Консультация «Сенсорное развитие детей в играх».
материал на тему

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения ( отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия( отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Сенсорное развитие детей в играх».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения ( отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия( отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств ). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятия.

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н. М.  Щелованов   называл ранний возраст «  золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих  истоков уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание,  зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими.  Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнка, вопросы рациональных способов овладения общечеловеческим опытом остаются открытыми и сейчас, на современном этапе.

Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания детей педагогами, психологами показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладения способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих задач

Умение рассматривать , воспринимать предметы и явления формируются успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становиться понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

 В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. При этом  неправильно думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т. д, то нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети. Например, можно научить ребёнка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребёнок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное обучение по определённой системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т. д. В связи с этим, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые   навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т. д. получают умение воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем  в первом случае.

Итак, наибольшей эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность, содержание организация которой подчинены задачи умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определённое содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и  действует ребёнок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности. Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научатся изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать всё более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые навыки и умения Одновременно дети  глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Интерес ребёнка 3-го года жизни к игре во многом определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрушек дидактических пособий. В связи с этим надо иметь для организованных игр и занятий специальные комплекты игрового материала( по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании детей, а хранятся в игротеке детского сада( в педагогическом кабинете) и приносятся в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с интересом( удобно, что этими материалами могут пользоваться и другие группы детского сада).

В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребёнка трёх лет еще не велики, не совершенны. Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.

Этому  способствуют специальные дидактические игры:

Величина.

Большие и маленькие.

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.

ОБОРУДОВАНИЕ: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1 см) одинакового цвета .Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

ХОД: Воспитатель  показывает ребёнку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что – то в корзиночке. Затем  воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребёнку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав , что кукла попросила сделать для неё бусы, воспитатель обращает внимание ребёнка на то, что бусы можно нанизывать по- разному.

Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребёнку. Важно начать чередование с большой бусины ,т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребёнку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Поручения.

ЦЕЛЬ: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

ОБОРУДОВАНИЕ :Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

ХОД: Воспитатель показывает ребёнку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает

малышу следующие задания:

- Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;

-Покатай матрешку в большой машине;

- Поставь маленькую собаку возле матрешки;

-Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а  для маленькой – из маленьких;

-Возьми маленькую собачку и посади её на ковёр;

-Возьми большую собаку и посади её в большую коробку;

-Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие - в большую и т. п.

Если ребёнок ошибается, собачка или матрешка показывает свое неудовольствие( рычит или отворачивается).

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ.

ЦЕЛЬ: та же.

ОБОРУДОВАНИЕ: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик

ХОД: На  столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Вместе с детьми рассматривает их , отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит,  что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике , а маленькие в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

ФОРМА.

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ.

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка чередовать предметы по форме.            

ОБОРУДОВАНИЕ: По четыре круглых и квадратных  глиняных бусины одинакового цвета (диаметр2 см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

ХОД: Проводиться так же, как и игра» Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребёнку потрогать руками каждую бусину на нитке , фиксируя на этом внимание ребёнка и приговаривая: «Шарик, кубик…».

ЦВЕТ.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.

ЦЕЛЬ: Обратить внимание ребёнка на то, что  цвет является признаком разных предметов  и может служить для их обозначения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Коробка с мозаикой, где помещены  шесть элементов желтого цвета и один белого.

ХОД: Воспитатель показывает детям игрушки:  белая курочка и за ней желтые цыплята ( или картинку) . Затем – белый элемент мозаики и говорит:» это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: « жёлтого цвета будут цыплятки «. В отверстие панели воспитатель помещает белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет белого цвета, а за белой помещает одну жёлтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребёнку коробку с мозаикой и предлагает найти ещё одного цыплёнка и поместить его следом за мамой- курочкой. После того , как все цыплята будут найдены и размещены « гуськом», позади курочки, ребёнок повторяет задание самостоятельно.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ.

ЦЕЛЬ: Учить детей выбирать предметы данного цвета из несколько предложенных , развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

ОБОРУДОВАНИЕ: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов жёлтого и зелёного цвета.

ОБОРУДОВАНИЕ: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета.    Далее , воспитатель берет из коробки элемент мозаику красного цвета( ягодку), вставляет её в панель и предлагает детям тоже собрать , следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все ягоды собраны в « корзину», медведь благодарит детей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.

В воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности . Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Её называют ведущей  не    только потому, что она  преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким- то одним делом.

Предметная деятельность имеет важное  значение и для сенсорного развития  качества и свойства  ребёнка. Действуя с предметами, он познает их  качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей 2- 3 года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определённой  позы , эмоциональная настроенность.

Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребёнком умственную задачу, он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрёшку и т. п. Так, исподволь формируется целеустремлённость. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой  задачи требует известной последовательности действий и отбора деталей. Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребёнка, ведут к образованию связей в работе глаз( часто уха) и рук, обеспечивают овладение пространством.

ЦЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРУШКАМИ:

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов     ( величина, форма, цвет).

СЛОЖИ МАТРЁШКУ.

ОБОРУДОВАНИЕ: Матрёшка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

ХОД: Воспитатель вместе с ребёнком открывает матрёшку, произнося:» Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!». Достаёт матрёшку поменьше и ставит её рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрёшки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребёнку сложить их обратно, начиная с самой маленькой.

Мы- матрёшки, мы – сестрички.

Все подружки – невелички.

Как начнем плясать и петь,

Никому не усидеть!

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай-

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться!

( С. Рещикова).

Сначало следует проводить с двухсложной матрёшкой, затем с трёхсложной и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей в играх с водой»

Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не то...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей «Мы играем с куклами» для первой младшей группы

Конспект занятия по сенсорному развитию детей «Мы играем с куклами» для первой младшей группы...

«Сенсорное развитие детей в игре». Группа раннего возраста

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть ...

Сенсорное развитие детей, дидактические игры серии "Шнуровка".

Цель: формировать знания у детей как правильно вдевать шнурки в дырочки, чтобы получилось крест-накрест, развивать мелкую моторику рук, внимательность, мышление, устную речь.Мелкая моторика рук, разви...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Консультация:" Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

quot; Сенсорное  развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

консультация "Сенсорное развитие детей с ОВЗ через дидактические игры"

консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с ОВЗ через дидактические игры"...