Для вас, родители
материал на тему

Ефремова Галина Владимировна

- Консультация «Готовность к школьному обучению»

- Рекомендации «Как избежать трудностей в поведении детей»

- Рекомендации «Способ избежать детских истерик»

- Рекомендации «Строим взаимоотношения с детьми»

- Рекомендации «Капризы на прогулке. Что делать?»

- Рекомендации «Идем в детский сад»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кризис 6-7 лет.  Готовность к школьному обучению»

                                   (консультация для родителей)

  1. Особенности проявления кризиса.
  2. В чем состоит готовность к школьному обучению?
  3. Способы преодоления кризиса.

№1.

Кризис 6-7 лет- ребенок начинает осознавать себя в новой роле, роле школьника. Он пересматривает свое отношение к окружающему миру и отношение мира к себе, отсюда могут возникнуть  проблемы как у самого ребенка, так соответственным образом и у взрослых.

Дети перестают быть наивными и непосредственными. Если дошкольник поступал по схеме «захотел-сделал», то теперь он действует по другому, через интеллектуальный момент: «захотел-осознал-сделал».

Если в более раннем дошкольном возрасте у ребенка преобладал эгоцентризм, то сейчас он понимает, какое место занимает среди других, и каковы его реальные возможности.

Основные проблемы, которые могут возникнуть с детьми предшкольного возраста : - непослушание

                 - капризность

                 - кривляние

                 - не доводит начатое дело до конца

                 - требует к себе постоянного внимания.

Если этих симптомов нет сейчас, они могут возникнуть в школе. В связи с современными условиями, сопровождающие развитие  ребенка:

- обучение в детском саду  (т.е. изменения социально экономических условий)

- ускорение темпа психического развития  (возросли познавательные возможности детей)

- изменение в работе физиологических систем

Кризис 6-7 лет имеет расплывчатые возрастные границы от 5,5 до 8 лет.

№2.

Кризис выражается в формировании у ребенка позиции школьника, что проявляется в произвольном ( волевом)  поведении, в произвольной форме общения, в сформированности  предпосылок  к учебной деятельности.

Сюда относится:

- умение слышать и выполнять инструкцию взрослого;

- умение работать по образцу;

 - соподчинение мотивов;

  - усидчивость;

 - готовность руки к овладению письмом;

 -развитие речи;

 - уровень развития психических процессов;

 - умение анализировать собственную деятельность.

Если данные процессы не сформированы, то ребенка можно назвать  психически «не зрелой личностью».

Для того чтобы подготовить ребенка к школе необходимо:

- научить доводить начатое дело до конца;

- четко выполнять инструкцию;

- развивать мелкую моторику;

- отношение к учению должно быть нацелено на приобретение новых знаний;

- нацелить ребенка на положительное отношение к школьному учению;

- убедите ребенка в том, что Вы всегда его поддержите и поможете;

-научить ребенка оценивать свои и чужие поступки.

В этом возрасте меняется общение детей с взрослыми.  Возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании, характерны личностные мотивы  общения и речевое развитие.

№3.

- Кризис явление временное, но неизбежное. Необходимо его терпеливо пережить.

- Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, что все ли запреты обоснованы и нельзя ли, дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

- Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький. Внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

- Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен. Постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

- Если отношения с ребенком приобрели характер непрекращающихся войн и скандалов, необходимо отдохнуть друг от друга. Отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а сами примите твердое решение не кричать и не выходить из себя.

- Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми. Это всегда помогает.



Предварительный просмотр:

Как избежать трудностей в поведении детей?

Приоритетная установка: ребенок не главный в семье, а часть семьи.

  1. Будьте последовательны. Не запрещайте ребенку то, что вчера было можно и дозволено.
  2. Будьте строгими, но любящими  и  вежливыми  с ребенком. И тогда Ваш ребенок, скорее всего, усвоит манеру поведения.
  3. Сотрудничайте с ребенком, а  не только  руководите им. Ваши резкие приказы и запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.
  4. Введите четкую систему запретов. Их должно быть немного, но строго определенных (нельзя брать спички, нельзя лазать в розетку).
  5. Формируйте запреты кратко, конкретно. Лучше сказать «Горячо», «Грязно», чем «Нельзя» или «Отойди».
  6. Расширяйте поведенческий репертуар  ребенка. Для этого рассказывайте ему, какими способами можно решать эту проблему, читайте. Показывайте детям пример различных реакций на события, как  положительные, так и отрицательные.
  7. Не увлекайтесь нотациями. Скорее всего из Вашей нотации он поймет лишь то, что вы недовольны им и ли даже не любите его.
  8. Наказывая малыша, не ущемляйте его достоинство( ты, что глупый такой. Откуда у тебя руки растут? )
  9. Будьте терпеливы. Не допускайте вспышек гнева в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение.
  10. Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть ребенок знает. Что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он съел кашу.


Предварительный просмотр:

Способ избежать детских истерик или непослушания в раннем  возрасте – переключить  внимание.

  1. Смените тему.                                                                                                              Это самый легкий  способ – просто смените тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его «Что ты делал в садике?» или «Тебе понравилось вчера в гостях у Гоши?».
    2.
    Сосредоточьтесь на приятной части.                                                              Вместо, чтобы грубо настаивать на своем («Немедленно отправляйся в ванную!»), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия . Скажите, например «Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!»
    3.Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию.          Оживите обстановку. Например, вместо того, чтобы говорить: «Прекрати ныть и немедленно залезай в ванную!»,  можно сказать «Давай полетим в ванную, как дракончик!», схватить ребенка, порычать как дракон и с шипением опуститься в воду.
    4.Станьте   «глупцом».
    Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как «дурак», и все:
    -  Схватите какую-либо  вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, любая тряпка);
    -  Или время от времени говорите что-то  совсем не связанное с текущей ситуацией: «Угадай, что я видел(а) сегодня на улице? Зебру, которая пела и танцевала!»;
    - Спойте и спляшите сами;
    - Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте, что-то еще.  
    - Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.
    5.
    Откровенное вранье.                                                                                              Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот – вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите «Ш-ш-ш!», затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом тем же тоном прошепчите «Динозавры!» и вместе с ребенком подползите к окну, что бы посмотреть на них.
    Можно спросить у раскапризничавшегося  в магазине или на улице ребенка, не пробегал ли здесь синий зайчик. Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайцем, то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы глупым он вам ни казался.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по построению взаимоотношений с гиперактивными, агрессивными, расторможенными детьми, детьми «группы риска».

  1. Прежде всего – это искренность и уважение в ваших взаимоотношениях.
  2. Лучшая политика – это честность
  3. Главная причина плохого поведения и высокомерия таких детей – это скука, им чаще необходима встряска, больше движений, постоянно новые условия и  правила. Используйте с этой целью ролевые игры, где ребенок сможет громко звать, кого – либо на помощь, кружиться, кувыркаться
  4. Необходим постоянный выход их безмерной энергии и новая пища для их ума. Вовлекайте этих детей в подвижные игры, каждый раз усложняя или меняя правила игры.
  5. Найдите ему такое занятие, где он будет постоянно проявлять заботу о животных, рыбках, растениях. Чаще напоминайте ему, что без него они погибнут
  6. В общении используйте договоренность, при этом соблюдение договоренности  и Ваш контроль прежде всего
  7. Предложите ребенку самому выбрать себе наказание за нарушение договоренности и требуйте его соблюдения.
  8. Обсуждайте поступок ребенка, не унижая его.
  9. Избегайте приказного тона. Лучше сказать «Мне нужна твоя помощь»
  10. Говорите ребенку заранее, что ему необходимо будет сделать и предлагайте ему альтернативу.
  11. Таким детям необходимо постоянно действовать творчески активно.





Предварительный просмотр:

КАПРИЗЫ НА ПРОГУЛКЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если ребенок домой не идет, значит, ему хорошо гуляется. Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на непокорного малыша. Сначала - порадуйтесь тому, какой ваш малыш деятельный и энергичный, и только потом приступайте к эвакуации капризного чуда из той же песочницы. «Прирос» и уходить не желает? Попробуйте не выдергивать малыша, как редиску из грядки, а, проявив смекалку и выдумку, домой малыша заманить Пусть это станет игрой, и не столько его, сколько вашей: получится - не получится, кто кого?!

Важно настроить ребенка на нужную волну, играя со своим малышом, превратив серьезное дело в веселое: «Машинка возила песок, устала; поедем домой, покормим бензином!»
Способы завлечь и увести:

  1.    Дайте ребенку возможность выбирать

Воспользуйтесь тайным приемом родителей – «выбор без выбора».

Например, вы не спрашиваете, будет ли он собирать свои песочные принадлежности (это само собой подразумевается). Вы говорите: «Формочки положим в пакет или в ведерко?» Не выясняете, хочет он отправляться домой или нет, а уточняете: «Ты сам из песочницы выберешься или тебе помочь?», «Пойдем по этой дорожке или по той?» Таким образом,  вы переключаете внимание ребенка с того, что он должен сделать обязательно (а ему не хочется), на решение проблемы: а что для меня выгодней? Он может выбирать сам, и выбирает, и ему некогда сопротивляться.

  1.   Переключите детское внимание...

С не очень-то интересного занятия («собирай игрушки, пошли домой») на какую-то приятную перспективу: «Если ты поторопишься, то по дороге мы поиграем в сказку».

Дети так устроены, что вечно что-нибудь не желают: убирать игрушки, есть гречневую кашу, чистить на ночь зубы, а по утрам заправлять постель, возвращаться домой с прогулки...

Почему? Ребенок не желает делать что-то просто потому, что это скучная необходимость, которую нужно выполнять обязательно. А то, что обязательно, - вечно не хочется. И тут детей можно понять: в конце концов, это ваше желание, а не их. Родители заботятся о здоровье и о режиме дня, о гармоничном развитии и о воспитании культурных навыков, о развивающей среде и массе всего ужасного необходимого. Мы-то знаем, что это в жизни ему пригодится. Но ребенка, в сущности, мало заботит собственное будущее, ему куда важнее, что происходит сию минуту. А сейчас вы им командуете («Идем, нам пора!»). У него нет выбора: подчиняйся - и все. Неинтересно и обидно.

  1. Сделайте так, чтобы он захотел, превратите ваше желание в свое собственное - и никаких проблем не возникнет. Иногда это просто, иногда труднее, но возможно всегда. Если, конечно, применить смекалку.

Чтобы такое дело у вас получилось, необходимо:

а) действовать уверенно, спокойно и доброжелательно;

б) учитывать возрастные особенности (как всегда).

Причем «б» тут самое главное. Если вы вовремя вспомните и учтёте пункт «б», то и «а» само собою получится.

Итак, в чем особенности разыгравшейся детворы столь мелкого возраста?
Маленьким детям весьма сложно переключаться с одной ситуации на другую, с одного вида деятельности на другой (особенно если эти ситуация и деятельность для него интересны).

  1. Поэтому не вступайте с малышом ни в какие споры, ничего не старайтесь объяснить и доказать, а просто скажите: «Нам пора, пойдем» - и предложите что-нибудь интересное. Например, говорите: «Давай-ка ты будешь паровозиком, а я вагончиком. Ту-ту, поехали!» Возможно, малыш чуть-чуть и взбунтуется, но надолго его не хватит: новая  развлекалочка! Как здорово!

Вы не лишаете ребенка интересной игры, вы предлагаете замену - и тоже интересную - так зачем же ему сопротивляться?

И еще. Вы, как обычно, говорите своему деловому товарищу: «Ванечка, пойдем домой!», а Ванечка не желает? Значит, для начала эти слова лучше вообще пропустить.

Если ребенок ушел в игру с головой, включайтесь в игру и вы. Пофырчите, как паровозик, и протяните своему малышу поясок или шарф, предложите: «Цепляйся скорее, поехали, вагончик, ту-ту-ту...» А если по дороге споете песенку - совсем хорошо.

  1. Сначала - отвлечь и извлечь из песочницы и лишь по дороге ему сообщить, что вы домой направляетесь.
    Это важно: день за днем, раз за разом уводить домой без слез и рыданий. Тут самое главное, чтобы дурная привычка - бунтовать (и реветь, и сопротивляться), когда пора домой отправляться, - не закрепилась.

 



Предварительный просмотр:

Собираясь  в детский сад, помним:

1.    Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что это самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п).

2.  Необходимо  чаще гулять  с ребенком на детской площадке.  Не спешите вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность научиться самому  найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».

3.   Хотя бы раз в неделю менять с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком.

4.   Чаще ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

5.  Вместе с ребенком дома играйте в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка: «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

6.  Нельзя обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с   детским садом.

7.  Необходимо заранее узнать  все особенности режима дня в детском саду, и ввести  их в режим дня ребенка дома.

8.   Научите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

9.  Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

10.   Не нервничайте  и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

11.    Планируйте свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

12.     За три – четыре месяца до поступления в детский сад отучите ребенка от соски. Помните, что соска нужна не ребенку, а вам, чтобы он не плакал.

Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

 

Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?

  1. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
  2.  Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
  3. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
  4.  Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте  ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  5.  Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  6.  Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.
  7.  Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  8. Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  9. Постарайтесь не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  10.  При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратитесь  к  детскому врачу или психологу.
  11.  При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...