Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Федорова Екатерина Алексеевна

 

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_fedorovoy_e.a.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности»

        Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка.       

       Но развивает ли воображение детей то, что мы, педагоги, им предлагаем в образовательном процессе? Размышляя над этими вопросами, я проанализировала детские рисунки. Они, как правило, почти не отличались друг от друга, не отражали индивидуального отношения ребенка к создаваемому образу. Все это свидетельствовало об отсутствии творческого воображения в работах детей.

        Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Воображение – особая форма человеческой психики, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Исходя из этого, если воображение будет значительно отставать в развитии, то к моменту школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала. По моему мнению, изобразительная деятельность – наиболее эффективное средство для развития воображения дошкольников. При изображении предмета, явления, выполнении творческих изобразительных заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, широко использовать свой прошлый опыт, создавая новые образы и произведения.

     

        Исходя из этого, в 2012 – 2013 учебном году я поставила целью своей педагогической работы развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

       Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу в части особенностей развития воображения дошкольников, с целью определения направлений и создания системы работы с детьми.

2. Подобрать  цикл игровых заданий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, с учетом возрастных особенностей и уровня  развития детей группы.

3. Создать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с изобразительными материалами и развития воображения детей.

           Перспективность моего опыта заключается в том, что развитие воображения составляет фундамент интеллектуального развития ребенка и является предпосылкой его успешного образования.

 

          Ведущей  педагогической  идеей  для меня стала педагогика сотрудничества, которая представлена в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии».

        Использование игровых приемов, атмосфера доброжелательности, участие педагога в роли партнера, создание ситуации успеха, положительная оценка, подкрепляет стремление ребенка что-то сделать и способствует развитию у детей интереса к выполнению заданий.

           

        Вопросами развития воображения занимались такие педагоги и психологи как:  Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, Д. Б. Эльконин, В. А. Крутецкий и др.

         Воображение – великая сила. Именно благодаря воображению в науке совершены великие открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И.Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Становление  детского  воображения  подчиняется  общим  закономерностям  развития  этого  процесса, но  имеет  свои  особенности. По  мнению  Л.С. Выготского, каждый  период  детства  обладает  своей  формой  творчества.

Воображение в  дошкольном  возрасте переходит из элементарных форм в более сложные и проявляется  настолько  ярко, что  многие  психологи  рассматривали  его  как  изначально  заданную  детскую  способность, которая  с  годами  теряет  свою  силу.

        Большие возможности для развития воображения представляет изобразительная деятельность. Вопросы, связанные  с  методикой организации художественной, в том числе изобразительной, деятельности детей, представлены  в  работах  отечественных  педагогов, ученых, методистов – Сакулиной Н. П., Флериной Е. А., Теплова Б. М., Комаровой Т. С., Дороновой Т. Н. и др.

        Рисование, прежде всего, – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, это не только забава, но и творческий труд.              

       

      Анализ теоретической базы позволил мне сделать выводы о том, что:

1. Воображению принадлежит одно из ведущих мест в развитии детей дошкольного возраста.

2. Изобразительная деятельность дает большие возможности для развития творческого воображения ребенка.

3. Работа с детьми должна быть построена на игре, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

4. При построении работы с детьми необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм и самостоятельной деятельности ребенка.

       

        Новизна моего опыта работы состоит в создании системы работы с детьми по развитию воображения детей старшего возраста через изобразительную деятельность, а также в подборе игровых развивающих заданий данной направленности.

      Технология моего опыта работы включает в себя 3 этапа: 

1 этап – анализ теоретической и методической базы по теме опыта (октябрь – декабрь 2012 года)

2 этап – систематизация подобранного материала (февраль – май 2013 года)

3 этап – проведение начальной диагностики, практическая реализация опыта работы (сентябрь 2013 года – май 2015 года).

      На первом этапе работы проанализировала методическую литературу. Подобрала  цикл игровых заданий по развитию творческого воображения детей 4 – 6 лет через изобразительную деятельность.

       Второй этап заключался в определении системы работы с дошкольниками, систематизации подобранных игровых упражнений и проведении начальной диагностики детей старшей группы в сентябре 2013 года.

      Диагностика проводилась по методике Е.П.Торренса «Неполные фигуры», которая позволяет изучить особенности творческого воображения.

    Третьим этапом стала реализация составленной мною системы работы. 

   

Система представляет собой работу в 3х блоках:

I блок. Обогащение опыта детей, который включает в себя: обогащение представлений детей через окружающий мир, эмоциональное общение педагога с детьми и игровую деятельность.

II блок. Обогащение развивающей среды в группе.

III блок. Игры и игровые задания на развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

   

*Я понимала, что прежде  чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, у него должен сложиться его конкретный образ. Для обогащения представлений детей об окружающем мире, явлениях природы использовала прогулки и совместную деятельность с детьми. Во время наблюдений за объектами живой и неживой природы обращала внимание детей на их красоту, необычность линий, форм,  разнообразие красок и цветов, связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним проявлением. Данная работа продолжается и сейчас.

*Одно из важных условий раскрытия творческих способностей детей –   создание возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует особого внимания.

При организации детской деятельности, я стараюсь следовать следующим правилам:

  • Продумывать приемы, методы, материалы, средства, содержание занятия, формы работы с детьми, не допускать скуку и однообразие;
  • Предоставлять детям самостоятельность, но не забывать направлять их, помогать им, творить вместе с ними;
  • Не навязывать образцы выполнения;
  • Быть эмоциональной, позитивно настроенной.

*Вся работа с детьми основывается на игре. С целью развития и отработки технических приемов  рисования, ознакомления с цветом, формой, линией, жанрами рисования мною были подобраны дидактические и настольно – печатные игры.

  **В группе организовала специально оформленный уголок творчества с различным изобразительным материалом и оборудованием.      

     Учитывая, что на формирование образа в рисовании влияют художественное слово и музыка, пополнила книжный уголок и сделала подборку музыкальных произведений.

      Обновила дидактические игры для детей.

 ***Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности.

      Игровые задания для детей подобрала с учетом принципа последовательности. Все игры и игровые задания разделила на 4 группы:

Первая группа

        Главная цель – формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения.

       Учу детей построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренирую умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

       Например, использую такие игровые задания как: «Дорисуй картинку»,  «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует»

Вторая группа

        Основной целью этих игр является обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков.

        Учу детей анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

        Применяю такие игровые задания как: «Составление рассказов» (например, на тему «Летний отдых»), «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Дорисовываем рассказ».

Третья группа

       Основное внимание в этом виде игр уделяется приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов.

       Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях – это один из важных компонентов развития воображения.

      Реализую это через такие игровые задания как: «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения».

Четвертая группа

        Целью работы здесь является развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей.

        Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока уделяется словесной опоре, дети обучаются пониманию смысла будущего изображения с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию.

       Сюда входят такие игры как: «Опорные слова»,  «Иллюстрация к сказке»,  «История о …», «Украсим елку», «Игры во дворе», «Отгадай, что я задумал, и дорисуй».

        Примеры всех озвученных мною игр Вы можете найти в Приложении к моему опыту работы.

        Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике. Это не обычное учебное занятие, на котором дети просто учатся чему – то, что – то узнают, а это художественно – творческая деятельность.

         Все задания строю на основе игровых и проблемных ситуаций, используя разнообразные приемы активизации детей: сюрпризные моменты, игровую мотивацию, яркую наглядность, раздаточный материал.

ети получали для выполнения индивидуальные листы бумаги с нарисованными или наклеенными картинками)

        При организации работы с дошкольниками использую наглядные, словесные, практические и игровые методы и приемы работы.

  1. Наглядные.

К ним относятся следующие приемы:

а) образец (должен быть высокохудожественным, вариативным);

б) использование натуры (какого – то предмета. Каждый ребенок увидит его по – своему);

в) наблюдение (за окружающей действительностью);

г) показ воспитателем (он должен быть не каждый раз иначе дети будут ждать помощи от взрослого, показ лучше использовать частичный, вариативный, предварительный);

д) рассматривание (это необходимо, чтобы привлечь внимание детей, оживить их представления);

е) обследование формы предметов;

ж) демонстрация (например, натуральный предмет в естественной среде);

з) иллюстрация.

2. Словесные

содержат приемы:

    а) беседа (возбудить интерес к занятию, помочь детям почувствовать достоинство и выразительность своих работ);

б) объяснение педагога;

в) словесно – художественный образ (поэзия, сказки, загадки);

    г) анализ детских работ;

    д) оценка своих работ и работ товарищей;

 е) рассказ воспитателя.

3. Практические

приемы:

а) выполнение заданий, упражнений;

б) продуктивная деятельность детей;

в) самостоятельная деятельность детей в развивающей среде группы.

4. Игровые

приемы:

а) игры и игровые задания;

б) дидактические, настольно – печатные игры и др.

        

        Результат развития творческого воображения зависит от форм организации детей. При проведении игр и игровых заданий я использую следующие формы:

а) групповую;

б) подгрупповую;

в) индивидуальную;

г) и работу в парах.

     Наиболее удачными для развития творческого воображения, по – моему мнению, являются такие формы, как групповая и подгрупповая.

        Сейчас особую популярность приобретает такая форма работы, как мастерские, где дети создают коллективные работы. Эту форму работы с детьми предполагаю использовать немного позднее.

    Чтобы исключить перегрузку детей игровые развивающие задания с детьми я использую:

при организации непосредственно образовательной деятельности: познавательно – исследовательской и продуктивной;

а так же в совместной деятельности в вечерние часы.

       Развитие  воображения, творческих  возможностей – тонкий  процесс, пронизывающий  все  развитие  личности  ребенка. За небольшой промежуток времени реализации данной темы, я отметила, что дети  стали  более активными, инициативными, появляется способность  к  принятию  самостоятельного  решения. У детей снизился  страх  перед  неудачей, появилась уверенность  в  себе, в  своих  возможностях.

           

      Отслеживание результатов работы включает в себя: проведение диагностики развития воображения детей, анализ детских рисунков, наблюдения за детьми в процессе их самостоятельной деятельности.

     На начало моей работы с детьми, из 20 детей: 7 человек имели средний уровень развития воображения, 13 – низкий. Промежуточная диагностика, проведенная в декабре 2013 года, показала повышение уровня развития воображения: в частности, высокий уровень развития воображения имели 2 ребенка, средний – 10 человек, с низким уровнем осталось 8 человек.  

     Выполнение творческих заданий вызывает у детей положительные эмоции. Проведенный анализ детских рисунков свидетельствует о том, что дети стараются искать собственное решение в изображении, допускают вариативность, отходя от механического следования шаблону. В самостоятельной деятельности дошкольники с желанием используют возможности развивающей среды. Исходя из этого, можно сказать об эффективности реализуемой мною системы работы.

        В данный момент реализация системы работы по развитию воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности только началась. Так как тема моего педагогического опыта предусматривает работу на протяжении всего старшего возраста, реализация подобранного материала будет идти и в следующем учебном году.