Бумага
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Устинова Марина Никоноровна

проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_2017_god.docx92.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №11»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Проект

для детей подготовительной группы

на тему

«Свойства и качество бумаги»

Руководитель проекта:

воспитатель МБДОУ №11

Устинова Марина Никоноровна

                                                                               

г. Нижнекамск

2017 г.

Проект «Свойства и качество бумаги»

        Проблема: Дошкольный возраст - сенситивный период в жизни дошкольника. Продуманное, системное знакомство ребенка с окружающим миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, обобщать. Ведение поисково-познавательной деятельности, доступной возрастным особенностям, даёт детям возможность путём экспериментирования получить знания об окружающем мире.

        Актуальность проекта: Бумага - доступный и универсальный материал, широко применяется в рисовании, аппликации,  художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Знакомство со свойствами бумаги, бумажных салфеток развивает такие качества, как любознательность, умение сосредоточивать внимание, действовать осознанно и целенаправленно, что очень важно для общего развития.         

        Знакомство с миром бумаги позволяет педагогам расширить знания ребёнка о рукотворном мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения.        

        Тема изучения бумаги и её применение стала актуальной.

        У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги, изготавливать что-то самим. Для этого необходимо заинтересовать и родителей в совместной ручной деятельности  с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

        Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя  свой кругозор, совершенствуя мелкую моторику рук, т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, был  разработан данный проект.

        Цель проекта: формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.

        Задачи: 

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;
  • Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
  • Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Познакомить детей со способом производства бумаги;
  • Развивать исследовательские умения, любознательность, внимание, воображение;
  • Воспитывать взаимопомощь и умение работать группой;
  • Создавать условия для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию поисково-познавательной деятельности дошкольников в домашних условиях.

        Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя), в рамках группы.

        Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной  группы №3 МБДОУ №11 города Нижнекамска, родители.

        Вид проекта: экспериментально-творческий, краткосрочный  (1 неделя).

        Сроки реализации: с 20.03.2017 - 27.03.2017

        Образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие».

        Формы и средства работы:

  • Информационно-коммуникативные: ООД, беседы
  • Игровые: словесные, дидактические
  • Практические: опыты, эксперименты

        Предполагаемый результат:

        Дети должны: получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении; различать виды бумаги; уметь проводить опыты с бумагой; овладеть техническими навыками работы с бумагой; развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.

        Продукт проектной деятельности: В группе с помощью педагога оформляют коллаж из фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой», выставка рисунков из бумаги, сделанной своими руками, поделки, изготовленные детьми из бумаги. 

        Этапы проекта:  подготовительный, основной (практический), заключительный.

Поэтапный план реализации проекта:

Этапы
внедрения
проекта

виды
деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

I этап

подготовительный

Информационный

Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта.
Информирование родителей о реализации данного проекта.
Разработка конспектов познавательно-творческих мероприятий с воспитанниками
Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Поиск художественной литературы для чтения детям.

Вхождение в проблему проекта (Модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение
возникших вопросов);
Обсуждение целей по данной теме;
Расширение знаний и представлений детей подготовительной группы о бумаге, её видах, происхождении.
Знакомство и закрепление загадок, пословиц, поговорок,  стихов по данной теме.

(см. приложение № 1);
Цикл бесед.

Просмотр познавательных фильмов

Сообщение в индивидуальных беседах о предстоящем проекте.

С целью включения родителей в проект знакомство с паспортом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность).
Индивидуальные беседы.

II этап практический

Познавательно - игровой

Организация познавательной деятельности детей.
Провести серию познавательных бесед.

Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта.
Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр.
Познакомить детей с подвижными играми, малоподвижными играми в помещении и на улице.


Познавательно-тематические мероприятия:
ООД
«Что мы знаем о бумаге» (см. приложение № 3)

Беседа «История возникновения бумажного производства», «Как делают бумагу из древесины» (см. приложение № 4)

Словесные игры «Кто больше назовет предметов из бумаги»; «Да - нет»

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», « Почта» (см. технологическую карту)
Игры малой подвижности: «Море волнуется», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Разучить загадки, пословицы,  поговорки.

Сочини сказку «История бумажки».

Наглядная агитация в группе и родительском уголке.
Выучить пословицы, поговорки, загадки, стихи по теме «Бумага».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: « Библиотека», «Почта»

II этап практический

Творческий

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.

Сбор творческой информации через информационную сеть-интернет.

Оформление уголка в группе детскими поделками

Совместная деятельность детей с педагогом:
Художественное творчество
Рисование. «Моя любимая книга, «Поздравительная открытка»

Аппликация, ручной труд. Методом сминания, обрывания, симметричного вырезывания: «Поделки из бумаги: плоскостные, объемные, оригами».

Оформление коллажа «Разные виды бумаги»

1.Совместно с ребенком сделать поделку из любого вида бумаги;

2. Спроектировать кроссворды по теме «Бумага»

3. Совместное изготовление нетрадиционного оборудования

 Просмотр познавательного фильма

«Интересные факты о бумаге»

Исследовательский

Этапы  исследования:

Опрос детей группы, воспитателей и родителей на темы «Что мы знаем о бумаге?»

Беседы.

Непосредственное проведение исследований.

Опыты:

Проведение опытов с бумагой (см. приложение №2)

Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях» (см. приложение № 5)

Совместное исследование дома.
Индивидуальные беседы.

Решение кроссвордов.

III этап Завершающий

Контрольно-оценочный

Экскурсия для педагогов нашего детского сада:
«Предметно-развивающая среда в группе: центр экспериментирования».
Организация познавательного досуга.
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Выработка планов на будущее

Познавательный досуг «Что нового узнали?»

Выставка детских работ

Пожелание родителей о проекте с занесением в журнал отзывов и
пожеланий группы

Заключение

        На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально-исследовательской деятельности по теме проекта «Свойства и качество бумаги», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических  умений.

       Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперименты, опыты и наглядно видел результат своей деятельности.

      Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско-экспериментальной деятельности. Проведение таких проектов, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно - представлять то или иное явление, расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.

        Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы - свидетельствуют о его научности и практической значимости, о перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.

Результаты проекта будут интересны для педагогов дошкольного учреждения, родителей, заботящихся о познавательно-исследовательской деятельности детей-дошкольников.

        Выводы и предложения

        1. В результате проделанной работы мы  изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате, закрепили свойства и качества бумаги.

        2. Изучив различные источники, мы  опробовали один из методов  изготовления бумаги в условиях детского сада.  Используя  старые газеты  и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя  мы смогли получить  бумагу разного цвета.

        Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и  природные ресурсы нашей страны.

Паспорт проекта

        Автор:  Устинова Марина Никоноровна, - воспитатели муниципального  бюджетного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №11» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

        Тема проекта: «Свойства и качество бумаги»

        Вид проекта: экспериментально-творческий, краткосрочный

        Цель проекта: формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.

        Задачи: 

        Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;

        Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;

        Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи;

        Познакомить детей со способом производства бумаги;

        Развивать исследовательские умения, любознательность, внимание, воображение;

        Воспитывать взаимопомощь и умение работать группой;

        Создавать условия для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС;

        Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию поисково-познавательной деятельности дошкольников в домашних условиях.

        Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя), в рамках группы.

        Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной  группы №3 МБДОУ №11 города Нижнекамска, родители.

        Сроки реализации проекта: с 20.03.2017 - 27.03.2017

        Ожидаемый результат:

        Для детей: получить представления о бумаге, её свойствах, назначении; различать виды бумаги; уметь проводить опыты с бумагой; овладеть техническими навыками работы с бумагой; развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.

        Для педагогов: сплочение детско-родительских отношений, улучшение контактов между родителями и работниками детского сада.

        Для родителей: улучшение взаимодействия родителей с ребенком, готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....