Программа технология "Триз"
рабочая программа (средняя группа) на тему

малолеткина наталья владимировна

Программа по использованию технологии Триз

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_triz.docx68.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад  общеразвивающего вида  №1

Программа по использованию технологии ТРИЗ

(Теория решения изобретательских задач)

Средняя группа.

Составила: воспитатель                                               Малолеткина Наталья Владимировна.

                                        2018 год

Содержание

  1. Целевой раздел
  1.  Пояснительная записка
  2.  Цели и задачи программы.
  3. Возрастная характеристика детей 3-4 лет.
  4. Планируемые результаты освоения программы.
  1. Содержательный раздел
  1. Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. Интеграция образовательных областей.
  2. Взаимодействия с родителями воспитанников.
  3. Особенности организации мониторинга.
  4. Перспективно – тематический план работы.
  1. Организационный раздел
  1. Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.
  2.  Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Придумал ее  изобретатель и писатель - фантаст Генрих Саулович  Альтшуллер. Он  считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.                                                                         ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии дошкольников корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решения проблем. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и  воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:

  • Развития воображения;
  • Развития мышления;
  • Формирование качеств творческой личности;
  • Формирование культуры общения.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения.

 Задачи:

- Развивать познавательные и творческие способности воспитанников путём экспериментов, предположений, сопоставлений и рассуждений;

- Развивать произвольное воображение методами эмпатии, типовыми приёмами фантазирования;

- Формировать независимость мышления (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы);

- Активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь;

- Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблемы, стремление доводить начатое дело до конца;

- Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам которые нас окружают, умение сохранять уверенность в свои способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

1.3. Возрастная характеристика детей 4-5 лет.

          Возрастные особенности детей 4 - 5 лет

Дети 4-5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. К пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. По собственной инициативе убирают игрушки, выполняют простые трудовые обязанности, доводят дело до конца. У детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как  мальчикам, выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Поведение не столь импульсивно и непосредственно, но всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы.

Ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

Любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений и лучше всего это удается детям в игре.

Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений, сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

        К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, и именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). Интенсивно развивается память ребёнка, он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится, более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

   1.4. Планируемые результаты освоения программы.

Систематизированные занятия позволят детям овладеть приемами фантазирования; находить и называть противоречивые свойства разных объектов и явлений; строить классификационные структуры; иметь представление о веществах, из которых состоят некоторые предметы; проявлять интерес к составлению загадок, рифмованных текстов; уметь представлять то, чего не существует, создавать заведомо новое; отражать реальную действительность в новых, непривычных сочетаниях и связях; целенаправленно, осознанно управлять воображением; проявлять чувствительность к проблемной ситуации; иметь представление объекта как системы; сравнивать объекты по разным признакам;  строить классифицированные структуры в зависимости  от назначения признаков; описывать объект по его основному назначению и находить его скрытые возможности; использовать методику «маленьких человечков» в жизни; проявлять навыки в области культуры общения и коммуникативные качества.

II.Содержательный раздел

2.1.Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. Интеграция образовательных областей.

Система занятий по формированию целостной картины мира у детей разработана на концептуальной основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, особенностью которой является направленность на формирование развитого воображения, нестереотипного мышления и нешаблонного мышления у детей, побуждения мыслить диалектитечески, системно, функционального ребенка, рассматриваемого в качестве субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культурное наследие. Занятия составлены в соответствии с принципами и подходами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом ДО, обеспечивающими обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей; соответствие условий, требований, методов по возрасту и особенностями развития.

Программа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач включает в себя следующие формы работы. На  занятиях  детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам. При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.

Ведущими методами и приёмами являются:

  синектика (превращение непривычного в привычное и, наоборот, - привычного в непривычное);

 моделирование маленькими человечками (согласно которому все окружающие состоит из множества маленьких человечков);

 системный подход к окружающему миру (любой предмет, каким бы он ни был, большим или маленьким, твердым или жидким, является частью какой-то системы и сам из чего-то состоит);

метод мозгового штурма (преодоление психологической инерции, создание условий для прорыва сил, бушующих в подсознании).

метод эмпатии (постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека.)

приём фантазирования (ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти)

морфотаблицы  и мнемотаблицы (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций)

При использовании этих методов запрещается любая критика и поощряется любая идея.

Дети придумывают, предлагают, спорят, корректируют высказанные идеи. Эти ситуации зачастую возникают незапланированно, при решении какой – нибудь стихийно возникшей бытовой или сказочной задачи, во время игры - занятия, при обсуждении какого - либо поступка, случая или художественного произведения.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие

Задачи:

Формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов, учить самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры; развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости). Воспитывать у детей интерес к процессу познания.

Социально- коммуникативное развитие

Задачи:

Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  развивать навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада, позитивные установки  к различным видам труда и творчества,  основы  безопасности в быту, социуме, природе.

Речевое развитие

Задачи:

Создать  условия для развития образной стороны речи детей (обогащать  словарный запас оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами).  Повышать эффективность овладения всеми языковыми средствами,  формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций.  Развить гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

Развивать воображение путём  использования нестандартных и стандартных приемов  рисования. Научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности. Вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

Физическое развитие

Задачи:

Формировать привычку к здоровому образу жизни используя методы графической аналогии. В процессе самообслуживания - алгоритм последовательности в умывании и одевании. Для овладения двигательной культурой на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, спортивных играх и соревнованиях использовать метод синектики,  карточки-схемы с изображением символов основных видов движения (бег, прыжки, ползание, лазание, бег в парах, по одному и т. д). Формировать способность к подражанию действиям животных, птиц. Развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.

Примерная структура занятий:

Приветствие и организационный момент.

Создание мотивации и  постановка проблемы.

Совместный поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии.

Обсуждение результатов и закрепление впечатлений в изобразительной деятельности.

Рефлексия.

Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии:

- НОД

- Проблемные ситуации;

- Чтение художественной литературы;

-Вопросы и ответы;

- Наблюдения на прогулках;

- Беседа;

- Сюжетно-ролевая игра;

- Дидактическая игра;

- Прослушивание музыки;

-  Инсценирование и моделирование ситуаций;

- Выполнение практических работ

2.2. Взаимодействия с родителями воспитанников.

В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки и т.д. В тоже время, они не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего загружая его память и обучая навыкам по показу и образцу.

Данная программа предполагает ведение разъяснительной работы среди родителей, привлечение их к  развитию творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи, знакомство их с основами приемов творческой педагогики. Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Минуты творчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашнее задания расширят возможности развития дошкольников.

2.3. Особенности организации мониторинга.

Диагностика осуществляется по диагностическому инструментарию данной программы.

Данные диагностики фиксируют следующие параметры:


  • мышление

  • внимание

  • чувствование

  • восприятие

  • речевое развитие

  • творческое и комбинированное воображение

  • социальная зрелость

  • двигательная деятельность

Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов.

Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа  были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы  креативности,  которые характеризуют формы продуктивной деятельности:  гибкость, разработанность, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.

Оригинальность

Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. 

Оборудование: набор  карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов или  простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ребенку необходимо дорисовать каждую их фигур.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Гибкость

Методика «Определение понятий , выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Вишня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

6. Какой ты знаешь транспорт?

Беглость

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно угадывают изображение одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет.

Ф.И. ребенка

Оригинальность

Гибкость

Беглость

ИТОГ

Уровень творческого потенциала

Процентное отношение на начало года

Процентное отношение на конец года

Высокий

Средний (нормальный)

Низкий

2.4. Перспективно – тематический план работы на 2018-2019 год.

Месяц    

Неделя

             Название игры

                 Ход игры

                 

                                     Задачи

Сентябрь

2 неделя

Игра «Хорошо - плохо».

(роза,  компьютер, дождь, рыба, солнце )

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, компьютер и другие картинки по выбору детей.  Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого.

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Формировать устойчивость внимания.

Активизировать словарь детей.

3 неделя

Игра «Хорошо - плохо».

(конфета, мороженое, огонь)

  Вариант 2 (конфета, огонь)

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

 Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

 То есть вопросы идут по цепочке.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

 Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

 В: Огонь - это плохо. Почему?

 Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

 В: Листопад - это хорошо?

 Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

 В: Листья под ногами - плохо. Почему?

 Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

 

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Учить детей логически мыслить.

Учить отвечать на вопросы по цепочке

Воспитывать уважение к сверстникам.

Октябрь

1 неделя

Игра "Маша-Растеряша"

1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

 Умение видеть ресурсы решения проблем.

Ознакомление детей с различными функциями предметов.

 Тренировать внимание.

Побуждать отвечать полными предложениями.

2 неделя

«Назови части»

(дом, велосипед, машина, самолёт)

Детям показывают  картинки с любыми объектами.  Ребята должны назвать части, из которых состоят эти объекты,  назвать их назначение. Для чего,  например нужна в доме труба и т. д.

 Дать понятие  о том, что объекты состоят из частей.

Учить детей выделять и называть части объектов

Учить, чётко произносить слова.

Называть назначение частей объектов.

Активизировать речь детей.

3 неделя

« На что похоже»

(колючка ежа, руль машины, лягушка-по цвету)

Ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.  

Активизация речи детей.

Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком.

4 неделя

«Перевертыши»

  • Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Продолжать пополнение словаря детей антонимами.

Упражнять в быстроте реакции.

Активизация словаря.

Продолжать знакомить со словами «перевёртышами»

5 неделя

«Что умеет делать?» 

(мяч, телевизор, лягушка, река)

Ведущий называет объект.  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Например: Телевизор.  может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

Продолжать формировать  умения выявлять функции объекта

Активизация словаря.

Учить подбирать к существительным глаголы.

Ноябрь

1 неделя

«Раньше-позже»  

 

   Мы гуляем с вами на улице, а что было до того, как мы вышли гулять. Дети отвечают: Мы одевались  и т. д.

 Учить детей составлять логическую цепочку действий.     

Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера"  

Продолжать развивать речь, память.

2 неделя

«Где живет?»

Ведущий называет предметы окружающего мира  - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, задаёт вопрос: Где живёт: например медведь (в лесу, в мультфильме, в книге и т. д.)

 Научить детей  выявлять  над-системные связи объектов живой и неживой природы.

Продолжать развивать речь детей, мышление.

Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их.

3 неделя

«Мои друзья»  

.

Мои друзья - это те, что могут говорить, летать, на чем можно сидеть в квартире, это то, что умеет жужжать, живут в лесу, бегать и. д.

 Учить детей находить общие свойства и функции с объектами.

 Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь

4 неделя

«Найди друзей»

Воспитатель задаёт вопросы:

Я умею оставлять след (карандаш, стержень,  фломастер и т. д.)

Я могу перевозить (машина, самолёт, лошадка и т. д.)

Я могу удерживать тепло (шуба, одеяло и т. д.)

Учить детей правильно находить функции объектов и называть их.

Учить детей быть внимательными.

Развивать логическое мышление.

Активизация словаря.

Учить отвечать на вопросы.

Декабрь

1 неделя

"Найди друзей"  

Называется предмет, например "пылесос". Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например: фен, кофемолка - "бытовые приборы"; или веник, щетка, метла - помогающие в уборке предметы).

Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.

Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира.

Пополнять словарь.

Формировать представления о назначении того или иного объекта.

2 неделя

"Рыболов"  

Воспитатель обозначает "озеро" (скакалкой) и "дом", где живут "рыболовы" (охотники). Ребенок выходит из "дома" и говорит слова: "Я иду на рыбалку и поймаю карася" - делает шаг вперед к "озеру". Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к "озеру". Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до "озера". Аналогично проводится игра "Охотник", "Птицелов" (обозначается "лес").

Упражнять в классификации представителей животного мира.

Продолжать формировать представления об объектах живой природы.

Развитие разговорной речи.

Учить, правильно строить предложения.

Пополнять словарь детей.

3 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»  

Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца).  Обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т.д.).

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Учить определять функцию любого объекта.

Учить детей рассуждать.

Активизировать словарь детей.

Январь

2 неделя

"Дразнилка"  

Ведущий обозначает объект, дети называют его функцию, и с помощью суффиксов -лка, -чк, -ще поддразнивают объект.

Кругляшка (велосипед) –так называем объекты круглые по форме.

Шумилки(машина, вентилятор) признак звук

Вкусняшка (конфета, мороженое, варенье)

Холодючка (сосулька,  лёд  )признак температура.

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Логически мыслить.

Учить быть внимательными.

Пополнение словаря.

3 неделя

"Дразнилка"  

Горячилка (кипяток, горчичники и т. д.)

Леталка (птица. стрекоза и т. д.)

Жужжалка (жук, комар)

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой  природы.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Активизация речи детей.

4 неделя

"Назови предмет"  

 Воспитатель называет способ действия предмета (например: он умеет летать). Ребенок,   называет предмет (самолет).  Затем отвечает следующий ребёнок. Дети следят за правильностью ответов.

Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.

Учить детей отвечать на вопросы.

Учить быть внимательными.

Активизировать словарь детей.

Февраль

1 неделя

 "Собери велосипед» или какой либо другой объект.

У детей заболела кукла Ася. Они решили позвонить доктору Айболиту, но не могут дозвониться. Затем обнаружили, что трубка не соединена проводом с телефонным аппаратом. Решили ехать за доктором на велосипеде, а он оказался разобранным. Его нужно собрать. Кто быстрее соберет велосипед, тот поедет за доктором. Дети собирают велосипед.

Учить  детей  находить  недостающие детали  у объектов.  

 Формировать представление о том, что  отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование.

 Активизировать речь детей.

Развивать логическое мышление.

2 неделя

"Что на что похоже?"  

Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой - птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета - крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица - живая, самолет - неодушевленный предмет)

 Дать понятия о том,  что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы,  а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам  

Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю.

Активизация словаря.

Учить логически мыслить

3 неделя

Игра «Бывает - не бывает»

 

 

Чередовать реальные и    нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

 Развитие логического мышления.

Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их.

Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания.

Активизация словаря.

4 неделя

 «Настоящее», «прошедшее», «будущее»

 :

 

 Воспитатель показывает детям "дорожку" с тремя окошками и помещает изображение цыпленка в среднее окошко. Кто это? (цыплёнок). Что он умеет делать? Покажите. (дети пищат, машут крылышками, бегают, клюют и т. д.) Воспитатель : Как много всего умеет делать цыпленок. А что есть у цыпленка для того, чтобы он бегал? клевал? пищал? Как вы думаете, каким раньше был цыпленок? Воспитатель помещает в первое окошечко изображение яйца.Что яйцо умеет делать? (катиться, лежать, может разбиться) Внутри яйца цыпленок рос, там желток, белок, скорлупа. Это было в прошлом. Давайте теперь заглянем в будущее. Что будет с цыпленком, когда он вырастет? Воспитатель вставляет изображение петушка или курочки в окошко.

Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее.

 Развитие у детей воображения и логического мышления.

Март

1 неделя

 «Природа и человек» 

Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания  о том, что окружающие нас предметы  или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов  он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

 Закрепить, знания  о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.  

Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком.

Активизация словаря.

2 неделя

«Чем был - чем стал» 

  Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

Учить  определять  линии развития объекта.  

Развивать логическое мышление, речь

3 неделя

«Чем был - чем стал» 

Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Например: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. 

Учить  определять  линии развития объекта.  

Развивать логическое мышление, речь

4 неделя

«Мои друзья»  

Мои друзья - это то, что умеет летать.

