Развитие воображения у дошкольников
статья на тему

Зайкова Марина Николаевна

Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение - это тот особый вид творчества головного мозга, который никогда не утрачивает своей значимости. Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В детстве наши фантазии наиболее красочны и являются сказочными, но именно в детстве закладывается фундамент дальнейшей жизни. Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение его активности, для предупреждения подобного в данной статье представлены игры, способствующие развитию фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие воображения у дошкольников».

Педагог-психолог Зайкова М.Н.

Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Богатое воображение позволяет преобразовывать реальность, создавать небывалые образы, представлять будущее, смотреть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески.

Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит как в каждый учебный процесс, так и в каждую творческую деятельность. Если представить, что человек не обладал бы воображением, то люди лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок, не смогли бы играть во многие игры, возникли бы трудности в освоении школьной программы. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения детьми окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение на развитие личностных качеств.

Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений. Часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нём своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

С 3 до 4 лет происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Около трёх лет появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение становится самостоятельным процессом.

С 4 до 5 лет – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

С 6 до 7 лет – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Появляются элементы творчества.

Воображение - это тот особый вид творчества головного мозга, который никогда не утрачивает своей значимости. В детстве наши фантазии наиболее красочны и являются сказочными, но именно в детстве закладывается фундамент дальнейшей жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом, который развивается особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение его активности. Ниже представлены игры, способствующие развитию воображения.

1. «Представь себе, что будет, если…».

Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что будет, если...

- летом выпадет снег;

- солнце не будет греть;

- мороженое положить в духовку;

- смешать краски разных цветов;

- польётся дождь из леденцов;

- мыши заговорят;

- у людей будет 4 руки?»

2. «Бывает  - не бывает».

Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить ситуацию, которую описывает взрослый, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно,  - его очередь загадывать загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно надо чередовать реальные и нереальные варианты, например:  «Волк бродит по лесу»,  «Волк на дереве сидит», « В кастрюле чашка варится»,  « Кошка гуляет по крыше»,  «Лодка по небу плывет», «Снег падает на землю» и т.д. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пойдет веселее, если фразы будут разнообразными и неожиданными.

3. «Новый способ применения предмета».

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде взрослого открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

4. «Волшебные названия».

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Взрослые могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

5. «Превращения предмета».

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник?

Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

6. «Тайна под покрывалом».

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

7. «Дорисуй картину». 

В процессе этой игры главной задачей, которая стоит перед ребенком, является необходимость дорисовать уже существующую картинку или элемент. Таким образом, взрослый должен начертить часть целой фигуры (или элемент) и попросить ребенка придумать картину, предмет, живое существо или что-то интересное.

8. «Кляксы».

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.

Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

9. «Облака, белогривые лошадки...».

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие. Понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его. Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.- Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное? Можно сочинить сказку про это облако.

10.«Сочинение сказок».

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Взрослый их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

11. «Сказки-наоборот».

Пусть взрослый назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

12. «Встреча сказочных героев».

Взрослый называет два сказочных или литературных героя из разных произведений. Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

13. «Общая сказка».

Дети рассказывают сказку по кругу: часть сказки придумывает один ребенок, а потом другой продолжает и т.д. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

14. «Угадай, что я показываю?!».

 Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
- тигра, который пробирается в джунглях;
- робота;
- парящего над скалами орла;
- инопланетянина;
- кипящую кастрюлю;
- авторучку, в которой кончились чернила;
- букву А;
- цифру 8 и т.д.

Нужно изобразить персонаж в движении. После показа остальные дети должны угадать, что показано.

15. «Театр».

Игра развивает творческое воображение, связную речь. Необходимый инвентарь: старые, ненужные вещи.  Возьмем старые платки, юбки, шорты, галстуки, шляпы и т. д. Сложим их в коробку и предложим детям поиграть в театр. Можно придумать любые костюмы, например: королевы, принца, деда, кота, лягушки. Можно дорисовать усы, сделать нос, прицепить хвостик и т. д. Вначале разыграйте несложную пьесу-сказку, в которой вы будете участвовать вместе с детьми. Предложите им самим продумать характер их героев, например, принца (какой он храбрый, сильный, смелый). Может, он перешагивает через ров, лазит на горы, спасая принцессу?

Поставьте пьесу. Распределите роли. Придумайте сюжет. Дети любят изображать животных, птиц. Отражайте характерные повадки животных (медведь медлительный, косолапый, рычит, а кузнечик — легкий, далеко скачет). Это будет «Лесная сказка», а может, «Водная»? Фантазируйте, помогайте ребенку. Усложняем: можно изображать деревья, цветы. А как изобразить ветер, дождь, ночь? Пусть ребенок обязательно совершит подвиг, кого-нибудь спасет (например, он — дождь, пусть спасет цветок от засухи и т. п.).

16. «Игра в рифмы».

Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта – парта, мышка – фишка, ножка – ложка. Сначала ребенку будет сложновато, но с практикой будет получаться все лучше и лучше.

Большинство из приведенных упражнений направлено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. Со стороны взрослых потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять детей выполнять задания разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М, 2001. - 704с.
  2. Брушинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М, 1995. - 603с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 614с.
  4. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1995. - 431с.
  5. Общая психология: Учебник для вузов/ А. Маклаков. - СПб., 2003. -592с.
  6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников

Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями,  преобразовывать и...

Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников

Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников 1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ У современных детей умение играть развито очень слабо. Игра вытеснилась другими, взрос...

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

Развитие воображения у дошкольников

Развитие воображения у дошкольников с ЗПР Развитие воображения, творческих способностей является необходимым условием умственного развития ребенка, а также предпосылкой его личностного становлени...

Развитие воображения у дошкольников

Развитие воображения у дошкольников с ЗПР Развитие воображения, творческих способностей является необходимым условием умственного развития ребенка, а также предпосылкой его личностного становлени...

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности...