Публикация «Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора»
статья на тему

«Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 76_ds.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Тема публикации: «Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора»

 Самая большая роскошь на свете –это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери

Необходимым условием регулирования отношений человека с миром является его воспитание в духе самоуважения, миролюбия, признания возможности существования иных точек зрения, позиций, мнений и культурных приоритетов. Поэтому, проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. Толерантность как характеристика мироотношения ребёнка предстаёт как результат целостной картины мира, отражающий меру разумной упорядоченности и соподчинённости объектов, явлений реальности и системы культурных ценностей, соотнесённых уровню развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Благодаря толерантному мироотношению ребёнок приобретает возможность взаимодействовать с окружающим на основе диалога, культурных способов познания и преобразования реальности на основе ценностей культуры. Толерантность не возможна без духовного развития человека. Поэтому, в современном мире актуальна проблема формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций России. Воспитание духовности – главная задача семьи, школы, общества. Развитие духовности личности невозможно без осознания себя как части своего народа, своей культуры .Этот потенциал заключен в фольклоре.

Фольклор включает мировоззренческие, этические, художественные, семейные, познавательные и другие ценности, которые могут быть не только услышаны детьми как рациональная информация, но и личностно восприняты ими в той или иной мере. Реализация данной задачи предполагает необходимость музыкального воспитания учащихся на материале национальной музыкальной культуры. Музыкальный фольклор, являясь непосредственным отражением жизни народа, представляет его национальное своеобразие. Разностороннее изучение учащимися лучших образцов многовекового музыкального творчества родного края и родного народа способствует постижению глубоких взаимосвязей музыкальной культуры с его историей, бытом. Особенно актуально это в условиях многонациональных регионов, когда ребёнок оказывается в поликультурной эстетической среде. В средних общеобразовательных школах Республики Татарстан, где обучаются дети разных национальностей (русской, татарской, чувашской, марийской и др.) представлено богатое культурное разнообразие. В определённой степени это осложняет работу педагога, но в то же время открывает широкие возможности приобщения детей разных национальностей и культур к взаимопониманию. Изучение духовного опыта человечества, обращение к национальной музыкальной культуре не только своего народа, но и народов, живущих рядом, способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию современных школьников, обогащает их духовно, развивает чувства толерантности, взаимопонимания, интернационализма, дружбы и сотрудничества, творческие способности и потребности. При умелом руководстве школьным коллективом, внимательном и уважительном отношении учителя к культурным традициям каждого этноса поликультурная эстетическая среда должна стать фактором приобщения учащихся к культурам мира, фактором диалога между различными культурами и народами.

О том, насколько важна музыкально-педагогическая работа со школьниками, способствующая сохранению совокупного духовного опыта человечества, говорится в трудах музыкантов и исследователей Д.Б. Кабалевского, С.М. Мальцева, Г.А. Шевченко, Л.Г. Дмитриевой Н.А. Терентьевой, П.С. Волковой и др. Учёные, предлагая новаторские методы музыкального обучения и воспитания и уделяя большое внимание развитию творческого потенциала детей, отмечают природную активность ребенка, его постоянное стремление к творческой деятельности.

Уроки музыки рассматривают как процесс выявления творческих возможностей ребенка, в качестве метода предлагают синтез искусств, а основными формами деятельности считают игру и театрализацию. Воспитательная работа с учащимися в условиях поликультурной эстетической среды, одной из основных задач которой является вовлечение каждого ученика в процесс освоения традиционных культурных, духовных и нравственных ценностей российского общества, должна стать приоритетным направлением деятельности общеобразовательной школы. Свою роль в этом призвано сыграть формирование музыкальной культуры школьников посредством освоения традиций и культурного наследия своего народа и других народов России. В современном мире важную роль играет взаимосвязь культур разных народов, поскольку она способствует росту взаимопонимания. Культурное общение сближает людей разных наций и культур, обогащая их жизнь и формируя лучшие человеческие качества. Учащиеся младших классов наиболее эмоционально и чувствительно воспринимают окружающую действительность. На уроках музыки, а это, как правило, последние уроки, ребёнок получает возможность отдохнуть и переключиться на творческую деятельность. Формы музыкальной деятельности на уроке позволяют включать в урок народную музыку и музыкальные произведения, представляющие всё многообразие национальных культур региона. Учитывая, что из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение, учитель, готовясь к уроку и подбирая репертуар, должен включать в урок детские песни на русском языке и языках народов, представители которых обучаются в классе. После прослушивания песни дети знакомятся с её содержанием, причём в переводе текста вместе с учителем участвуют и учащиеся – носители языка. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга. Коллективное исполнение этих весёлых детских песен будет способствовать не только музыкальному воспитанию, но и воспитанию уважительного отношения к музыкальной культуре другого народа, сплочению и дружбе детей разных национальностей. Особенности музыкального искусства как способа человеческого общения позволяют через активное эмоциональное восприятие сформировать личностную позицию в осмыслении, актуализации и творческом освоении социальных, эстетических, моральных и других ценностей, заключенных в содержании музыкального произведения, приобщиться к духовному опыту человечества. Фольклор пронизывает духовную жизнь народа. Это средство воспитания, в основе которого лежат глубочайшие педагогические традиции. Программа в условиях поликультурной эстетической среды должна варьироваться и обязательно дополняться внеурочными мероприятиями, направленными на приобщение детей к народному музыкальному искусству. В то же время необходимо учитывать, что «изучение различных культур нельзя ограничить разовыми образовательно-воспитательными мероприятиями, когда учащиеся получают путаные и отрывочные сведения. Должно происходить систематическое ознакомление с ценностями разных культур». Особое место во внеурочной воспитательной работе занимают фольклорные праздники. Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями. Фольклорный праздник, объединяющий участников общностью переживаний и эмоциональным настроем, – важное средство художественного воспитания, формирующее вкус детей. Активное приобщение учащихся уже с младших классов к фольклору и народным традициям отвечает задачам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Так, в соответствии с ФГОС («портрет выпускника основной школы») выпускник – это человек, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...

«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...

Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Консультация для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

ТЕМА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»Задачи:1.Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре.2. Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...

Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Дошкольное детство – важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон....