"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.
статья по логопедии на тему

Запивалова Светлана Сергеевна

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. Словом всё то, что составляет основу его жизнедеятельности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 87_kpk.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование тонких движений пальцев рук                                                 с использованием   нестандартного  оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного  возраста                                           

Запивалова Светлана Сергеевна,

                                   учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида»

                                                                                   Ново-Савиновского района города Казани

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. Словом всё то, что составляет основу его жизнедеятельности.  

   Задача современного педагога заключается не в том, чтобы из каждого ребёнка сделать в перспективе профессионального художника, а в том,   чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность.                                                                                                                                  

   Важным компонентом такой деятельности являются операции - средства осуществления деятельности. Без овладения ими невозможно создать изображение. Дети приобретают опыт изображения, но приобретают его, как правило, не стихийно, а в процессе систематического обучения под руководством взрослого. Усвоение основных средств осуществления деятельности предоставляет ребенку возможность действовать свободно и самостоятельно.

    Для создания художественного образа необходимо автоматизировать ряд умений. Например: умение держать карандаш, кисточку, фломастер - это является залогом успешности творческого развития.

   На этой стадии, в художественно-эстетическом развитии детей большую роль играет сформированность тонких движений пальцев рук. Создание продукта деятельности ребёнка во многом зависит от того, насколько будут точны мелкие движения пальцев рук.  Будь это рисунок, аппликация или фигурка из пластилина или глины. Сегодня я хочу поделиться нашим опыт работы в этом направлении.

   Мы выбрали простые бесхитростные предметы, которые окружают ребёнка в быту – это прищепки.  Они есть почти в каждом доме, их легко найти в продаже. Видов прищепок сейчас настолько много, что просто иногда даже трудно себе представить, на что способна фантазия дизайнера. В своей работе мы используем стандартные  деревянные и пластмассовые зажимы, металлические, гнутые из проволоки и декоративные клипсы.  Разного размера - от больших прищепок, средних и до самых маленьких (половина простой, обычной спички).  Цветовая палитра, у них разнообразная, очень яркая, можно найти все цвета радуги.                      

    При покупке нужно внимательно отнеситесь к выбору прищепок. Посмотреть, чтобы у них не было острых пластин и зубцов, торчащих и колючих пружинок, режущих концов. Обратить внимание легко ли  она «открывают свой ротик», потому что пальчики малыша ещё недостаточно сильны, чтобы справится с тугими зажимами. Прищепки относительно безопасны для манипуляций. Но, нужно помнить, что без надлежащего надзора ребёнок может пораниться, прищемить пальчик или другую часть тела…. Один такой негативный момент – и кроха откажется заниматься с  прищепками. Поэтому все действия должны быть под контролем взрослых.

   Прищепки – это многофункциональная  игрушка. Все дети, без исключения, любят играть с этими предметами. Вариантов игр и упражнений множество, они очень разнообразны, интересны, полезны и увлекательны. На первоначальном этапе дети учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать. Вначале используются простые упражнения на закрепление названия цвета, размера, счёта и пространственных представлений. Затем переходим  к более сложным играм на расширение и активизацию словаря. Это драматизация сказок, инсценировка разных  рифмованных историй, диалоги персонажей и многое другое. С зажимами можно экспериментировать и придумывать игры на ходу.  Игры у нас разделены  по  лексическим темам, многие сопровождаются стихами, потешками, диалогами, нерифмованными текстами и фотографиями.

     Готовясь к Новогодним  праздникам, мы сделать серию игр с ёлочками. Ребёнок выбирает понравившуюся ему «лесную красавицу» и украшает её прищепками по своему усмотрению. Каждой ёлочке соответствует  определённое стихотворение. Играя с предметами он проговаривает текст.

    Литература:

  1. М. М. Кольцова, М. С. Рузина. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игро-тренинг. – Екатеренбург: У – Фактория, 2004.
  2. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород, Издательство «Флокс».
  3. С. В. Погодина. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – М.: ВАКО, 2015.
  4. И. Е. Светлова. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М: Издательство Эксмо, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....