Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Теоретическая часть Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать вас на своём мастер – классе. Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста своими руками. Но для начала давайте с вами вспомним, что же такое сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей

Задачи:

• Показать важность роботы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста;

• Повышение компетентности у педагогов по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста;

• Поделиться с педагогами своими разработками по теме мастер класса;

• Показать участникам мастер-класса возможные варианты игр.

Оснащение: презентация, демонстрационный материал, сбросовый материал, раздаточный материал

План:

1. Актуальность

2. Теоретическая часть

3. Знакомство с играми

4. Практическая часть

5. Заключение

6. Список литературы

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать вас на своём мастер – классе.

Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста своими руками.

Но для начала давайте с вами вспомним, что же такое сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными:

– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновенийощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда.

-Уважаемые педагоги, а что любят больше всего на свете делать дети?

Конечно, играть! Дети играют везде. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт мир.

Самое страшное — это когда ребёнок не умеет играть. Такой ребёнок похож на маленького скучного старичка, из которого со временем вырастает взрослый старец, лишённый, однако, основного преимущества старости — мудрости, ведь ей неоткуда взяться, когда в человеке не развиты фантазия и благородство, а значит, нет ни смелых идей, ни глубоких мыслей, ни чувств. Астрид Линдгрен

Сенсорные игрушки у современного человека вызывают ассоциации с новейшими гаджетами они уже давно стали любимыми игрушками для взрослых. Детские игрушки намного проще, удобнее и полезнее.

Сейчас такой ассортимент сенсорных игрушек для детей, что иметь их все в детском саду практически невозможно из-за цены, но сделать основные виды под силу каждому воспитателю.

Мне очень хотелось разнообразить и увеличить количество игр. Сегодня я расскажу вам, как можно быстро и просто, изготовить увлекательные пособия своими руками

Я являюсь молодым специалистом потому за идеями я обратилась во всеми любимый нам интернет и нашла много интересных игр по сенсорному воспитанию, которые можно изготовить своими руками при этом затратив минимум средств.

Знакомство с играми

Ну а сейчас познакомиться с дидактическими играми

1. «Тактильные мешочки из воздушных шариков»

Материалыкоторые нам понадобятся:

1. картон

2. картинки

3. ножницы

5. шарики

6. крупа

7. воронка

8. контейнер

Для начало нужно определиться с наполнителем, я взяла: горох, фасоль, мука, рис, бисер, гречка, пуговицы, орехи, помпоны, макароны мел., крупные, скрепки.

Для того чтобы начать насыпать крупу в шарики, необходимо их надуть и подержать несколько минут в надутом состоянии. С помощью воронки насыпаем по очереди в шарики всё необходимое, утрамбовываем и завязываем шарики.

Затем приготовить картинки с наполнителями, приклеить на картон.

Она даёт возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько мешочков, столько разных ощущений у пальчиков.

Игровое задание: Найти по ощущениям шарик и картинку.

2. Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн»

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материалы: наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Игровое задание: Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

3. Дидактическая игра «Волшебные колпачки»

ЦельРазвитие сенсорного восприятияРазвитие слухового вниманияРазвитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: панно с изображением клоуна В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. дети прикручивают крышки.

• укрепляют и развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

• формируют умения сочетать по цвету;

• развивают концентрацию внимания; развивают усидчивость,

Игровое задание: Предложить ребенку по шаблону движениями пальцев рук закрутить волшебные цветные колпачки клоуну.

4. Дидактическая игра «Веселые крышечки»

Цельразвивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Материалы: крышки разных цветов.

Игровое задание: Предложить детям используя шаблоны закрутить крышки

5. Дидактическая игра «Стрелочки»

ЦельРазвивает внимание, мелкую моторику, логику и мышления.

Материалы: коробка, крышки, цветные стрелочки, шаблоны

Игровое задание: Предложить детям задать направление стрелок по образцу

6. Дидактическая игра «Определи размер»

Цель: внимание, мелкая моторика, рассуждение

Материалы: цветные крышки, шаблоны, изображения

Игровое задание: Попросить детей пальцами рук передвигать нужный цвет пробки в соответствии размера указанным на шаблоне.

7. Дидактическая игра «Пространственная ориентация»

Цель: концентрация, визуальное восприятие, логическое рассуждение координация.

Материалы: цветные крышки, шаблон с заданным направлением.

Игровое задание: Разместить колпачки по цветам и расположению стрелок.

8. Дидактическая игра «Теневое лото»

Цель: "теневое лото" развивает у детей внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учит находить предметы по тени и сопоставлять их.

Материалы: шаблоны с тенью, цветные карточки.

Игровое задание: Воспитатель раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

9. Дидактическая игра «Сенсорные яйца».

Цельразвитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Материал: Коробка или любой контейнер, пластмассовое яйцо от киндера сюрприз любая крупа, ложка.

Игровое задание: Попросить ребенка насыпать по парно крупу в киндр сюрприз, у нас получится 5 пар одинакового наполнения после смешать их в контейнере и по звуку определить пару

10. Дидактическая игра «Попмоны»

Цельразвитие цветового восприятия, развитие мелкой моторики, закрепление в речи название цветов.

Материал: стаканчики, шаблоны

Игровое задание: ребенку предлагается собрать помпоны в стаканчик по образцу

2 вариант Счет. Это очень просто!

Материал: коробка, верхушки бутылок, краски для определения цвета, игральный кубик с цветными сторонами и счетом, помпошки.

Игровое задание: Детям младшего возраста предложить подбросить кубик на определения цвета и заполнить бутылку нужными помпонами,

Детям по старше уже предложить взять два кубика и узнать цвет и количество помпонов которыми нужно заполнить бутылку.

11. Дидактическая игра «Шнуровки из коктейльных трубочек»

Цельразвитие мелкой моторики рукразвитие глазомера, самостоятельности, усидчивости. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание, стремление доводить начатое дело до конца.

Материалы: трубочки картон изображение, клей или двусторонний скотч

Игровое задание: Придумываем любой сюжет с дорожкой, можно обыграть любую тему: плетем паутину, клетку для льва, дорогу до заправки или тропинку от зайчика к морковке, что угодно! Главное, что бюджетно и очень полезно для координации движения руки, концентрации внимания и моторики!

12. Дидактическая игра «с бельевыми прищепками».

Цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Так же можно заменить прищепки на скрепки.

13. Дидактическая игра «Игры со скрепками»

Цельразвитие воображениесенсорное восприятие.

Материалы: скрепки, карточки с заданием, примеры, цифры

Игровое задание: Предложите ребё нку:

- нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине;

- разгибать скрепки;

- составлять разные рисунки;

- собирать из них цепочку;

-ребенок научится считать

-узнавать название основных цветов

-развивает воображение

- мелкую моторику

-внимание

14. Дидактическая игра «Двойная остановка».

Цель: Концентрация, логическое рассуждение, моторная координация рук и глаз, изучение геометрических фигур.

Материалы: фоамиран, палочки эскимо, клей, шаблон

Игровое задание: Выкладываем разноцветные формы и просим выстроить их на шаблоне.

15. Дидактическая игра «Бумажные стаканчики»

Цель: визуальное восприятие, внимание, баланс, фокус.

Материалы: бумажные стаканчики, цветные палочки эскимо, вилка, шаблоны

Игровое задание: В зависимости от положения и направления и цвета заданного на шаблоне выложить цветные палочки эскимо с помощью вилки.

16. Дидактическая игра «Деревяшки»

Цельразвитие координации движений, логическое мышление, концентрация

Материалы: палочки эскимо, фетр цветной, поле с разноцветными кружками.

Игровое задание: Дать задание найти и положить палочку на тот участок поля к которому она подходит.

17. Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цельразвитие мелкой моторики и сенсорных навыков у детей

Материалы: салфетку для стола, разноцветные резинки и заколки

Игровое задание: Попросить ребенка подобрать заколку к нужному цвету резинки и зацепить ее.

18. Дидактическая игра «Резиночки»

Цельразвитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, тренирует скорость реакций и внимательность, память и зрительное восприятие, стимулирует развитие речи. Во время игры ребята изучаю цвета и счёт, закрепляют названия пальцев, учатся читать и следовать инструкции. Также задания с резиночками способствуют становлению пространственного мышления (левая и правая рука, порядок пальцев).

Материалы: набор из цветных резиночек для волос и карточки с заданиями.

Игровое задание: Согласно заданию, на карточке надеть на пальцы рук цветные резиночки. Важно идти от простого к сложному. Сначала даётся задание на правую руку, потом на левую. Если ребёнок уверенно и без ошибок собирает на пальцах резинки, можно усложнить игру, предложив одновременно собирать узор на обеих руках.

19. Дидактическая игра «Сенсорная сумка»

Цель: как одно из средств развития познавательного, речевого развития и мелкой моторики рук»

Материалы: зип пакет, гель различный, изображения или маркер, скотч, наполнитель (помпошки, бусины, пуговицы, крупы и т. д).

Игровое задание:

• Можно прикрепить пакет к окну — блестки и моющее средство будут интересно переливаться.

• Можно в пакет добавить мелкие игрушки, спросить у ребенка, что находится в пакете. Предложите пересчитать предметы внутри пакетика.

• Распечатать лабиринт и подложите под пакетик. Закрепите конструкцию скотчем. И предложить ребенку пальцем пройти лабиринт.

• Можно подложить под пакет распечатанные большие буквы, цифры, геометрические фигуры и предложить ребенку обводить их.

• Можно предложить ребенку нарисовать свой рисунок (рисовать можно как пальцами, так и ватными палочками).

• Оставить отпечаток на пакете. Дети пальчиками передвигают детали в прозрачной "сумке", заполненной гелем

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Ну, а сейчас уважаемые коллеги, я предлагаю перейти нам к практической части и сделать своими руками дидактическую игру «Сенсорный пакет». Для этого мы

берём зип пакет и наливаем в него (полпакета) гель для душа, добавляем наполнитель по выбору (блестки, бусины, пуговицы и т. д.). Выгоняем из него воздух и герметично закрываем. Наш сенсорный пакет для игры готов. Подкладываем готовый шаблон и играем.

Также можно использовать такую поделку в качестве своеобразной игрушки-антистресса. Приятное на ощупь вещество и простые узоры помогают снять напряжение.

Заключение

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути:

через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям

Наш мастер – класс подошел к концу. Я надеюсь, что предложенные игры помогут Вам в Вашей работе. Хочу пожелать Вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...

«Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно  работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»

Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...