Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого времени года в произведениях известных русских поэтов, композитолра П.И. Чайковского, художника И.И. Левитана

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Конспект интегрированного занятия

по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства»

 по художественно-эстетическому, речевому развитию детей

(музыка, рисование, чтение художественной литературы)

для детей подготовительной к школе группы

Составитель

музыкальный руководитель

И.Н.Гафарова

2015

Программное содержание.

   Расширять  и  обогащать  знания  детей об осенней  поре  средствами  различных  видов  искусств  (поэзии,  живописи,  музыки).

  Путём  сравнения  показать  детям,  как  деятели  искусства  по-разному  передают  образ  осени.  Учить  понимать  чувства,  переданные  художниками,  композиторами,  поэтами  в  своих  произведениях.

   Закреплять  умение  самостоятельно  выражать  эстетическое  отношение  к  природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные  средства,  ритмопластика,  аранжировка  музыкальных  произведений).

    Воспитывать  любовь  к  родной  природе,  искусству,  развивать  творческие  способности  детей,  расширять  их  кругозор.

Предварительная работа.     

   Прогулки  с  детьми и их родителями  осенью в  парк.

Прослушивание  произведений  П.И. Чайковского  «Осенняя песнь», ритмопластическая импровизация «Берёзки»; рассматривание  пейзажной  картины  «Золотая осень»  Исаака Ильича Левитана;  разучивание  стихов,  чтение  рассказов  русских  поэтов  и  писателей  о  природе,  знакомство  с  приметами  осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия.

Методические приёмы.

    Постановка  цели  занятия,  проблемных  вопросов,  рассматривание  картин,  прослушивание  музыкальных  произведений,  обобщающий  рассказ  педагога;  аранжировка  пьесы  П.И.  Чайковского  «Осенняя песнь», музыкально – пластическая  импровизация  на  музыку  П.И.  Чайковского;  релаксация,  арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению,  графическое изображение музыки, использование пиктограмм, инсценирование поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей.

Оборудование.

    Мультимедиа, аудиозапись  пьесы  П.И.  Чайковского,  детские  музыкальные  инструменты,  репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», тонированная  бумага  для  рисования,  краски,  восковые  мелки,  карточки  синих, розоватых, фиолетовых оттенков  цвета, подготовленные ранее на занятиях по рисованию карточки-пиктограммы с  символичным изображением частей пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», макеты лесных деревьев.

Музыкальный руководитель:

Песня – приветствие.

-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об осени, её приметах, о том, как отражали свои впечатления об осени поэты, художники, композиторы. Скажите, осень всегда одинакова на своём протяжении? Верно, её приметы постоянно меняются. Какие части осени мы выделяем? Какие месяцы соответствуют каждой осенней поре? Перечислите их приметы.

 (Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь»)

-«Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной», - писал об осени Иван Алексеевич Бунин. О какой осени эти стихи? Верно. О середине осени. Ребята, вы чувствуете, что в стихах и музыке речь идёт о самой красивой осенней поре? «Лес, точно терем расписной». Как её называют? Верно. Золотая осень.

Воспитатель:

(Обращает внимание на картину И.И. Левитана «Золотая осень», даёт время рассмотреть её)

-Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравится? Какое настроение вызывает у вас картина?

Заслушивает ответы детей: «Картина вызывает у меня чувство радости  (печали; грусти; создаёт весёлое настроение)».

-Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: «Радостно от солнечного дня, грустно от того,  что пролетело лето».

 «Весело, потому что весело на ветру шелестят листочками берёзки. Печально, потому что в реке купаться нельзя, холодно. Осень».

-Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там  наступят первые зимние морозы. Наверное, и у художника Исаака Ильича Левитана, написавшего эту картину, было и восхищение красотой осени и грусть о предстоящих холодах, поэтому нам нравится эта картина: она передаёт наши чувства.

- Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей: «Осень».  «Золотая осень». «Осенний день».

-Свою картину Исаак Ильич Левитан назвал «Золотая осень».

Какие приметы осени изобразил художник на этой картине?

Ответы детей: «Листья пожелтели. Трава высохла. Ветрено. На полях зеленеет озимь. От воды и неба веет холодом».

-Какие изобразительные средства выбрал художник для выполнения своего замысла? Это живопись, так как главное в ней цвет.

-Какие цвета использовал художник, чтобы показать, что осень золотая?

Ответы детей: «Золотисто-жёлтый, багровый для листвы, тусклый, зелёный для травы, сине-голубой для неба и воды».

-С чем можно сравнить листья, берёзу? 

Ответы детей: «Горят на солнце, как золото. Листья, как золотые монетки, как солнечные лучики развеваются на ветру».

-Как вы думаете, какой был день?

Ответы детей: «День солнечный,  тени падают под деревьями. Небо голубое с лёгкими белыми облаками».

 -Расскажите о небе и реке.

Ответы детей: «Речка небольшая, но глубокая, потому что вода на переднем плане тёмно-синяя, а вдали она светлеет. Глядя на реку, ощущаешь холодок. Осенью вода в реках прохладная и купаться уже нельзя. В воде, как в зеркале отражаются кусты и трава, растущие на берегу. Небо тоже холодного голубого цвета. Белые лёгкие облака уплывают вдаль».

-Я согласна с вами, ребята. Небо и река изображена художником яркими, но холодными оттенками синей, голубой и белой красок. Солнце осенью светит, но не греет. Хотя день солнечный, чувствуется прохлада. Кусты и трава отражаются в зеркальной воде.

Музыкальный руководитель:

-Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это скучный пейзаж, осеннее увядание природы и грусть по уходящему лету.

-Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке Пётр Ильич Чайковский.

-Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”.   Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в это произведении? Какое настроение навеивает нам эта музыка? Выделите смену настроения и частей в произведении цветовыми карточками, графическим рисунком  или  с помощью пиктограммам (по выбору детей).

Ответы детей: «Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая. Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету».

-Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.

«Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят».
(Алексей Константинович Толстой)

 -Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

-Октябрь, “Осенняя песнь” - это песня увядания природы. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает оживление,  воодушевление, словно осень хочет побаловать  нас последними яркими, разноцветными деньками перед белоснежной зимой, но третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает к печальным “вздохам”. В ней пейзаж и настроение человека сливаются.

 -“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор

П.И. Чайковский.

-Послушайте отрывок из «Осенней песни» и  в движениях передайте настроение музыки (ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы по подгруппам)

   «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Ребята, готовясь к осеннему развлечению, вы разучили много стихов об осенней поре. Прочтите их, пожалуйста. 

Исполним песенно-танцевальную композицию «Осень»

Романа Гуцалюка.

(На осеннем пейзаже появляется маленький ёжик)

-Ребята смотрите, к нам пожаловал лесной гость. Я знаю забавную песенку про маленького ёжика. Хотите послушать? Вам понравилась песенка? О ком поётся в песне? Какое настроение  у этого произведения? Я предлагаю  её оркестровать, но прежде нужно прохлопать ритмический рисунок песенки. А поможет нам  сам маленькиё ёжик. Посмотрите на экран. Кто догадался, как мы будем действовать?  Возьмите инструменты, сыграем в оркестр!

Шумовой оркестр «Маленький ёжик», музыка

-Прежде чем перейти к следующей части нашего занятия - рисованию, предлагаю вам подготовиться. Я приготовила для вас сюрприз – весёлую зарядку. Вы догадались, кто нам в этом поможет?! Верно, цыплёнок!

Физкультминутка с пальмингом для глаз

Воспитатель:

-А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впечатления о золотой осени. Рисовать мы будем по мокрой бумаге акварельными красками. Отражение деревьев и кустов в реке мы отобразим путём сгибания листа пополам.

Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

Анализ рисунков проводит воспитатель.

Музыкальный руководитель:

   Ребята,  сегодня  мы  с  вами  говорили  о  том,  как  передали  в  своём  творчестве  образ  осени  композитор Петр Ильич Чайковский,  художник  Исаак Ильич Левитан,  поэт Иван Алексеевич Бунин.

   Каждый  из  этих  талантливых  людей  по-своему  передал  образ осени.  И  всё  же,  есть  в  них  что-то  общее.

 Может быть, кто-то заметил  и  ответит  мне,  что  же  объединяет  эти  произведения.

   Я  тоже  так  считаю.  В  этих  произведениях  создаётся  впечатление  уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью.

   Мы  ещё  раз  убедились  в  том,  что  музыка  может  сочетаться

со  стихами, стихи  с  картинами,  увидели,  как  во  всех  этих  произведениях  искусства  передан  образ  осени.

  Я  уверена,  что  вас  не  оставит  равнодушным,  то,  что  вы  увидели  и  услышали  сегодня,  Что  зарождающаяся  любовь  к  прекрасному  останется  с  вами  навсегда.

 Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке Пётр Ильич.

  “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор

П.И. Чайковский.

Исаак Ильич Левитан

1860-1900

Пётр Ильич Чайковский


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию в средней группе по теме: подарок «Бабочка для мамы»

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект НОД по художественному творчеству для детей средней группы (4-5 лет),  изготовление подарка на «День  матери», «Восьмое марта». Тема: «...

«Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО ».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема: «Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО »....

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию в средней группе по теме: подарок «Бабочка для мамы»

Тема: «Бабочка для мамы» аппликация в техники.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (конструктивная деятельность), «Художественно-эстетическое ра...

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в интегрированной деятельности по художественно-эстетическому и речевому развитию детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в непосредственно образовательной интегрированной деятельности по художественно – эстетическому и речевому развитию детей средней группе компе...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми 5-6лет по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству. Тема: «До свидания, осень».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми 5-6лет по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству.Тема: «До свидания, осень».Цель:  об...

НОД по художественно - эстетическому и речевому развитию (чтение беларусской народной сказки "Пых")

НОД по художественно - эстетическому и речевому развитию (чтение беларусской народной сказки "Пых")...