ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА
статья на тему

Шепелева Наталья Сергеевна

В статье рассказывается о работе специалистов дома ребенка с родителями. Приведены примеры из практики работы "Родительской гостиной" в рамках Проекта "Семья - формула счастья", разработанного и реализованного специалистами Тамбовского дома ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_rabota_roditelskoy_gostinoy.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ»

В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА

Шепелева Н. С.

педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной

специализированный дом ребенка», г. Тамбов

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:

он лишь маленький беззащитный взрослый.

Ж. Сесброн

Одной из важнейших проблем нынешнего общества является социальное сиротство. Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет. Что же такое социальное сиротство?

Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. [1].

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [2].

Среди причин, по которым дети попадают в Тамбовский дом ребенка, отмечены такие, как: падение жизненного уровня большинства семей; отказ несовершеннолетних мам от новорожденных детей; родители, по состоянию здоровья, не имеют возможности воспитывать ребенка; родители, находятся в местах лишения свободы; увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни и т. д.

К сожалению, у ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоционально-познавательное взаимодействие и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок вернется в родную семью или приобретет новую, тем меньше произойдет нарушений в психоэмоциональном развитии.

Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество. Мир взрослых старается помочь каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, найти свою семью.

Одни семьи приходят в наш дом ребенка с надеждой и желанием стать родителями, другие – для того, чтобы вернуть ребенка в родной дом. С каждой семьей ведется долгая и сложная работа. Действия специалистов последовательны и хорошо продуманы. Главное условие, от которого во многом зависит успешность и эффективность достижения целей, это сотрудничество родителей (кровных или потенциальных) со специалистами.

В апреле 2015 года в рамках проекта «Семья – формула счастья» в Тамбовском доме ребенка открыта «Родительская гостиная» для родителей детей раннего возраста и тех, кто желает принять в свою семью малыша. Специально оборудованная комната, имеет несколько зон: игровую, домашний уголок, зону свободной деятельности. Ведется видеонаблюдение.

Задачи, которые решаются в процессе работы с семьей в рамках «Родительской гостиной», следующие:

  • формирование конструктивного диалога между педагогами-психологами, дефектологами, врачами, воспитателями и семьей;
  • предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста;
  • построение и укрепление детско-родительских отношений;
  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком раннего возраста;
  • оказание поддержки и сопровождение семьи в кризисные периоды;
  • формирование моделей поведения взрослых в проблемных ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком;
  • стабилизация (гармонизация) психологического климата семьи.

Работа с семьями строится поэтапно. Она включает в себя: ознакомительный, коррекционно-развивающий; заключительный (профилактический) этап.

Ознакомительный этап включает в себя сбор информации о семье, необходимый для планирования коррекционного этапа по решению конкретной проблемы. Проводится анкетирование, собеседование с членами семьи, наблюдения, беседы, диагностирование. Проводя анализ полученных данных, определяется «проблемное поле» семьи и выстраивается алгоритм работы специалистов, разрабатывается индивидуальный план работы с семьей.

Большое значение имеет первая встреча потенциальных родителей (опекунов) с ребенком, и иногда именно она является критерием успешности построения дальнейших отношений. Если ребенок идет на контакт, значит, первый маленький шаг к успеху уже сделан. Один из важных и даже базовых элементов – это  формирование привязанности. Она не рождается, а именно формируется. Это процесс, который проходит постепенно. Психологи наблюдают, как протекает знакомство ребенка с семьей. Оно осуществляется поэтапно, шаг за шагом. Ни в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Именно с этой целью разработана технология «гостевого режима». Но что это означает? Индивидуально для каждой семьи подбирается гибкий режим посещения. Выбирается удобное время для родителей (кровных или потенциальных) с учетом режима дня ребенка.

На втором этапе, коррекционная работа с родителями включает в себя: тематические встречи, консультирование, а также просветительскую деятельность. Работа ведется в индивидуальной и групповой форме.

Тематические встречи проводятся в активной форме: это заседания родительского клуба, круглый стол, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения.

Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.

На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложенную проблемную ситуацию, определяет свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса.

Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Это широкий круг тем, связанный с воспитанием и развитием детей раннего возраста, а также вопросы социально – правового характера. Специалисты стремятся к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности.

Семьи привлекаются к участию в совместных мероприятиях: экскурсии в зоопарк, парк аттракционов, праздники, досуги.

Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса. Правильно выбранный тон общения сотрудников с родителями дает положительный результат: желание членов семьи принимать участие во всех видах деятельности. Следует подчеркнуть главный принцип работы нашей «Родительской гостиной»– это атмосфера доверия. У родителей (кровных и потенциальных) возрастает уверенность в своих родительских возможностях и крепнет готовность принятия ребенка в семью.

Заключительный этап – это подведение итогов проделанной работы.

Результатом работы команды специалистов становится то, что родители (кровные или потенциальные) готовы нести ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Налажены и окрепли детско-родительские отношения. Родители знают об эмоциональном и психическом развитии своего ребенка и умеют правильно выбрать стиль воспитания, исходя из его интересов. Обучены навыкам общения и игрового взаимодействия.

Но работа команды не заканчивается на том, что ребенок ушел в семью. Специалисты всегда готовы придти на помощь родителям, чтобы поддержать и помочь в решении возникающих вопросов. Осуществляется обратная телефонная связь, работает выездная бригада. Мы стараемся помочь и поддержать родителей в их уверенности в своих возможностях. Главная наша задача – помочь родителям и детям стать счастливой семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ "Празднуем день рождения ребенка"

Родительская гостинная - одна из форм работы с родителями, позволяющая общаться на интересующие их темы в непринужденной атмосфере. В данном случае мы рассказываем как можно интересно организовать ден...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДОМА»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙРАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДОМА»                                ...

Детско-родительская арт-терапия в доме ребенка.

В данном материале представлен анализ совместного творческого процесса детей, находящихся в доме ребенка и их родителей. Освещены положительные и отрицательные стороны этого взаимодействия. Впервые да...

Конспект организации и проведения родительского собрания «Поощрения и наказания ребенка в семье»

Родительское собрание  на тему «Поощрения и наказания ребенка в семье», позволит понять родителям-как важно подавать ребенку хороший пример, и заставит их задуматься о способах поощре...

План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальные игры дома"

План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальные игры дома"...