ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства – «Теремок»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Глушенкова Татьяна Владимировна

«… театр — единственный учитель нравственности,

поведения, возвышенных идеалов,

 который никогда не наскучит ученику …

театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению

 для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

                                                                                 

М. Твен

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

                                                                 

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете,

протокол от 31.08.2017 г. №  1

УТВЕРЖДЕНО

МБДОУ детский сад № 7

«Сказочная полянка» общеразвивающего вида города Заринска

114 от « 31 » августа 2017 г.

Заведующий __________Л.В. Яковлева

                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Развитие творческих способностей детей

средствами театрального искусства  – «Теремок»

(срок реализации 2017-2018 учебный год, возраст детей 3-4 лет)

                                               Автор-составитель:

                                                                             Глушенкова Татьяна Владимировна,

                                   воспитатель

Заринск

 2017г.

Содержание

страница

3

I. Раздел целевой                                                                                  

3-4

  1.  Пояснительная записка

4-5

  1.  Возрастные особенности

5-6

  1. Цели и задачи

1.4 Принципы и подходы к  формированию рабочей программы

6

1.5 Особенности построения программы

6-7

II. Раздел содержательный

8

2.1Календарно-тематический план

8-10

2.2Структура занятий

10-11

2.3Способы и направления поддержки детской инициативы

11-12

2.4Особенность взаимодействия с семьями воспитанников

12

2.5Планируемые результаты освоения программы

12

III. Раздел организационный

13

3.1Описание материально - технического обеспечения программы

13

3.2Место программы в режиме дня.

14

3.3Особенность предметно - пространственной среды.

14

Список литературы

15

Приложение

16-27

  1. Раздел целевой

  1.  Пояснительная записка

«… театр — единственный учитель нравственности,

поведения, возвышенных идеалов,

 который никогда не наскучит ученику …

театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению

 для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

        

М. Твен

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Занятия в театральном кружке, организованном в ДОУ, содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.

Как показало изучение проблемы преодоления неуверенности детей, педагогическое воздействие на них может быть эффективным, только если учитывать психологическую природу и создавать на занятии обстановку эмоционального благополучия. Ключевым условием является гуманизация педагогического общения, основанная на признании ценности ребенка как личности, его права на свободное развитие и проявление  своих способностей.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. 

Мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить.

В.С.Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…»

Рабочая программа «Развитие творческих способностей средствами театрального искусства  – «Теремок» разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
  • Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

1.2 Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей 

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью театрализованной игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Вот здесь и придет на помощь театрализованная игра воспитатель распределит роли, а дети будут исполнителями.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи   ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Театрализация оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга: активизируется мозга,  успокаивает, снимает напряжение и тревогу.  

        

1.3. Цель: — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

                     

Задачи:

  •  Формирование у детей позитивного отношения к своему «Я», сверстникам и другим людям посредством театрализованной деятельности (для этого педагогу необходимо научить дошкольников устанавливать контакты и согласовывать свои действия с партнерами, развивать эмоциональность, понимать состояние другого человека и уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать сообща);
  • Заложить основы театральной культуры (педагог формирует интонационную выразительность речи, совершенствует их артистические умения, моделирует навыки социального поведения в заданных условиях с помощью атрибутов, а так же поддерживает инициативу, самостоятельность, творческую активность детей в играх).

Срок реализации

Данная программа рассчитана для реализации в течение 2017-2018 учебного года с детьми 3-4 лет,  форма работы групповая во вторую половину дня  продолжительностью 15 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

1.4 Принципы и подходы к  формированию рабочей программы

  • Полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
  • Построение  деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • Сотрудничество  с семьей;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • Целостность  системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
  • Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • Преемственность с   примерными основными общеобразовательными программами;
  • Индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.

1.5 Особенности построения программы

     В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

        Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

                                      

Содержание программы:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

  1. Раздел содержательный

2.1 Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

п/п

Месяц

Тема

Цель

1

Октябрь

Беседа «Давайте познакомимся с театром как нужно себя вести в театре».

Рассматривание иллюстраций.

Познакомить детей с театром. Рассказать о различных видов театра. Рассказать кто такие актеры.

Познакомить детей с правилами поведения в театре.

2

Октябрь

Показ конусного театра « Три поросенка».

Познакомить детей с конусным театром.

3

Октябрь

Чтение и разучивание потешки «Белка», «Ежик», «По кочкам по кочкам»

Развивать интерес к устному народному творчеству.

4

Октябрь

Показ сказки «Курочка ряба».

Знакомство с вязанным театром.

Вызвать желание следить за развитием в кукольном спектакле, сопереживать персонажем народной сказки.

5

 Ноябрь

Импровизация поведения разных животных.

Пройди как медведь, попрыгай как зайка, полай как собачка и т.д.

Совершенствовать импровизационные способности детей; формировать, положительное к героя сказки.

6

 Ноябрь

Театрализованная игра «Зайка». Обыгрывание стихотворения А.Барто «Зайка».

  Вызвать желание детей наблюдать за действия педагога. Побуждать детей использовать движения для создания образа.

7

Ноябрь

Разыгрывание игры драматизаций

«Котенок наелся молока и стал веселым он тогда».

Познакомить детей  с элементами игры – драматизаций. Формировать четкое произношение отдельных звуков.

8

 Ноябрь

 Отгадывания загадок «Волшебная шкатулка».

Активизировать речь и словарь ребенка.

9

Декабрь

Разучивания артикуляционной гимнастики «Лошадка»,

« Вкусное варенье», « Язычок».

Формировать правильное произношение отдельных звуков.

10

Декабрь

Упражнения на ритмопластику «Быстро времечко идет и цыпленок подрастет».

Продолжать развивать умения выполнять имитационные движения.

11

 Декабрь

 Чтение и обсуждения сказки «Репка».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка».

12

Декабрь

Инсценировка

«Выросла репка большая пребольшая».

Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произношению отдельных фраз и звуков.

13

Январь

Упражнения на высоту и силу голоса «Тиши - громче», «Грустный –веселый».

Формировать умения детей вырабатывать интонацию голоса.

14

Январь

Просмотр сказки

«Три медведя».

Познакомить детей с русской народной сказкой.

15

Январь

Пантомима

«Собачке грустно»,

«Хитрая лиса».

Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности.

16

Январь

Разучивание потешки «Волчек-волчек».

Познакомить детей с русской народной потешкой.

17

Февраль

Театр би-ба-бо

«Волк и семеро козлят»

Познакомить детей с кукольным спектаклем «Волк и семеро козлят».

18

Февраль

Игра драматизация

«Как собачка друга искала»

Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей.

19

Февраль

Чтение сказки  «Лисичка и заяц»

Познакомить детей с новой сказкой. Обогащать словарный запас детей.

20

Февраль

Подвижная игра

« Зайки», «Мишка»

Развивать умения активно и в так двигается под музыку.

21

Март

Настольный театр

«Мамины помощники»

Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца.

22

Март

«Бабушкины забавушки» настольные игрушки корова, коза, утка, воробей

Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызвать желание слушать народные загадки, потешки, наблюдать за действием педагога. Развиватиь умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.

23

Март

Инсценировка потешки «Еду на лошадки».

Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста.

24

Март

Встречаем гостей.

Беседа «Кто в гости приходил». Обыгрывание стихов А.Барто «Мишка», «Грузовик», «Бычок».

Совершенствовать мимику и жесты.

25

Апрель

Основы кукловождения.

Резиновые, пластмассовые, мягкие игрушки настольного театра.

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.

26

Апрель

Знакомство с русской народной сказкой «Смоляной бычок».

Познакомить детей с русской народной сказкой. Активизировать речь детей.

27

Апрель

«Пойми меня»

Отгадывание загадок.

Активизировать речь, мышления и память.

28

Апрель

Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д.

Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.

29

Май

Чтение сказки «Теремок».

Познакомить детей со сказкой «Теремок».

30-31

Май

«Кто в теремочке живет».        

Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонетический слух.

32

Май

Драматизация  сказки.

«Теремок».

Закреплять четкое сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.

2.2.  Структура занятий

На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Вводная часть.

При проведении занятий необходимо:

- создавать атмосферу заинтересованности, увлеченности, бодрого, энергичного настроения;

- занятие должно не просто развлекать, а увлекать, заинтересовывать ребенка новой информацией, активной познавательной и творческой деятельностью, предоставляя ему возможности для  личностного, художественно-эстетического развития.

         Основная часть

- способствовать развитию каждого ребенка, особенно поддерживая неуверенных в себе, испытывающих определенные затруднения; педагог не должен сравнивать детей, подчеркивая при этом, кто из них лучше себя проявляет, и наоборот;

        

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их умственной, физической и эмоциональной нагрузки;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли поиграть с ними;

- собственное отношение педагога к деятельности, его эмоциональная выразительность, поскольку он является образцом для подражания;

- воспитывать доброжелательное отношение детей по отношению друг к другу и ко всем взрослым, с которыми они общаются.

Заключительная часть.

- в заключение занятия различными способами вызывать у детей радость, эмоциональное удовлетворение.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Игра;
  • Импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту и искусством актера) ;
  • Инсценировки и драматизация;
  • Объяснение;
  • Рассказ и рассказ детей;
  • Чтение воспитателя;
  • Показ;
  • Личный пример;
  • Беседы;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Разучивание произведений устного народного творчества;
  • Обсуждение;
  • Наблюдения;
  • Словесные, настольные и подвижные игры;
  • Пантомимические этюды и упражнения.

     

2.4.  Особенность взаимодействия с семьями воспитанников

  • Консультации для родителей;
  • Беседы;
  • Буклеты;
  • Мастер-классы по изготовлению театра своими руками;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Дети готовы и способны:

  • Иметь способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
  • Умение подражать образу героев;
  • Обладать умением работать в коллективе;
  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке;
  • Умеют двигать в заданном ритме;
  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены;
  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия;
  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  1. Раздел организационный

  1. Описание материально - технического обеспечения программы

  • Театральная ширма;
  • Музыкальное сопровождение; магнитофон, нотбук, проэктор;
  • Декорации;
  • Различные виды театра (пальчиковый, настольный, перчаточный, плоскостной, куклы маски и т.д.);
  • Костюмы;
  • Картотека  песен и потешек;
  • Картотека театрализованных игр;
  • Книга русские народные потешки;
  • Маски животных;
  •  Платок;
  • Резиновые игрушки: кошка, собака, курочка, волк;
  • Шкатулка;
  • Модульный конструктор.

3.2 Место программы в режиме дня

Содержание программы реализуется во вторую половину дня.

3.3Особенности развивающей  предметно - пространственной среды

  • Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению;
  • Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка;
  • Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми;
  • Создание системы педагогического сопровождения детей;
  • Выступление перед родителями, воспитанниками детского сада.

           Методическое обеспечение рабочей программы

  1.  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования 3-е изд., и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с.
  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. Театрализованные игры в д/с.- Москва «Школьная пресса», 2000.
  3. Маханева М.Д.“Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

Интернет-ресурс.

        

  1. Консультация для родителей « Роль театра в жизни детей».

 rol_teatra_v_vospitanii_detey.docx

 2. Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка  http://detsad-kalinka.ru/2015/12/rol-kukolnogo-teatra-v-vospitanii-i-razvitii-rebyonka/

        

                                                                               

         Приложение 1

  1. Консультация для родителей «Роль театра в жизни детей».

   Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Театрализованные занятия в детском саду могут делиться на четыре раздела:

Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.

Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Он включает в себя инсценировка песен, басен, игры драматизации.

Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.

 Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

  • бибабо
  • настольный театр
  • театр на фланелеграфе
  • книжка-театр
  • театр пяти пальцев
  • театр масок
  • театр ручных теней
  • пальчиковый теневой театр
  • театр «живых» теней
  • магнитный театр
  • марионеточный театр идр.

 По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

  • Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
  • Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
  • Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

         Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных  учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

 Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Так же мы можем, использовать игры имитации попрыгай как зайчик, пройди как медведь итд.  

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок  – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие. 

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

   В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. Дети более старшего возраста любят игры драматизации, где они могут показать себя совершенно с новой стороны.

 В театрализацию невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

                                                                                                       Приложение 2

Мастер класс для родителей « Театр своими руками».

Цель: распространить опыт работы по изготовлению театральных кукол из

пластмассовых ложек  путем прямого и комментированного

показа последовательности действий.

Задачи:

Повысить уровень теоретической и методической подготовки участников;

Мотивировать осознанную деятельность всех участников, принимающих

участие в работе мастер класса;

Развивать коммуникативную культуру;

Развивать способность к рефлексии.

Участники: родители.

Оборудование: зеркало, пластмассовые ложки, пластилин, цветная бумага.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас. Для того,

чтобы снять напряжение, создать доброжелательную эмоциональную обстановку давайте встанем в круг и поиграем.

Игровое упражнение на снятие эмоционального напряжения

«Похвали себя»

-играющие, глядят в зеркало, говорят себе комплименты.

Доклад «Значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка».

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и

научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способности чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и эмоциональное развитие личности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению –это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Решение этих проблем  театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Кукольный театр это волшебный мир одна из самых великих моделей

Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют

не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста:

Виды театра в детском саду.

Настольный кукольный театр

 магнитный настольный, конусный, театр игрушки;

Стендовый театр

 фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд книжка;

Театр на руке

 пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней;

Напольные куклы

 марионетки, конусный театр;

Театр живой куклы

 театр с " живой куклой", ростовые, люди куклы, театр масок.

Этапы изготовления кукол из пластмассовых ложек .

Первый герой будет-лягушка, для этого берём ложку и зелёный пластилин, на выпуклую сторону наносим пластилин размазывая его по всей ложке.http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_3d3d2efc875ea4f32eacdedaea72a551.jpg http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_16705861d02417d88fd025384136973b.jpgДалее мы лепим:глаза,рот.


http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_649cae3cfdccdceeba279055e03d46ee.jpg

Далее нам понадобится цветная бумага зелёного цвета,из неё вырезаем квадрат 10 на 10 сантиметров,складываем его по диагонали и вырезаем небольшую дырочку, чтобы вставить ложку.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_5baf34a1ee585de9b7c493420ac28f33.jpg

Из пластилина делаем воротничок,чтобы соединить бумагу с ложкой.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_c7f8d9200de4a114588343e3c07dc990.jpg

Следующий герой-мышка.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_bf4d8b16d54e7315a382098522b7de1b.jpg

Берём ложку, серый пластилин и также размазываем его,делаем носик, глазки, ротик и ушки.
Для мышки я выбрала бумагу голубого цвета,также вырезаем квадратик 10 на 10 и делаем дырочку, вставляем ложку.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_2b8fab8f5089797d99598f9f821b45e6.jpg

Далее лепим воротничок.Мышка готова.

Следующий герой -зайчик.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_09286251b5c44751ff27d03b63364526.jpg

Для зайчика я оставила белую ложку,просто на неё прилепила мордочку и ушки.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_635cf4a62713df563e6a4edd571c8695.jpg

По образцу предыдущих героев делаем одежду. Зайчик готов.
Следующая будет-лиса.Понадобится оранжевый пластилин.Лепим мордочку и ушки.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_4dd354f89f27e45f5a156bd49f65c814.jpg

Оформляем одежду оранжевой бумагой и соединяем с ложкой, как у предыдущих героев. Лиса готова.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_532c72c2118f389e9ee56b8c6cf4abac.jpg

Таким же способом делаем медведя.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/8633_b3a1507f3dc450e97241851914a632be.jpg

И так у нас  получились герои сказки "Теремок".Такими игрушками сделанными своими ручками,дети будут с удовольствием играть и показывать спектакли.А самое главное они сделаны из доступных материалов,которые найдутся в группе.

Большое спасибо мы с вами хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания...