ПРОЕКТ Внедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краем
проект на тему

Дорофеева Любовь Павловна

Система образования  в соответствии с ФГОС переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества, т. е. включение в воспитательно – образовательный процесс НРК.

Национально – региональный компонент  (родная  природа,  культурное  наследие – памятными  архитектуры, искусство, декоративно – прикладного  искусства,  художественно – ремесленные  традиции, язык, обряды, фольклор, народные  игры  ит.д.)  в  дошкольном  образовании  помогает  детям  ощутить  и  сознать  свою  принадлежность к  своей  «Малой  Родине», к  своему  дому, воспринимая  всю  полноту  ближайшего  окружения,  усваивая  при  этом  общечеловеческие  и  национальные  ценности в  духовном, материальном  и  морально – эстетическом  плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorofeeva_proekt.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Пестречинский детский сад №3 «Солнышко» Пестречинского муниципального района РТ.

ПРОЕКТ

Внедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краем

                                                     

    Выполнила :Дорофеева Любовь Павловна

Старший воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ Пестречинский детский сад №3 «Солнышко»

Пестречинского муниципального района РТ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. № 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" внесли значительные коррективы в  ДО.

Система образования  в соответствии с ФГОС переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества, т. е. включение в воспитательно – образовательный процесс НРК.

Национально – региональный компонент  (родная  природа,  культурное  наследие – памятными  архитектуры, искусство, декоративно – прикладного  искусства,  художественно – ремесленные  традиции, язык, обряды, фольклор, народные  игры  ит.д.)  в  дошкольном  образовании  помогает  детям  ощутить  и  сознать  свою  принадлежность к  своей  «Малой  Родине», к  своему  дому, воспринимая  всю  полноту  ближайшего  окружения,  усваивая  при  этом  общечеловеческие  и  национальные  ценности в  духовном, материальном  и  морально – эстетическом  плане.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира,  тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

 Наиболее подходящей формой организации воспитательно – образовательного процесса  является проектная деятельность. Именно она охватывает все виды деятельности, позволяет наиболее доступно и интересно , содержательно преподнести детям весь материал, в нашем случае, это- ознакомление с  историческими  и духовными традициями, культурой и языком татарского  народа.

Актуальность  проекта:

Каждому  человеку  и  каждому  народу, чтобы  жить осмысленно  и  с  достоинством, надо  понимать  себя  осознавать свое  место  в  мире  природы, других людей, других  народов.  Такое  знание  и  понимание возможно,  когда  освоена  родная  культура,  когда понять  и  осмысленно прошлое – далекое  и  близкое.

В  настоящее  время  актуальным  является  проблема  сохранения  особенностей  культурных  традиций  и  языка  представителей  разных  народов  в  условиях  многонационального  государства.

Цель проекта:  Сохранение и развитие исторических и духовных традиций, культуры и языка татарского  народа .

Задачи проекта:

1. Приобщать детей дошкольного возраста к культуре татарского народа, его духовным, материальным ценностям, знакомство с историей родного

края, передача нравственных ценностей и духовных традиций своего народа;

2.Углублять представления об истории малой Родины; 

3.Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края, познакомить детей с татарским орнаментом, одеждой, обувью, головными уборами;

4. Расширять работу с родителями с использованием национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ;

5.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Татарстана. Осуществлять в рамках образовательного процесса нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

6. Обучение детей двум государственным языкам Республики Татарстан  на основе современных  образовательных технологий (УМК).

7. Создание  языкового пространства  обучения детей татарскому и русскому языкам  в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Принципы реализации проекта:

При  разработке  проекта    приоритетными  являются  следующие  принципы:

  • Принцип приоритетности  воспитания  в  педагогической  деятельности;
  • Принцип учета  психологических  и  индивидуальных  особенностей  детей,  родителей  и  педагогов;
  • Принцип сочетания доступности  и  научности  исторических  материалов;
  • Принцип взаимодействия  и  взаимопроникновения  разнообразных  видов  детской  деятельности;
  • Педагогики   сотрудничества;
  • Принцип безопасности;
  • Принцип  конкретности,  гуманности;
  • Принцип  региональности.  

В  проекте  учтены:

-  возрастные  особенности  детей  при  отборе  содержания,  темы  образовательной деятельности, задач  воспитания  и  образования;

-  уважение  к  личности  ребенка;

- обеспечение  детям эмоционально – психологического  комфорта;

-  создание  условий  для  развития  индивидуальности  каждого  ребенка;

- системность,

 - интеграция образовательных областей Физическое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное.)

Отличительные особенности проекта:

содержание  охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Он позволяет  формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, населении и окружающем нас мире природы.

Возраст детей: 5-7лет

Участники проекта:

  • дети,
  • воспитатели групп,
  • воспитатель по обучению детей татарскому языку,
  • музыкальный руководитель,
  • родители и члены семьи.

Тип проекта: познавательно-творческий

по методу:интегративный

по продолжительности: долгосрочный

Срок  реализации:сентябрь 2015 г. – август  2016 г.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное, речевое развитие-

Виды детской деятельности: занятия, беседы,познавательно-исследовательская

Социально-коммуникативное развитие-

Виды детской деятельности: коммуникативная,игровая, патриотическое воспитание.

Художественно-эстетическое развитие -

Виды детской деятельности: рисование, лепка, аппликация,восприятие художественной литературы, фольклора.

Музыкальное развитие-

Виды детской деятельности: пение, слушание.праздники

Физическое развитие

Виды детской деятельности: спортивные эстафеты, праздники.

Формы работы над проектом:

-занятия; 
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий.
-слушание музыки;-наблюдения.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Национальный уголок2.Методический комплект УМК3.Наглядный материал:

а) дидактические игры

б)  музыкальные сказки на татарском языке по мотивам сказок татарского писателя А.Алиша, мультфильмы по мотивам татарских народных сказок («Төлке белән каз», «Өч кыз», «Алтын бөртекләр», «Эшбеткәч, уйнарга ярый», «Ике кыз» и др. материалы из сайта: Татармультфильм)

в)  аудиозаписи  гимна Татарстана,  песни на слова Г. Тукая - «Туган тел».

г) просмотр видеороликов о Татарстане, Казани.

д) презентациис.Пестрецы,«Казань», «Поэт-герой - М.Джалиль», «Г.Тукай- великий татарский поэт»  и др.

Средства реализации проекта:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра;

- этнические мини-музеи.

Этапы проекта:

1 этап (сентябрь) Подготовительная работа:

  1. Подбор литературы, иллюстраций.
  2. Подготовить художественный, познавательный материал.
  3. Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
  4. Анкетирование родителей «Знаешь ли ты свой край?»
  5. Подготовить картотеку дидактических игр
  6. Создание игротеки игр разных народов
  7. Создание сюжетно-ролевых игр
  8.  Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

2 этап (ноябрь – июль) Основной.Реализация проекта.

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА

 С ПЕДАГОГАМИ

В течение всего года

Просмотр мультфильмов на татарском языке.

Проведение  системной работы по ознакомлению с произведениями  Г.Тукая

Участие в смотрах-конкурсах района. Драматизация  татарских сказок  в рамках досуговой деятельности.

Информационный стенд для родителей

«Татарча сөйләшәбез”.(Говорим по татрски)

Выступление на  родительских собраниях «Изучаем татарский язык».

Привлечение родителей к проведению национальных праздников.

Привлечение родителей к пополнению новыми материалами национальных уголков в группах.

Информирование родителей по просмотру татарских мультфильмов на montatar.ru, edu.tatar.ru

Участие в методических объединениях детского сада и района, города, Республики

Посещение культмассовых мероприятий (театры, музеи, концерты)

Практические занятия для начинающих «Говорим по  -татарски ».

Участие в национальных праздниках, проводимых в МАДОУ .

Проведение консультаций и бесед с педагогами по  вопросу обучения детей татарскому языку, использованию УМК.

Пополнение метод.копилки(длямультимедийного  использования)

Обмен опытом через электронное СМИ. Публикации в педагогических изданиях

октябрь

Беседы: «Моя малая Родина», «Столица –  это главный город».

Конкурс  макетов улицы села

Проведение педсовета «Организация работы по реализации  ФГОС в образовательном учреждении.

Творческое задание  «Мой дом»

Привлечение к оформлению атрибутов и  созданию костюмов к празднику

Праздник

“Бар матур бакча”.(Есть красивый сад)

ноябрь

Просмотр слайдов «Достопримечательностис.Пестрецы и  города Казани».

«Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)

Использование новых образовательных технологий, мультимедийных ресурсов нового поколения в работе с  детьми, организация  консультаций для воспитателей .

Чтение художественной литературы  

Выставка рисунков на тему: «Символика Республики Татарстан».

Пословицы и поговорки о родном крае. Объяснение значений пословиц о Родине.

Игра – путешествие по карте Татарстана. Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей.

Просмотр презентации «Символика Татарстана».

Консультации для родителей:

  «Гражданин воспитывается с детства»

  «Воспитание  толерантности  в воспитании  детей  дошкольного  возраста»    

декабрь

Разучивание гимна Республики Татарстан.

Конкурс на лучшее исполнение

Интеллектуальная игра «Знатоки родного края»  

(о Татарстане).

Организация  мастер-класса по обучению татарскому языку.

Чтение стихотворений  А. Анисимова  «Татарстан», Р. Миннуллина  «Над Казанью»,   и  др.

Оформление альбома

 « Красота родной природы Татарстана»

Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках.

Конкурс чтецов

«Я люблю свой край»

КВН « Природа нашего края»

Презентация  для детей на тему: «История моего села».

Оформление уголка для родителей: «С чего начинается Родина?».

январь

Выставка творческих поделок  на тему:

« Герб  села .Пестрецы».

Анкетирование родителей: «Что мы знаем о своем селе?».  

Педсовет №3 Деловая игра  "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

Пословицы и поговорки о родном крае, городе. Как мы понимаем пословицу: «Где родился, там и пригодился»

Изготовление альбома «Наше село Пестрецы».        

Выставка работ  на тему:  «Дом, в котором мы живем».

    Конкурс рисунков: «Мое село».

«Сделаем  наш  село  чище»

Конкурс поделок  из  бросового материала  совместно с  родителями

февраль

 Интерактивное путешествие    на тему: «Казань — спортивный город».

Составление  рассказов  о  родном селе   по  названиям  улиц.

Смотр – конкурс дидактических игр.

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт».

Выпуск газеты "Мое село" использованием фотоматериала.

Интерактивная экскурсия   "Наше село"

Выставка детских рисунков “Туган ягым”(“Край ты мой любимый”).

Викторина  «Знаешь  ли  ты  свое  село».

Литературно – музыкальная композиция «Казаным» («Моя Казань»).

Конкурс «Татарская красавица»

    Папка — передвижка на тему:  «Татарские народные праздники».

март

Праздник тюбетейки

Выставка «Национальные блюда».

Тематическая проверка «Организация работы по внедрению УМК».

Конкурс рисунков «Тюбетейка и калфак»

    Изготовление  книги: «Орнаменты - душевные узоры татарского народа».

Показ  - Драматизация татарской народной сказки «Три дочери».

Составление  альбома

 «Музеи  нашего  села».

Конкурс поделок «Татарские народные украшения»

Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» - Что мы знаем о татарском народе?

Музыкальное развлечение «Науруз».

“Карга боткасы”.(Снежная каша)

« И туган тел, и матур тел….» - международный день татарского языка.

Творческий вечер      « Жизнь  и  творчество Габдуллы Тукая».

Оформление папки – передвижки:  «Габдулла Тукай - известный детский сказочник ,

любимый писатель и поэт».

апрель

Конкурс песни на слова  

Г. Тукая «Родной язык».

Выставка рисунков  по сказкам Г. Тукая.

Анализ созданных условий и качество обучения родному  татарскому языкам во время НОД, режимных моментов .

Драматизация сказки «Водяная».

Конкурс поделок: «Любимые герои»

Конкурс чтецов произведений Тукая

Изготовление  костюмов к празднику.

Конкурс - Конструирование  из природного материала (коллективная  работа) «Шурале».

Праздник с участием родителей «Тукай — в наших сердцах».

“Без  Тукайлы халык”.(Мы народ Тукая)

«Этих  дней  не  смолкнет слава!» Встреча с  участниками Великой Отечественной Войны.

Выставка рисунков на тему: «День Победы – великий праздник»

май

Конкурс   «Поздравительная  открытка  ветеранам  Великой  Отечественной  войны»

Оформление фотоколлажа «Парк Победы в нашем селе»

Педсовет №5 Подведение итогов года.

Праздничный  утренник  «Звезда  Победы»

Выставка ручных работ (народное декоративно-прикладное искусство) «Наши руки не знают скуки».

Рисование на тему: «Любимые праздники народов Татарстана».

   Оформление   уголка на тему: «Дружба народов».

июнь

Спортивно – фольклорный праздник  «Сабантуй»

Анкетирование «Знаете ли  вы традиции своего народа».

Конкурс «Предметно-развивающая, языковая среда в группах .»

Музыкальное развлечение

« Путешествие  с волшебнымкураем в страну мелодий »

Выставка  рисунков   на тему: «Национальные костюмы моего народа».

Фестиваль семейного творчества «Золотые руки»

(конкурс поделок краеведческой тематики)

Фотовыставка «Традиции моей семьи».

Оформление папки – передвижки« Татарские композиторы»

Музыкально  литературный вечер

 «Композиторы и поэты Татарстана»

Родительское  собрание

«Приобщение  детей  к  народным  традициям»

июль

Вечер народных игр «Венок дружбы».

Оформление папки – передвижки « Писатели и поэты Татарстана»

Проведение консультации, бесед с педагогами по обучению детей государственным языкам .

Игра – драматизация по мотивам татарских народных сказок

 Конкурс  рисунков мелом  на асфальте «Герои татарских сказок»

Привлечение к изготовлению атрибутов для  вечера народных игр

Привлечение к изготовлению костюмов для игры  - драматизации

        Деятельность  педагогов: направление  деятельности  детей,  оказание помощи,  обогащение  их  жизненного  опыта  историческими  событиями  через  произведения  искусства  (изобразительное, музыкальное, театрализованное,  а  также  чтение художественных произведений, продуктивной, игровой  деятельности), организация  совместных  с  родителями  воспитанников  мероприятий,  направленных  на знакомство с культурой татарского народа,  с  родным  краем  и  городом ,  формирующих  чувств  патриотизма  за  свою  малую  родину.

Деятельность детей:  усвоение  новых  знаний,  практических  умений, проявление  активной  позиции, творческой  инициативы, желание  выразить  свое  эмоционально – положительное  отношение  к  увиденному  и  происходящему, привлечение  родителей  к  своей  деятельности.

3 этап (август). Заключительный. Анализ результатов проекта:

1.Анализ выполнения запланированных мероприятий (педсовет)

2.Степень освоения материала проекта (мониторинг)

3.Итоги реализации - обобщающая презентация проекта, проведение праздника «Моя Республика -  Татарстан!»

Итоги (ожидаемые результаты) проекта:

ПЕДАГОГИ:

  • Повышение  теоретического  уровня  и  профессионализма  педагогов  в  вопросах  обучения  детей  национально – регионального  компонента;
  • Обогащение  предметно -  развивающей  среды,  материально – технического  и  программно – методического  обеспечения;
  • Систематизация  работы  по  ознакомлению  детей дошкольного  возраста  с родным  краем;

ДЕТИ:

  • Расширение  знаний о родном крае, городе, о  его  достопримечательностях,  объектах  культуры, истории итд.
  • Воспитание  интереса,  любви  к  современной  и  исторической  части  села и города;
  • Формирование чувства  гордости  за  РТ, за  свое село,  за  героев,  чьи  имена  помнят  и чтят  наш  народ;
  • Развитие  творческих  способностей,  интеллектуальных способностей  и  речевой  культуры.

РОДИТЕЛИ:

  • Повышение  интереса  к  современной  деятельности по изучению  истории  и  культуры  Малой  Родины;
  • Расширение  знаний  о РТ;
  • Гармонизация  детско – родительских – педагогических  отношений;
  • Активное  участие  в  мероприятиях, проводимых  в  ДОУ  и  группе

Список литературы

1.Аудио-китап «Татар әкиятләре», «Сказки на татарском языке»CD-диск. «Союзмультфильм» на татарском языке. Выпуск №3,4 Мультипликационные фильмы.                                                                                                                                    2. Р.К. Шаехова Региональная программа дошкольного образования.                                                     3. Бурганова Р. Г. «Татарский орнамент ИЗО детей от 3-х до 7 лет».                               4. Закирова К.В. «Танцы народов Поволжья Компания "Алсу” Диск.                                    5. Ибрагимова З.Г Методическое пособие к аудио-приложению «Шома бас» по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям.                                                                                                                             6. О.П. Радынова«Слушаем музыку».                                                                                           7 А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н.Жигналь... «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».                                               8. С.А. Козлоава,   Л.И. Катаева. « Мой мир». Приобщение ребенка к социальному миру.                                                                                                                                         9.Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях, «О детях – героях Великой Отечественной войны», «О хороших и плохом поведении».                                                                                                  10. Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»                                                                             11. Н. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».                                                                                                                      12. Закирова К.В. «Балачак аланы», «На поляне детства».13.Н.И.Солянова,А.Р.Маслов, И.Л.Ларин, А Т.Апушев.Стихи, рассказы о Малой Родине. (с.Пестрецы).                                                                                               14..Летопись села Пестрецы                                                                                                    15.З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрәчева,   Л.Ә. Шәрипова и др.Татарча сөйләшәбез Говорим по -  татарский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"

У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться.            ...

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Проект на тему: "Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через ознакомление с родным краем"

Развитие познавательных способностей через ознакомление с родным краем включает в себя развитие таких способностей как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, ставить перед собой цель, решать про...

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

ПРОЕКТ Внедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краем

ПРОЕКТВнедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краемКаждому  человеку  и  каждому  народу, чтобы  жить ...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...