Мастер- класс для педагогов ДОУ «Фестиваль коми подвижных игр».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Долженко Елена Викторовна

Повышение компетентности воспитателей в вопросах использования  коми подвижных игр  в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах использования  коми подвижных игр  в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить педагогов  с использованием подвижных игр народа коми  в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе   с детьми представленный опыт.

3. Активизировать у педагогов интерес к данной теме.  

Проблема:  сохранение  культуры и традиций  коми народа в современных условиях, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.

Материал и оборудование: веревка, мячи, маска волка, обручи.

Ход мероприятия:

 

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе на тему «Фестиваль коми подвижных игр».

Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов деятельности. Игра позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, в ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
             В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в развитии  нравственно-патриотических чувств дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории и культуре родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

На спортивной площадке появляется Пера Богатырь. (Ведущий в роли Пера Богатыря)

Пера:

Фестиваль мы начинаем

Всем здоровья пожелаем!

Прими участие скорей!

Да зови своих друзей!

Здравствуйте! Вы меня узнали? Да, я Пера - Богатырь, про меня много сложено легенд и сказок. Я приветствую вас на своём оленеводческом стойбище. Скоро наша республика Коми будет отмечать свой юбилей, и я решил пригласить вас на фестиваль коми подвижных игр.

Для начала, я приглашаю вас на разминку.

Звучит музыкальная композиция «Марья- Моль»

Итак, начинаем наш фестиваль.

Пера – богатырь знакомит участников с правилами и организует игру. Подвижные игры, используемые на фестивале:

Ловля оленей (Коръясос куталом)

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники—олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считаётся пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила игры: игру надо начинать только по сигналу; бросать мяч можно только в ноги играющих; засчитывается прямое по падание, а не после отскока.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и оленята. Волк сидит за сопкой (на конце площадки).

 На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно.

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины

 — играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!», оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры: движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей— рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг, дети-рыбаки ловят их. Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Пера: Предлагаю вам отдохнуть и провести разминку для ума, и заодно узнать, умеете ли вы отгадывать загадки.

Где на Севере у нас,

Полосой широкой,

Скоростных нет автотрасс

В далях синеоких?

Что за хвойный густой лес,

Труднопроходимый,

Вырос прямо до небес,

Весь необозримый?

Где метет зимой пурга

Как зовется лес?. (тайга)

Правильно, а кто знает, как в коми называют лес(Парма)

Рыжий зверь, проворный, мелкий.

Он грызёт орехи, шишки

Спит в дупле, хвост длинный, пышный,

По деревьям скачет (белка).

Зверь на белочку похожий,

По деревьям прыгать может,

Тоже кушает грибы,

Грызёт шишки и плоды.

Но живёт он не в дупле,

А нора его в земле.

Вот он спрятался за сук.

Зверь зовётся… (бурундук)

Он не собака, только всё ж

Он очень на неё похож.

В зубах добычу поволок

Злой, страшный, сильный, серый (волк).

Куст на голове, вот диво,

Вырос, и таскать не лень.

Стройный, гордый и красивый

Благородный он…(олень).

     Бурый лежебока крепко спит зимой,

А весной проснётся слабый и худой.

Летом много корма и отъестся он,

Осенью же снова погрузится в сон.

(медведь)

Оленя старший брат,

С рогами как лопаты,

Его легко узнать,

Прозвался он – сохатый. (Лось)

Пера: продолжаем наш фестиваль

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего Охотники они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Пера благодарит всех за участие в фестивале, желает всем участникам здоровья:

-В многочисленных пословицах  и поговорках народа коми подчеркивается  важная роль здоровья и жизни человека:

-У человека самое ценное – здоровье.

-Кабы не болеть, то жизнь была бы счастьем.

-Здоровье дороже всего – его ни за какие деньги не купишь.

Пера-  богатырь на память всем участникам дарит мешочки с лекарственными травами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей.«Поиграем в русские народные подвижные игры»

Задача мастер-класса: познакомить родителей с русскими народными играми в их начальной интерпретации, вызвать желание играть с детьми дома в русские народные игры....

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...

Мастер класс для родителей «Поиграем в русские народные подвижные игры»

- Познакомить родителей с русскими народными играми в их начальной интерпретации. - Вызвать желание играть с детьми дома в русские народные игры. ...

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...