности. 

Также на занятиях по  формированию элементарных математических представлений  воспитатели использую различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей:

- достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам;

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

- художественное оформление.

Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. 

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим  материалом.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогала детям применять математические знания в разных ситуациях, создавала условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям). Дети с удовольствие играют в шашки.

https://nsportal.ru/albom/2018/10/08/patlina-irina-aleksandrovna/didakticheskie-igry-po-formimirovaniyu-elementarno

  1. Работа педагогов с родителями

С семьями воспитанников проводится как групповая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы. Родителям предлагаются задания  с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем. Показ открытых мероприятий. Привлечение родителей к организации и участию в досугах и праздничных мероприятиях. В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.  Разработана  индивидуальная программа профессионального   и личностного совершенствования воспитателя  в процессе самообразования

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/samoobrazovaniyu-individualnaya-programma-professionalnogo

- предоставление информации в сети интернет. Современным родителям – современное образование. Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций семьи. С целью организации помощи семье использую сеть интернет:  страничка группы и  на официальном сайте ДОУ.

https://disk.yandex.ru/client/disk/Познавательное%20развитие/Открытые%20занятия%20по%20ФЭМП

- Интерактивная  игра  «Фестиваль методических идей»

 - https://yadi.sk/d/t62mKgsyqSMed;         

-https://docviewer.yandex.ru/view/561601218/?*=3JedlSCGRESU7w8LvOTMA6qE4I97InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vNTJxYnV4UFM5TXpRUEJGN0lmcFRPdDE3NDlSM2FDQnpreTBaVUI2ZGNjST0iLCJ0aXRsZSI6ItCX0JDQndCY0JzQkNCiLiDQnNCQ0KLQldCc0JDQotCY0JrQkCAo0J%2FQsNGC0LvQuNC90LAg0Jgu0JAuKS5yYXIiLCJ1aWQiOiI1NjE2MDEyMTgiLCJ5dSI6IjU1MTk3MjgxMjE1MjMzMDAxOTMiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTM5MDE2OTYwODYzfQ%3D%3D

- использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить приемы проведения совместных мероприятий, наглядно представить информацию.

Выступление на педагогическом совете «Использование интерактивных игр при взаимодействии с родителями» http://dsrosinka.caduk.ru/DswMedia/vyistuplenienapedsovet2016patlinaia.pdf

Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей.

Открытое итоговое занятия для учителей и родителей  «Путешествие в сказку Цветик – семи цветик»  https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/08/17/konspekt-itogovogo-zanyatiya-puteshestvie-v-skazku-tsvetik-semi

После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.

Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений и обогащения предметно-развивающей среды группы. Проводились проекты:

-  «Шаги к математике»  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/proekt-shagi-k-matematike-vo-vtoro-mladshey-gruppe

- «Воспитываем патриотов https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/proekt-vospityvaem-patriota-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppy

-  «Книга в гости к нам пришла https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/proekt-shagi-k-matematike

- «Мама, папа,  я в детский сад идти пора» https://nsportal.ru/user/34479/page/vzaimodeystvie-s-roditelyami

Изготовлена дидактическая  игра «Найди пару» что очень понравилась детям на занятии и групповой игре. Дети стали лучше запоминать цвета и геометрические фигуры. Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений.

- https://nsportal.ru/albom/2018/10/10/patlina-irina-aleksandrovna/otzyv-o-rabote-vospitatelya

Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую – нибудь актуальную проблему.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления. Папка-передвижка «Математика для вас. Количество и счет», «Рекомендации по ФЭМП»,  Информационная папка для родителей: «Математика и игра» - (информация о блоках Дьенеша). На родительском собрании для родителей был проведен мастер – класс «Изготовление дидактической игры в домашних условиях».  

https://nsportal.ru/albom/2018/10/10/patlina-irina-aleksandrovna/otzyv-o-rabote-vospitatelya

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

  1. Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела:

  • мастер-классы,
  • разработка совместных проектов,
  • создание электронных дидактических и математических игр,
  • участие в дистанционных математических конкурсах,
  • игротеки,
  • создание дидактических пособий для логико-математического развития детей,
  • создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребенка в логико-математическом развитии,
  • издание семейной газеты «Логико-малыш»,
  • экспериментирование и исследовательская деятельность.

 https://nsportal.ru/albom/2018/10/10/patlina-irina-aleksandrovna/otzyv-o-rabote-vospitatelya

  1. Результативность опыта

Работа с родителями.

Анкетирование показало, что в средней группе из 25 семьей – 2 семьи  не полные. Социальная группа учителей, врачей, медицинских сестер, воспитателей, полицейских  – 82%. Образовательный уровень родителей: среднее образование – 60%, среднее педагогическое – 4%, высшее – 8%, среднее техническое – 16%, среднее медицинское – 12%.

На вопрос: «Имеете ли Вы представления о требованиях программы по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?», имею представления,  ответили 12 родителей -48%, 8 человек- 32%  считают частично, имеют представления,  5 человек- 20% не имеет представления (приложение 1).

Преимущество опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство и эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарно математических представлений.

Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами детского сада. Далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и обучении детей. Чаще всего они задают конкретные вопросы типа: «Как создать развивающую среду дома?» и т.п.

Результат

  1. Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы.
  2. Осознания родителями важности формирование элементарно математических представлений.

    Проанализировав анкетирование  родителей   по вопросам воспитания и обучения детей можно сделать вывод, что включенность   родителей   выросла на 24 %. (приложение 2)

Вывод:   родители постепенно из пассивных превращались в активных участников   образовательного процесса, что сказалось и на   знаниях детей. Усвоение программного материала у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее успешным, если определена оптимальная система методов и средств работы, построенных на взаимосвязанной работе педагога и семьи и создания соответствующих условий. 

Работа с детьми.

В результате проделанной работы по развитию математических представлений у детей в процессе развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребенка, о чем свидетельствует мониторинг исследования, которые определили следующие результаты (приложение 3,4):

В 2014-2015 году дети по итогам проведения мониторинга  показали следующие результаты: из 25 общего количества детей  следующие результаты: по разделу  «Формирование элементарных  математических представлений»

  • Высокий уровень развития показали 9 воспитанников, что составило - 39% 
  • Средний уровень развития показали 10 воспитанников, что составило 41%
  • Низкий уровень развития показали 5 воспитанников,  что составило - 20%

В 2015-2016 год дети по итогам проведения мониторинга выявлены  следующие результаты:  из 25 общего количества детей следующие результаты: по разделу  «Формирование элементарных  математических представлений»

  • Высокий уровень развития показали  20 воспитанников, что составило - 80% 
  • Средний уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16%
  • Низкий уровень развития показал 1 воспитанник,  что составило - 4%

Вывод: проведенная диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их деятельности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, создание единого образовательного пространства для математического развития ребенка способствовало тому что:

- у дошкольников, при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) повышается эффективность результатов по формированию элементарных математических представлений;  

 - родители становятся более компетентными в вопросах математического развития детей;

- родители заново открывают для себя радость общения с детьми.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

  • у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми

  • у детей сформировались навыки применения полученных математических знаний в практической деятельности.

Используемая литература

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
  2. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
  3.   Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
  4.  Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
  5. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
  6. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.
  7. Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Метлина,А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
  9. Сербина,Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.
  10. Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей старшей группы.
  11. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников.
  12. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.

Приложение 1

Анкетирование родителей

«Выявление педагогических знаний по формированию математических представлений у дошкольников»

Имеете ли Вы представления о требованиях программы по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?

  Критерии:

 -Имею  представления – 3 балла

-Частично имею представления – 2 балла

- Не имею представления- 1 балл

Приложение 2

Анализ анкетирования родителей

««Выявление педагогических знаний по формированию математических представлений у дошкольников»

 

Приложение 3

Диагностика педагогического процесса

Образовательная область (Познавательное развитие)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Ориентируется в пространстве (на себя, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением

Различает круг квадрат, треугольник, прямоугольник

Умеет группировать

предметы по цвету, размеру, форме, назначению

Итого

1

 ….

Критерии:

 -Имеет представления – 3 балла

-Частично имеет представления – 2 балла

- Не имеет представления- 1 балл

Приложение 4

Уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Опыт работы по теме: "Реализация регионального образовательного проекта ТЕМП через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста"

Реализация регионального образовательного проекта "ТЕМП" через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых (в том числе с профессиями своих родителей)...

Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка".  В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...

Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...

Опыт работы по теме "Семья как основа организации и реализации идей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлен обобщенный педагогический опыт  по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с родным городом, как малой Родиной в тесном взаимодействии с семьями во...