Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме: "ВЕТКА РЯБИНЫ"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Картышова Елена Валерьевна

 Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием 

выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВЕТКА РЯБИНЫ25.2 КБ

Предварительный просмотр:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №6

Интеграции детских видов деятельности
открытый показ   в ДОУ 
на тему:
«Ветка рябины»

                                                 

                                                                    Воспитатель: Кузнецова Е.В.












Заполярный,  декабрь  2017



                                                       
«Ветка рябины»

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: Мольберт, иллюстрации рябины, различных лесных ягод, в том числе ягод рябины, веточка рябины.
     
Раздаточный: Альбомный лист, гуашь, ватные и поролоновые палочки, тряпочки, палитры.
        Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за рябиной, строением листьев и гроздьев ягод.
    Цель: Продолжать знакомить детей с растительным миром  родного края, закреплять представления детей о ягодах, произрастающих в Заполярье.
    Задачи: 
Обучающие: 
-  Расширять знания детей о многообразии северных ягод, их питательных и лекарственных свойствах.

-  Познакомить детей с одним из видов деревьев – рябиной, особенностями её роста, цветения, плодоношения, распространения.

-  Дать знания о роли рябины в жизни птиц, животных и человека.

Развивающие: 
-  Обогащать речь детей образными выражениями, сравнениями, развивать способность к восприятию художественного слова.

-  Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, умения видеть красоту природы, отображать её в речи и продуктивной деятельности.

-  Развивать способность использовать для рисования нетрадиционный материал (поролоновые и ватные палочки), украшать лист бумаги крупной веткой рябины.
Воспитательные: 
-   Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, эстетическому восприятию природы, восхищению её красотой.

-  Формировать положительное бережное отношение к растительному миру родного края, умение в дальнейшем ценить, разумно и бережно использовать дары природы.
                                                 Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое лукошко сегодня я вам принесла. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдёте в моём лукошке. Приготовились? Слушайте внимательно.
1.Сине-черная сладкая,
   Смотрит украдкою.
   Рви да знай –
   Руки не замарай
! (Черника)

-Как вы догадались, что это черника? (черника сладкая, сине – чёрного цвета, пачкает руки, рот).

- Почему эту ягоду называют черникой?

-  Правильно, черника чернит руки и рот, она очень мягкая, легко давится и мнётся, когда её собираешь. Все любят чернику, потому что она сладкая и полезная.
2. Листики – с глянцем,

   Ягодки – с румянцем,

   А сами кусточки-

   Не выше кочки.

   В сентябре их соберёшь,

   Витамины запасёшь! (Брусника)

-  У брусники листики какие? С глянцем это значит с блеском, блестящие. А какие ягодки с румянцем? (красного цвета).

Давайте все вместе скажем  листики- с глянцем, ягодки – с румянцем. ( дети повторяют хором).

- Кто был внимателен и скажет, когда бруснику собирают и зачем? (в сентябре собирают, витамины запасают).

-  Правильно, брусника богата витаминами, она и полезна, и целебна. Брусничный отвар помогает лечить разные болезни.

-  А что можно приготовить из ягод?  (варенье, желе, сок, компот, пироги, ватрушки).

3.И красна, и кисла

   На болоте росла.

   Круглая, как пуговка,

   Красненькая… (Клюковка)

-    Как в загадке говорится про клюкву?

-   Давайте хором повторим

И красна, и кисла, на болоте росла.

-  Клюква- целебная ягода, из неё готовят морс, сок, украшают сладкий торт.
4.На малину так похожа

   И душиста и пригожа

   Пожелтеет, подрастёт,

   Станет сладкой, словно мёд.

   Подумай немножко

   Как зовут её? ( Морошка)

- Как в загадке сказано про морошку?

- По виду она какая?

(на малину похожа и пригожа, как поспеет- пожелтеет).

- А по запаху какая?  (душистая).

- А на вкус?  (сладкая, как мёд).

- Вот какая замечательная ягода морошка!

Что же находилось в лукошке?  (ягоды). 

Назовите их (черника, брусника, клюква, морошка).  Где растут эти ягоды? Правильно, это наши северные ягоды, они растут в лесу, на болоте, на кочках, на низких кустиках.

        Разминка

Рябинка

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.) 

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

А я вам приготовила ещё одну загадку про северную ягоду. Послушайте.

Висят на ветке подружки,

Прижавшись, тесно друг к дружке.

Красные горошины

Снегом припорошены.  (Рябина).

Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно (показ иллюстрации). Знакомо ли вам его название? Можете объяснить, почему рябину считают красавицей? Что, в ней красиво?  (Резные листья, разноцветная окраска, гроздья ягод).

Ягоды не сладость, зато глазу радость!

Городам и лесам – украшенье,

Людям и животным – угощенье.

        Рассказ воспитателя

       Рябина прекрасное дерево. Каждую весну она распускает свои нежные листики (показ иллюстрации), а к лету на рябине появляются грозди белых соцветий (Показ иллюстрации). Как они радуют глаз! Но проходит немного времени и белые цветы превращаются в твёрдые зелёные горошинки ягод. (Показ иллюстрации).

        Рябине много предстоит отдать им сока, тепла и заботы, чтобы они превращались в красные гроздья (показ иллюстрации).

        Каждый год  появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и ели ветки держит – так много на них ягод.

        И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что её ягоды будут объедены, склёваны, сжёваны прямо на дереве.( Показ иллюстрации свиристели на рябине).

         А если какие ягоды на землю и упадут , так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы. (показ иллюстрации).

  Стихотворение «Рябина» Н. Шумов.
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
(читает ребёнок)

    Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
        Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.
(Показ иллюстрации).
      Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.
(показ иллюстрации).
                                  Физкультминутка

                                  «Станем мы деревьями»

     
Воспитатель:  Сегодня я принесла  веточку рябины. Давайте рассмотрим ее. Расскажите,  какого цвета ягоды? Какой они формы, как расположены? (ответы детей). Вы заметили, что на ветке нет листочков? А почему? (ОТВЕТЫ) 
        А на веточках, которые я приготовила для вас, нет даже ягод. Предлагаю вам их нарисовать.

         Рисовать гроздья рябины мы будем с помощью ватных и поролоновых палочек. Давайте вспомним, как ягоды расположены (ответы).

Висят на ветке подружки, прижавшись тесно, друг к дружке.

     Какими палочками удобнее рисовать ягоды? (поролоновыми). А что вы нарисуете ватными палочками? (маленькие чёрные точки на каждой ягодке).

     Прежде, чем приступить к рисованию, давайте разомнём пальчики.

       

                       Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

           Раз, два, три, четыре, пять   (пальчики обеих рук «здороваются)

           В лес идём мы погулять     (обе руки «идут» указательными и
                                                          средними пальчиками по столу)

           За черникой за брусникой,

           И за клюквой, голубикой (загибают пальчики, начиная
                                                        с большого сжимая в кулачки),

           А морошку найдём
          – братишке отнесём!
(разжимают пальцы  ладонями вверх).

Самостоятельная работа детей. Помощь детям при затруднении. Коррекция осанки.

Итог занятия. Анализ готовых работ.

Посмотрите и полюбуйтесь веточками, которые вы нарисовали.

(дети рассматривают работы, высказывают своё мнение).

Помните как про рябину - красавицу говорят:

   Ягоды не сладость, зато глазу радость!

   Городам и лесам – украшение,

   Людям и животным – угощение!

Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой, ветки рябины – красавицы получились как настоящие! Спасибо, вам  за работу.

                                           ФОТО НА ПАМЯТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи у детей средней группы

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.Тема:  «Игрушки»....

Методическая разработка по развитию речи у детей средней группы

Методическая разработка была создана с целью научить учавствовать детей в коллективном пересказе, совершенсвовать мелкую и артикуляционную моторику и многое другое....

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы  с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деяте...

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы.

Продолжать формировать у детей навык пересказывания сказок, пользуясь ключевыми картинками и подбирать существительные к прилагательным. Продолжить работу по автоматизации звука «Ш» и по ф...

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду".

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду"....

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду".

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду"....