Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека на тему
Настоящие игры и упражнения подбирались мною в течение нескольких лет и используются в профилактических и коррекционных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 154.85 КБ |
![]() | 17.63 КБ |
![]() | 13.77 КБ |
![]() | 13.16 КБ |
![]() | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
М/г «Качание головой»
Цель: улучшение мыслительной деятельности, расслабление мышц шеи и плеч.
Ход.
Дети глубоко дышат, расслабляют плечи, роняют голову вперед, позволяют ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
М/г. «Наденем шапку»
Цель: улучшает слышимость резонирующего звука своего голоса при разговоре.
Ход:
Дети мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки уха. 3 раза.
М/г «Колечко»
Цель: развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.
Ход: поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется в прямом и обратном (от мизинца) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
М\г «Кулак, ребро, ладонь»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Ход: ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Раскрытая ладонь, сменяет кулак, затем ладонь ребром . Упражнение выполняется вначале одной рукой, затем другой и двумя вместе.
М/г «Ленивые восьмерки»
Цель: активизация структур головного мозга, обеспечивающие запоминание, повышается устойчивость внимания.
Ход.
Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками.
М\г «Ухо – нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшающего мыслительную деятельность.
Ход.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук (правой за кончик носа, а левой за противоположное ухо).
Мозговая гимнастика «Симметричные рисунки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшающего зрительно – двигательную координацию.
Ход.
Дети рисуют симметричные рисунки двумя руками одновременно, вначале на плоскости, затем в воздухе (к себе, от себя, вверх, вниз).
Мозговая гимнастика «Лезгинка»
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия.
Ход:
Ребенок складывает левую руку в кулак , большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиции.
Мозговая гимнастика «Лягушка»
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия
Ход: Руки лежат на столе (или вытянуты перед собой). Одна сжата в кулак, другая ладошка. Одновременно меняется положение рук. Упражнение выполняется 6-8 раз.
Мозговая гимнастика «Замок»
Цель: Активизация структур головного мозга
Ход:
Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Мозговая гимнастика «Перекрестные движения»
Цель: Активизация работы обоих полушарий.
Ход:
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, в бок, назад.
Предварительный просмотр:
Упражнение «Чьи хвосты?»
Цель: Развитие мышления и речи
Ход.
Детям предложены изображения диких и домашних животных, а отдельно хвосты. Ребенку необходимо верно выбрать картинку с изображением животного и верно ответить на вопрос «Чей хвост?» - лисий, медвежий и т.д.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: Развитие мыслительных операций, установление причинно – следственных связей, развитие речи.
Ход:
Детям предлагается начало предложения, а им необходимо придумать его окончание. Можно предложить каждому свое, а можно одно, но придумать разные окончания.
- Пошел сильный дождь и я……..
- Было очень жарко потому, что ……….
- Когда выглянуло солнышко, то ……..
- Кошка спряталась от нас и ………..
- и т.д.
Игра «Назови больше»
Цель: Развитие особенности припоминания, способности к обобщению, развитие словаря.
Ход.
Назови больше:
- Инструментов;
- Медицинских инструментов;
- Обуви;
- Мебели;
- Домашних животных,
- Диких животных;
- Электроприборов.
Выигрывает то, кто назвал больше или назвал последним.
Упражнение «Пословицы»
Цель: Развитие словесно-логического мышления
Ход:
Детям предлагаются разнообразные простые пословицы смысл, которых они должны объяснить:
- «Тише едешь – дальше будешь»
- «Дело мастера боится»
- «Без работы пряника не купишь»
- «Поспешишь – людей насмешишь»
- «Делу время – потехи час»
- «Скучен день до вечера – коли делать нечего»
- «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»
Упражнение «Составление предложений»
Цель: Развитие способности быстро устанавливать разнообразные связи между знакомыми предметами.
Ход:
Необходимо составить как можно больше предложений со словами не связанными друг с другом по смыслу. Принимаются любые ответы: стандартные и фантастичные.
- Озеро, карандаш, медведь;
- Зеркало, тюльпан, ракета;
- Стол, танец, сова;
- Книга, компот, флажок;
- Перо, буква, цирк;
Игра «Перечисли возможные причины»
Цель: Развитие словесно – логического мышления
Ход:
Педагог описывает ситуацию. Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, что бы решить , что им следует предпринять:
- Пришли домой. А дверь в квартиру открыта настежь;
- Утром проснулись, а кружка с молоком на столе опрокинута;
- Вы пришли на огород за капустой, а ее там нет;
- Вечером вы вылепили снеговика, а утром его не оказалась на месте.
Упражнение «Придумаем загадку»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, установление закономерностей между предметами и явлениями.
Ход:
Составление загадок надо начинать с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавлять функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, весь дом очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.
Упражнение «Противоположности»
Цель: Развитие способности к словесно – логическому мышлению
Ход:
Педагог называет слово, дети должны подобрать противоположное по значению:
Горячо – холодно,
гладкий – шершавый,
твердый – мягкий,
большой – маленький,
высокий – низкий,
чистый – грязный, умный – глупый, зима – лето, день – ночь, девочка – мальчик, луна – солнце, потолок – пол, сытый – голодный, белый – черный.
Упражнение «Вопросы по сказкам»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, расширение активного словаря
Ход:
Детям задаются вопросы по известным сказкам
- Можно ли сказать, что мышка вытянула репку?
- Почему семеро козлят открыли дверь волку?
- Почему лиса съела Колобка?
- Почему волк прибежал к бабушке раньше Красной Шапочки?
- Кто из 3-х поросят не боялся волка? Почему?
- Чем можно и шить, и убить сказочного злодея?
Упражнение «Много – один»
Цель: Развитие мыслительной деятельности и речи, способности правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе
Ход:
Слова можно называть в единственном числе, а дети должны назвать во множественном. Можно наоборот, ведущий называет во множественном числе, а дети в единственном : кот – коты, брат – братья, щенок – щенята, носок – носки, лес – леса и т.д.
Упражнение «Парные картинки»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, операции анализа и синтеза.
Ход:
Группа детей делиться пополам. Каждый ребенок получает по 4 картинки из детского лото. Дети первой группы описывают предмет, нарисованный на одной из картинок, не показывая ее. Тот ребенок, у кого ,по его мнению, есть этот предмет показывает и называет. Если ответ правильный картинки откладываются, если нет, то ребенок повторяет описание, делая его более детальным.
Упражнение «Сказки – тесты»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, способности к установлению взаимосвязей.
Ход:
«Звон»
Маленький енот переходил через мостик. Мостик был шаткий и в любой момент енот мог упасть. Вдруг , из - под моста послышался звон. Что зазвенело? Что случилось с енотом?
«Медведь».
Медведь всю зиму спал в своей берлоге, а когда проснулся то увидел такое, от чего сразу же подпрыгнул от неожиданности. Что увидел медведь?
«Страх»
Один мальчик сказал «Ой, как страшно!». Чего он испугался.
Истории можно придумывать и другие в зависимости от индивидуальных особенностей дете
Игра «Что лишнее?»
Цель: Развитие способности к обобщению и абстрагированию
Ход:
Дети на слух определяют лишний предмет:
- Капуста, горох, дыня, лук;
- Шляпа, кепка, варежка, капюшон;
- Береза, шиповник, липа, дуб;
- Горы, ручей, море, река;
Упражнение «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления и речи
Ход:
Ведущий называет слово, а дети предлагают кем или чем будет названный предмет или живое существо.
Яйцо – цыпленок, цыпленок – курица, желудь – дуб, икринка – рыба, головастик – лягушка, почка – листок, ягненок – овца, семечко – растение, куколка – бабочка (или наоборот) и т.д.
Упражнение «Поиск общего»
Цель: формирование умения находить общие моменты в разнообразном материале.
Ход: назвать как можно больше общих признаков между предметами. Классифицируя их в дальнейшем на существенные и несущественные. Ответы могут быть стандартными и творческими.
- тарелка и лодка
- кукла и девочка
- шапка – цыпленок
- окно – дверь
машина – лошадь
- свеча и солнце
Упражнение «Назови одним словом»
Цель: Развитие способности к обобщению и способности классифицировать предметы.
Ход:
Дети должны называть обобщающие слова
-Самолет, поезд, грузовик;
- Портфель, тетрадка, линейка;
- Мячик, кубик, кукла;
-Волк, лиса, бобр;
- Коза, кошка, корова;
-Ложка, вилка, нож;
Предварительный просмотр:
Упражнение
«Кто за кем стоит?»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
5 – 6 детей выстраиваются в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» 1 мин., затем отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стояли друг за другом. Потом меняются все местами со зрителями.
Упражнение
«Кто что делал?»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
4 – 5 детей под ритмичную музыку выполняют по очереди каждый свое движение. Ведущий должен запомнить, что они делали и повторить по порядку их движения.
Упражнение
«Вот так поза!»
Цель: развитие наблюдательности, зрительной памяти
Ход.
Тоже, что и в игре «Кто, что делал», но показывают не движение, а позу.
«Запомни движение»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
Ведущий показывает детям движение из 3-4 действий, а дети должны их все повторить в том же порядке, а потом в обратном.
«Прохлопай за мной»
Цель: развитие слуховой памяти
Ход.
Воспитатель простукивает или прохлопывает ритм. Ритмическая фраза короткая и четкая. Дети по – очереди его повторяют. Постепенно возможно усложнение.
«Слушай и выполняй»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти
Ход.
Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить их в той же последовательности, в какой они были названы.
- поднять руки вверх, опустить, хлопнуть, топнуть правой ногой
- повернуться налево, присесть, встать, повернуться направо.
- наклон туловища вправо, влево, выпрямиться, подпрыгнуть
Упражнение
«Художник»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
Выбирается два ребенка, остальные смотрят. Один из выбранных детей «художник», другой заказывает ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает заказчика 1 мин., затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Если «художник» затрудняется, разрешается задать ему вопросы «Какие у Лены волосы?», «Какие глаза?», «Во что одет?».
Упражнение «Разведчики»
Цель: развитие двигательной памяти
Ход.
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Идут два «разведчика». Первый проводит второго, обходя стулья в любом направлении. Второй должен запомнить и после этого провести этим же маршрутом «отряд» из 4-5 человек.
Игра «Подбери прилагательные»
Цель: Развитие припоминания, памяти, обогащение словаря.
Ход: Подобрать как можно больше прилагательных к словам
- Солнце (яркое, желтое, жаркое, обжигающее, ласковое и т.д.)
-Дерево (высокое, крепкое, раскидистое, развесистое, огромное, зеленое и т.д.);
- Мама (добрая, красивая, справедливая, понимающая, любящая, ласковая);
- Арбуз (сочный, сладкий, спелый, зеленый, круглый, и т.д.);
- Работа ( трудная, любимая, интересная, необыкновенная, увлекательная и т.д.);
- Игра (веселая, быстрая, умная, обучающая и т.д.).
Игра «Назови больше»
Цель: Развитие особенности припоминания, способности к обобщению, развитие словаря.
Ход.
Назови больше:
- Инструментов;
- Медицинских инструментов;
- Обуви;
- Мебели;
- Домашних животных,
- Диких животных;
- Электроприборов.
Выигрывает то, кто назвал больше или назвал последним.
Предварительный просмотр:
Релаксация «Фея сна»
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение чувства тревоги.
Ход.
Дети сидят на стульях по кругу на расстоянии друг от друга. Под звуки колыбельной к детям подходит девочка с «волшебной палочкой» - это Фея сна (можно использовать куклу). Она касается одного ребенка палочкой и он «засыпает» закрывает глаза и опускает голову на грудь. Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой. Через 2 минуты она вновь обходит всех детей, касается их волшебной палочкой и они, потягиваясь, просыпаются.
«Лентяй».
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение чувства тревоги.
Ход.
Под музыку Д.Кабалевского «Лентяй» дети ложатся на коврики и на слова, произносимые ведущим, стараются как можно глубже расслабиться, изображая ленивого барсука.
«Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук - лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате,
Все не слезть ему с кровати».
«Огонь и лед»
Цель: развитие способности к саморегуляции.
Ход.
Упражнение включает в себя попеременно напряжение и расслабление всего тела. Лежа ковриках, по команде «Огонь» дети выполняют интенсивные движения всем телом. Плавность и интенсивность движений каждый ребенок выбирает сам. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застала команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той или другой.
«Штанга»
Цель: обучение приемам саморасслабления.
Ход.
Дети «поднимают тяжелую штангу» с силой, напрягая все мышцы и удерживая статичную позу. Затем «бросают» ее и отдыхают. Упражнение повторить 3-4 раза.
«Насос и мяч»
Цель: обучение способу мышечного расслабления.
Ход.
Дети в парах. Один – большой надувной мяч, другой насосом этот мяч накачивает. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены . корпус вперед, голова опущена. Второй имитирует накачивание мяча насосом , сопровождая движения рук звуком «с-с-с». С каждым разом мяч надувается все больше и больше. Вдыхая порцию воздуха, выпрямляет колени, поднимает голову, выпрямляется, надувает щеки и приподнимает руки. Мяч надут, насос перестает качать, выдергивают шланг и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш-ш-ш» и тело вновь обмякает. Дети меняются ролями.
Предварительный просмотр:
«Делай, что скажу, а не то, что покажу».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, способности ориентироваться на слух, а не на зрительный образ.
Ход: дети в кругу, ведущий называет одно движение, а делает другое. Дети повторяют то, что он называет, а не то, что произносит.
Упражнение
«Слушай хлопки»
Цель: развитие активного внимания
Ход.
Дети свободно двигаются под музыку. Ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, а дети принимают соответствующие позы.
- 1 раз – «аист» (на одной ноге)
- 2 раза «лягушка» - (присесть пятки вместе, колени врозь, руки на полу)
-3 раза свободно двигаются
- 1 раз «зайцы» (прыжки на носочках)
- 2 раза – свободно двигаются
- 3 раза – «медведи» (пошли вразвалочку)
Игра «Радио»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания
Ход.
Выбирается ведущий «диктор», который разыскивает потерявшегося ребенка. «Диктор», выбирает кого-то из детей и описывает его внешность и особенности. Остальные должны угадать о ком идет речь. Кто угадал, тот становится « диктором».
Игра «Рыбы, птицы, звери»
Цель: развитие произвольности внимания и способности к переключению внимания
Ход.
Дети в кругу. Ведущий показывает на каждого ребенка по очереди и называет «рыбы», «птицы», «звери» и так несколько раз. На ком остановился, тот должен быстро назвать любую птицу (зверя или рыбу). Кто не назвал, выбывает из игры.
«Формирование пространственных представлений»
Цель: развитие внимания и слухового восприятия, способности ориентироваться в пространстве.
Ход.
Ведущий прячет предмет в комнате, затем при помощи команды ведет игрока к цели «шаг вправо», «два шага в сторону окна», «три шага налево» и т.д.
Упражнение «Подхвати ритм»
Цель: развитие слухового восприятия, внимания
Ход.
Взрослый прохлопывает или простукивает определенный ритм. Дети должны его повторить друг за другом. Ритм постепенно усложняется.
Игра «Суша, вода»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
Ход.
Дети стоят в линию. Ведущий называет то, что относится к суше (берег, горы, остров, материк, песок и т.д.) и дети делают два прыжка вперед. Когда ведущий называет то, что относится к воде, дети делают один прыжок назад (ручей, дождь, озеро, река и т.д.). Называет поочередно, пытаясь запутать детей.
Упражнение
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания
Ход.
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание, выбывает из игры. Возможно музыкальное сопровождение в ритме марша.
«Ищи безостановочно»
Цель: развитие концентрации внимания
Ход:
В течение 15 – 20 сек. дети находят вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера
«Запомни порядок»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти
Ход:
Выстроить в ряд 6-7 человек детей в произвольном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-95782-1358184280.jpg)
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332864-1383422898.jpg)
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста.
Здесь собраны картотеки игр по темам: "Здоровье человека","Безопасность. Я и опасные предметы", " Я и улица", "Я учусь охранять свою жизнь и здоровье", "Игры на эмоциональное развитие", "Игры дл...
Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие для педагогов "Картотека опытов"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-336159-1384012627.jpg)
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте
Игры,которые помогают детям закрепить полученные знания по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/24/picture-808196-1472072306.jpg)
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасного поведения (По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»)
Картотека игр по основам безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204427-1578556837.jpg)
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1229369-1584980644.png)
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....