Мои друзья - это то, что может говорить

Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире

Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Апрель

1 неделя

«Мои друзья»  

Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

 Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку. 

Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

2 неделя

«Расставь по порядку»

Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького. После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

Формировать понимание у детей  относительности размера. .

Систематизировать знания детей о размерах животных.

 Развивать мыслительную деятельность.

 Речь детей.

3 неделя

«Да-нетка»

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.  

Упражнять  в нахождении вещественно – полевых ресурсов.  

Учить задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизация словаря.

4 неделя

«Да-нетка»

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть любые  объекты.

Помогать  детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества.

Продолжать учить детей  задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизировать речь детей.

Май

1 неделя

"Четвертый лишний"  .

Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.

Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку

Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему.

Учить логически мыслить.

Пополнять словарный запас слов.

2 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»  

Воспитатель называет рукотворный объект (холодильник), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект.  Идет обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше  

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения.

Развивать речь.

3 неделя

"Положи на место"  .

Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки.  (продукты,, одежда, посуда и т.д.)

Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.

Продолжать учить детей классифицировать объекты.

Развивать логическое мышление.

Речь детей.

4 неделя

"Дорисуй, что я задумал"  

Воспитатель предлагает задумать предмет и нарисовать только его часть, а товарища попросить закончить рисунок.

Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета.

Учить детей быстроте реакции.

Логическому мышлению.

Учить называть получившийся объект.

III. Организационный раздел

 3.1.Организация предметно - развивающей среды для реализации      программы.  

Игровая среда в группе наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Для развития у детей жизненно необходимых сведений об окружающих их предметах и явлениях, в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам. В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме, чтобы дошкольники овладели определенными навыками действий с этими предметами. В зоне дидактических игр «Хорошо- плохо», «Что умеет делать?», «На что похоже», «Раньше позже», «Где живет», вместе с настольно-печатными играми «Неживая природа», «Волшебный светофор», «Репка»,  используется пособие «Кольца Луллия», с помощью которого у детей развивается творческое мышление, происходит постепенное расширение и углубление познавательных интересов, обогащение опыта ребенка, насыщение знаний о различных областях действительности.

Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ  удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность.

3.2. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.

-предметные картинки – «Одежда», «Времена года», «Животные», «Овощи», «Фрукты»

- «Игрушка» (действующее лицо занятия);

- комплект дидактических пособий - «Расскажи –ка» (форма, цвет, размер), Птицы, Насекомые, Ягоды.

- стимульный и бросовый материал - шишки, каштаны, коробочки, крышки.

- игровые пособия для проведения подвижных и творческих – маски, настольный театр, магнитный театр, кукольная одежда, мячи, детская посуда.

- методическая литература «Формирование целостной картины мира у детей» Занятия с применениям технологии ТРИЗ. Издательство «Учитель» Автор- составитель О.М. Подгорных

Список литературы:

«Формирование целостной картины мира у детей» О.М. Подгорных

«Путешествие по Фанталии» Л.Н. Прохорова

«Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками» И.Я. Гуткович

Интернет ресурсы: социальные сети работников образования nsportal.ru, Маам. ru.

Приложение 1

Консультация для родителей.

«Что такое ТРИЗ»

«Развиваем речь детей с помощью технологии ТРИЗ»

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых

Приложение 2

Анкета для родителей «Факты успешного развитие детей»

Вопросы

Ответы

Считаете ли вы воображение важной составляющей познавательной и личностного развития ребенка ?

Да, конечно,  нет,  не знаю.

Какую деятельность в развитии воображения вы считаете приоритетной?

Самостоятельную, учебную, музыкальную, игровую.

Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей дошкольного возраста в процессе?

Да, нет, не знаю.

Какие шаги вы предпринимаете для развития творческого воображения?

Никаких, наблюдаю со стороны, поощряю, творю вместе с ребенком.

Что способствует развития воображения у ребенка?

Окружающая ребенка, обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, фильмы, сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...