Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Актуальность

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                       (В.А. Сухомлинский)

Актуальность

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребенком, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются цветные палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек дети усваивают представления о числе, количественном и порядковом счёте, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, выражая результаты измерения числом, запоминают состав числа из единиц, осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько».

Целью данной работы является формирование количественных представлений у детей подготовительной группы на основе использования палочек Кюизенера.

Цель определила постановку следующих задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования количественных представлений;

2) выявить исходный уровень сформированности количественных представлений у детей;

3) составить план проведения игр и упражнений с палочками Кюизенера, способствующих формированию количественных представлений у детей и апробировать его на практике;

4) определить оптимальные педагогические условия формирования количественных представлений у детей с использованием палочек Кюизенера.

5) Организовать совместную работу с родителями, направленную на формирование количественных представлений детей и ориентированную на развитие у каждого ребенка потребности к познанию.

План проведения игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на формирование количественных представлений у детей.

Сроки, название игры (упражнения), цель, материал, форма проведения:

1-2 неделя октября «Заборчик» Познакомить с новым дидактическим пособием. Упражнять в количественном счете в пределах 2 Палочки Кюизенера разных цветов (по 5 штук одного цвета на каждого ребенка).

«Бусы» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету) Палочки Кюизенера: белые, розовые, голубые (по 5 штук каждого цвета на каждого ребенка).

3-4 неделя октября «Положи столько же» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета Палочки Кюизенера двух цветов (по 5 штук каждого цвета).

1 неделя ноября «Числа 1 и 2» Упражнять в количественном счете в пределах 2 Палочки Кюизенера (3 белые и 3 розовые на каждого ребенка).

2 неделя ноября «Лесенка» Упражнять в порядковом счете Набор палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей).

«Число 3» Упражнять в количественном счете в пределах 3 Палочки Кюизенера (белые, розовые и голубые на каждого ребенка).

3 неделя ноября «Выложи правильно» Формировать умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с образцом Наборы палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 ёлочек.

4 неделя ноября «Зверюшкины игрушки» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга 10 палочек Кюизенера красного цвета, игрушки Лиса и Заяц.

1 неделя декабря «Новая мебель» Упражнять в количественном счете Наборы палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, карточки-схемы с изображением предметов мебели, кукла Маша.

2 неделя декабря «Помоги Незнайке» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

3 неделя декабря «Магазин» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета палочек Кюизенера.

4 неделя декабря «Число 4» Упражнять в количественном счете в пределах 4.

1-2 недели января «Лисичкины задания» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества.

3 неделя января «Вагончики» Упражнять в количественном счете в пределах 5.

4 неделя января «Цветные карандаши» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве.

1 неделя февраля «Узнай, сколько» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

2 неделя февраля «Веселый повар» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера.

3 неделя февраля «Разноцветные фигуры» Упражнять в порядковом счете в пределах 5 Карточки с изображением геометрических фигур из палочек Кюизенера.

4 неделя февраля «Угости зверят конфетами» Формировать умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с заданным числом Палочки Кюизенера белого цвета, зверята (игрушки среднего размера).

1 неделя марта «Красивые цветы» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве Палочки Кюизенера розового цвета по 9 на каждого ребенка, картинка-схема с изображением цветов, карточки, на которых изображены стебли и листья цветов (на каждого ребенка).

2 неделя марта «Цветы на клумбе» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера Палочки Кюизенера контрастного размера, модели клумбы.

3 неделя марта «Воздушные шарики» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга Палочки Кюизенера разных цветов (плоскостные, по 5 штук одного цвета на каждого ребенка, плоскостные изображения воздушных шариков.

4 неделя марта «Весенние деревья» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета. Карточки с изображением деревьев с ветками из палочек Кюизенера (на каждой карточке по 2 дерева).

1 неделя апреля «Разноцветные дорожки» Упражнять в порядковом счете в пределах 5. Набор палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, плоскостные изображения животных и их детенышей (утка - утенок, корова – теленок, курица – цыпленок, коза - козленок).

2 неделя апреля «Волшебный лес» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества Наборы палочек Кюизенера (1 набор на 4 детей, карточки-схемы с изображениями деревьев из палочек Кюизенера.

3 неделя апреля «Волшебная палочка» Формировать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами Палочки Кюизенера розового и голубого цветов, по 5 штук каждого цвета.

Перспективный план работы с родителями детей:

Октябрь Круглый стол «Значение математического развития детей среднего дошкольного возраста» Акцентировать внимание родителей на проблеме математического развития детей, сформировать понимание важности создания специальных условий для этого. Познакомить с дидактическим пособием, раскрыть возможности его использования для формирования количественных представлений у детей.

Ноябрь Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность по формированию количественных представлений дома» Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами на основе использования палочек Кюизенера, способствующими формированию количественных представлений у детей.

Буклет «Палочки Кюизенера» Привлечь внимание родителей к новому дидактическому пособию.

Декабрь Стенд «Палочки Кюизенера своими руками» Привлечь родителей к изготовлению дидактического пособия «Палочки Кюизенера» своими руками.

Мастер-класс «Играем с палочками Кюизенера» Дать практические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми на основе использования палочек Кюизенера в семье.

Январь Папка – ширма «Игры с палочками Кюизенера» Дать практические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми на основе использования палочек Кюизенера в семье.

Февраль «Мы играем» Информировать родителей об игровой деятельности детей с использованием палочек Кюизенера в группе.

Март Стенд «Палочки Кюизенера – это увлекательно» Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации игровой деятельности с детьми в домашних условиях на основе использования палочек Кюизенера.

Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность по формированию количественных представлений дома» Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами на основе использования палочек Кюизенера, способствующими формированию количественных представлений у детей.

Апрель «Чему мы научились» Информировать родителей об игровой деятельности детей с использованием палочек Кюизенера в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

В этом выступлении дается методика формирования у детей погимания независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и методика обучения детей среднего, старшего и подго...

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

В этом выступлении речь идет о формировании у детей понимания независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и напрвления счета, методике обучения детей сравнению чи...

ПОРТФОЛИО По методике математического развития По теме: «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня»

Представляю вам портфолио ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ »ПО РАЗДЕЛУ «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ»   (дети с ОНР III уровня).    Содержание1. Портфолио теоретического м...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Игровые упражнения с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они яв...

Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...

Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...