рабочая программа ГКП
рабочая программа на тему

Бычкова Анастасия Викторовна

Рабочая программа ГКП 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Инсарский детский сад «Солнышко»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ «Инсарский

детский сад «Солнышко»

___________________Проказова Н.Г.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………..

1.2. Возрастные психофизические особенности детей раннего возраста…………

1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Группа кратковременного пребывания» …………………………….

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы….……………………………

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение ………….………………………………

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав учреждения;

Настоящая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы 

  1. Оздоровительные:

• обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса;

• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

  1. Образовательные:

• вызвать у детей радость от общения с окружающими;

• побуждать детей к самостоятельной деятельности;

• формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

• формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

• обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

  1. Воспитательные:

• способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;

• способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

• способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

• развивать любознательность;

  1. Для родителей:

• оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;

• формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основные принципы программы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество воспитателей с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Условия реализации программы:

1. Систематическое проведение образовательной деятельности.

2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.

4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.

5. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

6. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

Возрастные психофизические особенности детей раннего возраста

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы.

Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. К двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте.

Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

  1. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В группе кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, планируется общее количество рабочих дней-встреч – 72.

Воспитательно-образовательный процесс с детьми будет осуществляться два раза в неделю в течение 2 часов с сентября по май. Количество ООД в день встречи – 3, длительность одного ООД – 10 минут. В каждый день встречи планируется проводить:

  1. Занятие с дидактическим материалом, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы (по выбору).
  2. Музыкальное и развитие навыков движений (чередование).
  3. Конструирование, рисование, лепка (по выбору).

Образовательная деятельность детей по областям развития

  1. Социально-коммуникативное развитие - Легко воспроизводить в игре отдельные явления, последовательные действия. Кушать аккуратно. Пользоваться носовым платком. Частично одеваться и раздеваться. Контролировать физиологические отправления.
  2. Познавательное развитие — подбирать по образцу предметы 4-х основных цветов. Различать 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирать по образцу однородные предметы, сходные по форме.
  3. Речевое развитие:
  • понимание речи взрослых (импрессивная речь)— понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке;
  • активная речь (экспрессивная речь) — словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми.
  1. Художественно-эстетическое развитие - восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
  2. Физическое развитие — ребенок перешагивает через палку, поднятую от пола на 18-20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для реализации программы создано материально-техническое обеспечение процесса образования детей раннего возраста с учетом разных видов деятельности и индивидуальных траекторий развития детей:

Перечень средств обучения и воспитания: 

  • Наборы резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм. Развитие сенсорных процессов, связанных с различением и обобщением цвета и формы.
  • Занимательная коробка с набором шаров и кубов двух размеров. Упражнение в различении форм, размеров и в сопоставлении объемных фигур с их контурными обозначениями.
  • Пирамидки трех контрастных размеров. Различение и сопоставление размеров; формирование практического представления о последовательности действий, умения совершать целенаправленные, законченные по результату действия; усвоение слов «большой», «поменьше», «самый маленький».
  • Пирамидки пяти контрастных размеров. Дальнейшее совершенствование умения различать размеры; развитие волевого усилия, направленного на завершение действий.
  • Матрешки трехместные. Упражнение в различении контрастных величин, в составлении целого с учетом дифференцировки различных по размеру и форме частей; развитие способности к волевому усилию.
  • Лоточки для скатывания шариков. Практическое познавание свойств наклонной полоски и зависимости между силой толчка и скоростью скатывания шарика.
  • Большой строительный набор. Развитие мышления, навыков конструирования и практического употребления геометрических форм.
  • Лотки для поочередного прокатывания автомобилей. Развитие форм общения между детьми, совместных действий.
  • Набор «Достань колечко». Развитие практического мышления; формирование орудийного способа действий; дальнейшее совершенствование сенсорики (глазомера и цветоразличения).
  • Набор «Покатай куклу» (тележка со стержнем и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце). Дальнейшее развитие мышления, глазомера, умения правильно использовать специализированное орудие и соотношение между значимыми деталями игрушки.
  • Набор для игр с водой. Дальнейшее развитие мышления, умения применять различные способы использования специализированных орудий, ознакомление со свойствами воды; развитие ручной умелости.

Перечень методической литературы:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе.
  2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детской саду.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд.
  5. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.
  6. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми.
  7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  8. Развернутое перспективное планирование. Первая младшая группа» по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  9. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...