Развиваем тонкие движения пальцев рук
материал (подготовительная группа) на тему

 Овчар Ольга Николаевна

Данный  материал предназначен для коррекции отставаний в развитии тонкой моторики пальцев рук. Использование специального гимнастического комплекса, выполнение упражнений на развитие координации движений пальцев рук и рисование, методом прокола, подготовит руку ребенка к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем тонкие движения пальцев рук.

Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук, врачи называют тонкой моторикой или мелкой. Существует тесная связь между развитием речи и тонкой моторикой. Если слабо развиты пальцы, то и речь, как правило, развита недостаточно. Тогда нужны специальные, дополнительные занятия. Тренировка пальцев рук развивает речь, мышление, письмо, чтение.

Очень полезен для развития пальцев любой ручной труд: лепка, составление аппликаций, оригами, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, выкладывание мозаичных узоров, шнуровка и многое другое. Особого внимания заслуживает рисование.  Нелюбовь к нему – один из показателей нарушения развития тонких движений пальцев рук.  А если ваш ребенок любит рисовать, то постарайтесь ограничить использование фломастеров. Они не развивают мышцы пальцев рук, так как не требуют усилий. Лучше рисовать карандашами (хорошего качества).

Для развития тонких движений пальцев рук мы предлагаем вам следующие упражнения:

1.Гимнастический комплекс.

2.Упражнения для развития координации движений пальцев рук.

3. Задания по рисованию, методом прокола.

Гимнастический комплекс для развития тонких движений пальцев рук.

1.Положить руку на стол ладонью вниз. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак.  Выполнять каждой рукой поочерёдно.         

2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять каждой рукой поочерёдно.

3.Выпрямить кисть, разомкнуть пальцы и поочерёдно присоединять  безымянный палец к мизинцу, средний –  к указательному.

4.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.

Упражнения по развитию тонкой моторики.

1.Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

2.Игра с пальцами. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):

1-2         1-3               1-4              1-5            

Ёж,         медведь,   барсук,      енот

1-5         1-4               1-3              1-2

Спят     зимою         каждый      год.  (смена рук)

1-2         1-3               1-4              1-5

Волка,    зайца,       рысь,          лису

1-5            1-4            1-3                1-2

И               зимой      найдешь    в лесу.

3.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же  самое ребёнок может проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

4. Ребенок комкает, начиная с уголка, белую бумажную салфетку так, чтобы она вся уместилась в его кулачке. Получается «снежок».

5. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она была не слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

2                   3                  4                       5

Кусается    сильно      голодный  волчонок,

5                   4                  3                       2

Наверное, думает,     это,           зайчонок.  (смена рук)

2                   3                  4                       5  

Ай-ай,     не кусайся,    волчонок,   глупыш.

5                   4                  3                       2                                                

Это          не заяц,      а пальчик,         малыш.

6.Насыпаем горох в крышку от банки или  на мелкую тарелку. Ребёнок большим  и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт ещё одну, ещё одну – и так набирает целую горсть.  Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берётся на ударный слог.

Зернышки все, что  хозяйка давала,

 Курочка наша по штучке склевала.

Зернышки все, что хозяин давал,

Наш петушок все по штучке склевал.

7. Две пробки от пластиковых бутылок кладём на стол резьбой вверх. Это – «лыжи.  Указательный и средний пальцы встают в них, «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы едем на лыжах,

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.

Нам нравится очень на лыжах кататься,

Мы любим забавы зимней поры.

8. Строим «сруб» из ватных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

9. Берём прочную нитку или шнурок, 12 бусин, по 3 четырех цветов (в идеале: красные, зеленые, желтые и белые или голубые).  Нанизываем: 3 белые (или голубые) это – декабрь, январь, февраль; 3 красные это – март, апрель, май; 3 зелёные это – июнь, июль, август; 3 желтые это – сентябрь, октябрь, ноябрь. Перебирая, ребенок называет месяцы года по порядку, одновременно закрепляя в речи их названия.

10. Соединяем  поочередно пальцы, начиная с мизинца с большим пальцем сначала одной, а потом другой руки на ударный слог.

1-5          1-4        1-3             1-2                  

Весна,   лето,     осень,      зима:

Собираем пальцы в кулачок.

Наступают холода.

Меняем руку.

1-5           1-4          1-3         1-2

Осень,    зима,     весна,     лето:

Растопыриваем пальцы.

Море солнечного света.

Рисование, методом прокола.

Необходимо: контурное, точечное изображение предмета; подложка из материала типа «ковролина», гелевая ручка с исписанным стержнем, цветные карандаши.

Техника выполнения: расположите рисунок  на «ковролиновой» подложке, придерживайте одной рукой, а ведущей, держа ручку, как обычно, делайте проколы точно по точкам изображения. Если точки расположены очень часто, то делайте проколы через одну или две точки. Когда все проколы сделаны, переверните рисунок изнаночной стороной, получилось необычное изображение. Можно провести ладонью по рисунку и ощутить шероховатость. Раскрасьте детали рисунка цветными карандашами по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

"Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи". Автор Балюк Вера Петровна.

В данной статье рассматривается зависимость речевого развития ребёнка от уровня развития мелкой моторики и даются рекомендации по стимулированию речевого развития детей путём тренировки движений пальц...

Развитие тонких движений пальцев

Дидактические игры на развитие тонких движений пальцев с помощью воздействия на психические процессы....

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук

Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"...

"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...