Моим коллегам
консультация на тему

Ефремова Галина Владимировна

- Консультация «Особенности работы с детьми с РАС»

- Консультация «Современный ребенок. Способы бесконфликтного общения»

- Консультация «Эмоциональное выгорание педагогов»

- Консультация  «Взаимодействие с родителями»

-Консультация «Развитие творческого воображения»

- Консультация «Игры и упражнения на развитие внимания и памяти»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

 Основы взаимодействия с родителями:

- установление партнерских  отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы  взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизация  и обогащение воспитательных умения родителей;

- поддержка их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями.

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  2. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  4. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Общаясь с родителями,  помните:

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Профессиональных успехов!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Развитие творческого воображения как основа готовности к школьному обучению в соответствии с ФГОС».

В соответствии с  государственными образовательными стандартами  ребенок на конец дошкольного детства должен обладать следующими качествами и характеристиками :

- развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;                                                                                                                      - развитием  фантазии, воображения и творчества в игре;
- творческими  способностями, которые  проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении ;                                                                                                                 - фантазирование в слух- игра звуками и словами
- развитой мелкой моторикой через способность мастерить поделки из разного природного и бросового материала;                                                                                    - проявлять любознательность, задавать вопросы                                           - наблюдать, экспериментировать.

Все данные характеристики, возможно развивать в полной мере при развитом воображение ребенка. В психологии воображение трактуется как новообразование дошкольного возраста, т.е. это-то качество, которое помогает дошкольнику  наиболее в полной мере проявить себя как дошкольника.

План.

1.Воображение – создание новых образов или действий. Весь мир культуры продукт человеческого воображения.

2. Воображение, как  центральное психологическое  новообразование, т.е. «освещает» определенный период развития, в частности дошкольный.

3. Что дает воображение дошкольнику?

- появляется способность что – то вообразить, привнести новое, появление несуществующего образа, создание воображаемой ситуации.

- развивается способность видеть целое раньше частей (палочка – вилка или градусник)

- перенесение функции с одного предмета на другой

Функция вилки = палка = функции градусника = палка.

4. Уровни развития воображения зависят:

- от среды;
- от опыта;
- от собственной внутренней позиции.

5. Развитие воображения способствует:

-  речевому  развитию;                                                                                                                  -  развитию продуктивной  деятельности;                                                                                                         - развитию игровой деятельности;                                                                                                               - в школьном возрасте развитию логики.

 Игры и упражнения на развитие воображения:

  1. «Рифмы»

Тучи – кучи, Малина – корзина, сосулька – висюлька;

  1. «О чем мечтает Снеговик?» (придумать, рассказать, нарисовать);
  2. Чтение историй путаниц или небылиц (русские народные сказки, Б.Заходер);
  3. «Да и нет» автор Хоменко Н.Н.  (загадывает ребенок слово, а другие спрашивают  «Он желтый, он пушистый», а ребенок отвечает либо «Да», либо «Нет» и дети угадывают какого животного, птицу, предмет он загадал);
  4. «Ассоциации»

Береза – подружка, девица – красавица

Дуб – богатырь

Засохшее дерево – злодей;

  1. «Складывание картинок» (недостающие фрагменты);
  2. Изготовление поделок из бросового материала (можно изготовить);
  3. Дорисовывание фигур.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Игры и упражнения на развитие внимания и памяти в повседневной жизни и на занятиях»

В ходе сотрудничества детского сада  и школы,  определилась тема – проблема при обучении детей в школе. Это низкая концентрация внимания и произвольности запоминания  детей и неусидчивость.

Весь дошкольный период является самоценным и в тоже время он база для школьного обучения. Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве это игра. Одна из задач игровой деятельности - это развитие сюжетной линии и подчинение правилам. Через них в основном и формируется произвольность психических процессов.

В процессе игры  у детей развиваются все психические процессы. К сожалению,  наши дети играют  мало,  утерян опыт передачи  игр от поколения к поколению. Поэтому необходима помощь взрослого в обучении детей игре и такт, ненавязчиво предложить игру, чтобы дети захотели в нее играть. Незаслуженно забыты многие игры, которые и были направлены на развитие у детей внимания, памяти и самоконтроля. Это ряд игр:

Для детей старших и  подготовительных групп:

- «Садовник» (внимание, память)

- «Тише едешь – дальше будешь» или  «Машина едет- едет. Стоп» (внимание, реакция)

- «Путаница» или «Бабка нитки рвутся» (наблюдательность, внимание, пространственное мышление)

- «Светофор» или «Дотронься до…»

- «Да и нет не говорите» или «Барыня прислала сто рублей»

Сюжетно – ролевая игра «Школа».

«Угадай, что изменилось?»

Цель: развитие пространственной памяти, внимания, наблюдательности, получение детьми заряда бодрости.

Описание игры. Выбирается водящий.  Он стоит у стены. Остальные участники расходятся по комнате, принимают какие-либо  вольные  позы (садятся на ковер или ложатся, поднимают руки, ноги) и замирают. Водящий внимательно их рассматривает, затем отворачивается к стене, а дети в это время меняют позы. Затем водящий поворачивается лицом к ребятам и пытается найти, что изменилось. В начале игры можно поставить определенный  лимит изменений 2 – 3, а затем постепенно увеличивать. Игроков 5 – 6, если больше то 2 водящих.

Примечание.

Задача взрослого запомнить все изменения, что бы избежать разногласий.

2.«Я вижу то, чего не видишь ты»

Цель: развитие внимания, наблюдательности

Описание игры. Дети сидят в свободных позах. Ведущий говорит:  «Я вижу то, чего не видишь ты, и оно зеленое (красное, квадратное, круглое, черное и т.д.)». Главное условие, чтобы предмет был в поле зрения игроков, которые должны угадать, что задумал ведущий. Угадавший становится ведущим.

3.«Сборы на дачу»

Цель: развитие памяти, внимания, речи.

Описание игры. Дети садятся в круг. Взрослый предлагает собрать чемодан, чтобы поехать на дачу, и говорит: «Я кладу в чемодан рубашку». Сидящий слева от него ребенок должен повторить слова взрослого и прибавить, что кладет в чемодан он сам, например: «Я кладу в чемодан рубашку и носки».

Третий участник повторяет все, что положили до него и добавить что – нибудь свое, и т.д.  Количество участников от 2 до 10. Если 2 участника называют по очереди.

Примечание. Можно усложнить игру, добавив определение предметов «Я кладу шерстяной свитер и зеленую рубашку»

4.«Ассоциации по темам»

Цель: развитие памяти, внимания, ассоциативного мышления, пополнить словарный запас.

Описание игры.  Все участники сидят в кругу. Взрослый предлагает  какую – нибудь тему (осень, Новы год, день рождения, школа). Сидящий слева должен назвать первую ассоциацию на предложенную тему. Если тема школьная, то можно сказать «отметка», следующий участник повторяет слово первого и добавить свое «ометка, урок» и т.д. Можно играть и вдвоем.

Примечание.  Можно усложнить игру, добавляя определения названных предметов и явлений «хорошая отметка, первый урок».

5.«Мешок с подарками»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Описание игры. Предметы высыпаются на стол. Ребята разглядывают их и пытаются запомнить в течение 1-2 мин. затем все снова складывают в мешок, а ведущий задает игрокам вопросы о деталях того, что они видели. Например, какого цвета карандаши были на столе, что было нарисовано на ластике или открытке, как чередовались цвета на резинке и т.д.

Важно: отвечать можно, только поднимая руку и дожидаясь, пока спросит ведущий.

   6.«Шумные строчки»

Цель: развитие умения перераспределять внимание.

Описание  игры.  Один из участников выбирается водящим и выходит из комнаты. Оставшиеся игроки загадывают строчку из известной песни или стихотворения.  Затем  каждый участник получает по одному слову из выбранного отрывка. Если детей больше чем слов, то,  одно и то же слово, могут произносить несколько ребят.  Затем водящий возвращается и по сигналу взрослого все одновременно начинают громко , без крика четко повторять каждый свое слово. Водящий должен угадать строчку, буквально собрав ее по одному слову.

Примечание. Хорошо использовать знакомые стихи А.Барто, песни «В лесу родилась елочка»,  «В траве сидел кузнечик» и т.д., но желательно брать из них не первые строчки.    

7. «Волшебные звуки»

Цель: развитие слухового внимания, звуко - буквенный анализ  слова

Описание игры. Взрослый договаривается с ребенком или детьми о том, что звуки «У» и «н» волшебные. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо , а второй за нос. После этого рассказывает историю,  в которой эти звуки встречаются часто, либо же  просто произносит ряд слов, а ребята  слушают и выполняют нужные действия. Кто ошибся 2 раза выходит из игры, но продолжает внимательно следить за тем,  как выполняют другие дети. Потом звуки меняют.

8. «Запомни и раскрась»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания .

Описание игры. Взрослый просит детей или ребенка очень внимательно послушать рассказ, который он прочитает, и постарается запомнить все описания, представив, будто они видят все своими глазами. Затем раздать детям листочки и попросить их нарисовать все в точности с описанием рассказа. Выигрывает тот, кто наберет большее число баллов.

Примечание.  За каждый правильный цвет ребенок получает один балл.    «Посреди зеленого леса была большая грибная поляна.  Ах, какие там были чудесные грибы с коричневыми и желтыми шляпками! Они даже не прятались.  Оставалось только срывать их класть в плетеную корзину.  Вон и красная земляника робко выглянула  из-под серой коряги.  В  воздухе же порхают с цветка на цветок   фиолетовые, желтые  и пестрые бабочки» и т.д.  Описание взрослый придумывает сам и при этом запоминает какие цвета  называл.

Для детей младшего и среднего возраста.

1.«Пуговка нашлась»

Цель: развитие памяти и зрительного восприятия ребенка

Описание игры. В один из склеенных между собой в виде шкафчика спичечных коробков  (6 – 8 шт) кладут на глазах ребенка пуговицу или другую маленькую вещь. После этого ребенка отвлекают и через 1 – 2 минуты просят показать, где лежит пуговица.

Примечание.  С этой же целью можно использовать разноцветные мисочки из игрушки «Пирамидка – мисочки». Под одну  из мисочек прячут предмет, затем отвлекают ребенка либо же передвигают мисочки по принципу «наперстков» и просят угадать, где лежит пуговица.

2.3«Найди отличия», «Лабиринт», «У медведя во бору», «Разрезные картинки» (из 2 – 4 частей)

4.«Что вокруг нас?»

Цель: развитие внимания, расширение словарного запаса и кругозора.

Описание игры. Попросить ребенка внимательно осмотреть комнату, в которой он находиться. Затем он должен назвать как можно больше предметов, которые находятся в этой комнате. Рассказывайте ребенку о каждом названном предмете.

Примечание. Во время проведения этой игры можно учить ребенка новым словам.

5. «Дорисуй картинку»

Цель: развитие внимания, мышления, зрительного  восприятия

Описание игры. Перед проведением игры вместе с ребенком необходимо нарисовать рисунок без одной важной детали (лицо без рта, дом без крыши, машины без колес ит.д.). попросите ребенка назвать, а затем нарисовать недостающий элемент. Чтобы ребенку было легче справиться с заданием , постоянно задавайте ему наводящие вопросы.

Примечание. На рисунки не должно быть множество мелких деталей.

6. «Собираем машину (снеговика и т.д)

Цель: восприятие формы и величины, развитие логики и внимания

Описание игры. Вырежьте из цветного картона различные фигуры. Из которых можно сделать машину (два круга, несколько прямоугольников. Ребенку необходимо собрать из деталей машинку.   Детали могут быть одинаковые, но разных цветов.  Вначале собираем машину одного цвета, затем другого.

7. «Ритм»

Цель: развитие внимания, чувства ритма

Описание игры.  Создайте простой ритм хлопками ладошек или карандашом по столу ребенок должен его воспроизвести.

8. «Эстафета игрушек»

Цель: повысить внимание, эффективность органов дыхания

Описание игры.  Разложить приготовленные игрушки у одной стены. Стать с малышом у противоположной, желательно расстояние 3 – 4 метра.   Задача малыша принести вам по одной  все игрушки, которые Вы называете, не задерживаясь у противоположной стены, а бегом.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности работы с детьми с РАС».

Ход:

  1.  Понятие РАС.
  2. Коммуникативно – эмоциональные проблемы и подход.
  3. Интеллектуальные проблемы и  решение.
  4. Советы для педагогов, работающих с аутичными детьми.
  5. Литература.

№1.

РАС – это пожизненное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а так же ограниченным стереотипным поведением. Это расстройство, при котором страдают так называемые социальные функции: аутистам трудно говорить, понимать других и взаимодействовать с ними (при том, что у них  нередко сохраняется желание это делать). Аутизм возникает вследствие патологии ЦНС или нарушения развития мозга. Присутствует у человека с рождения, диагностируется чаще всего в раннем возрасте до 3х лет.

Проявления:    
- отсутствие зрительного контакта                                                                          - замкнутость, отгороженность и отчужденность                                                                - отсутствие отклика на имя при сохраненном слухе                                                          - общение с другим человеком как с неодушевленным предметом

№2.

  1. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам  (непереносимость громких звуков, нелюбовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек, брезгливость к испачканной одежде)
  2. Очарованость ребенка отдельными впечатлениями:  зрительными, тактильными, слуховыми  (шуршание пакета, игра с пальчиками, созерцание качающейся ветки за окном, либо рисунка обоев).
  3. Взрослому не возможно включиться в действия, поглощающие ребенка.
  4. Избегание взгляда в глаза, либо его не продолжительность.
  5. Отсутствие привязанности, либо сверхсильная привязанность к одному лицу.
  6. Отсутствие либо непостоянство отклика ребенка на собственное имя.
  7. Отсутствие либо невыраженность подражательности.
  8. Необщительность и неконтактность, проявляющаяся в виде пассивного игнорирования других, или в виде негативных импульсных действий  в отношении них. Им непонятны эмоциональные переживания других людей  и они не могу выражать свои собственные.
  9. Есть потребность в общении, но ее реализация искажена и затруднена. Аутист стремится быть рядом с другими детьми, но не вместе. Может казаться, что он не хочет играть с детьми, но на самом деле он просто не может этого делать.
  10. Неполноценное общение не позволяет нормально формироваться речи аутистов (ЗПРР). Речь может отсутствовать вовсе, либо развивается эхолалия и стереотипия. Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи, необращенность к человеку, использование малоупотребительных слов, аутокоманды. Стереотипия – однообразное повторение звуков, фраз,  простых движений (вращание руками или головой), когда ребенок не может выразить чувства, а бездействие хуже однообразия.
  11. Ребенок  слышит, что говорят, но  не понимает в силу проблем с восприятием и воспроизведение речи, а так же ограниченностью словарного запаса.  Может быть заинтересован чем- то другим.
  12. Если какое–то явление для ребенка ничего не значит, то он перестает произносить слово, обозначающее это явление. Наоборот, может все время повторять одно и тоже слово, которое вызвало в нем какой – то эмоциональный отклик. Он не понимает переносных значений слова, воспринимает все буквально («круто» значит высоко, тяжело взобраться)
  13.  Не используют жесты.
  14. Ригидность в повседневных делах (одно и тоже в течение дня, один путь к дому, в магазин, одна и таже еда на завтрак). Привычная обстановка, нарушение которой ведет к нервным расстройствам.
  15. Мир воспринимают, как  хаос людей, мест и событий, разобраться в которых им часто не под силу.
  16. Могут обладать гипер- либо гипочувствительностью любого анализатора (звуки, которые большинство людей даже не слышат,  кажутся им очень громкими, либо напротив, могут не чувствовать боль). С этим связано нарушение чувства самосохранения.
  17.  Пониженная проприоцепция, т.е. неуклюжесть, неловкость, неразвитая мелкая моторика.

№3

Патология может затрагивать и интеллектуальную и познавательную сферу. Трудность возникает при сосредоточении и целенаправленной произвольной деятельности. Их восприятие резко присыщается.

 Однако все аутисты обучаемы при правильной поддержке со стороны взрослого человека.  Главное для них не усвоение программных задач, а обучение жизни: одеться, помыться, приготовить себе еду, запомнить дорогу в школу, домой, завести друзей.

№4
Главная цель:   научить  аутиста  принимать свою особенность и научиться уважать себя.

 

Способы общения с аутичным ребенком:

1.Лучше всего с ним общаться через какой-либо предмет, обращаясь не непосредственно к ребенку, а к игрушке.

2.Четкие конкретные инструкции  и многократное  повторение.

3.При обследовании предмета использовать несколько анализаторов.

При построении коррекционной работы учитывается:

  1. Приемлемая для ребенка дистанция общения (насколько близко он сам приближается к взрослому, можно ли взять его за руку, смотрит ли он в лицо и как долго).
  2. Любимые занятия, когда ребенок предоставлен сам себе: бродит по комнате, смотрит в окно, что -то крутит, раскладывает.
  3. Как обследует окружающие предметы:  обнюхивает, тащит в рот, смотрит издали боковым зрением, стучит, грызет, строит из кубиков.
  4. Наличие стереотипов бытовых навыков (какие,  насколько они развернуты).
  5. Поведение в ситуации страха, дискомфорта (замирает, панические реакции, агрессия, жалобы)
  6. Способ реагирования ребенка на запрет: игнорирует, пугается, делает «на зло», агрессия, крик.
  7. Средства успокоения: взять за руку, приласкать, отвлечь  любимым лакомством, книгой, уговорами.
  8. Продолжительность сосредоточения на его внимания на игрушках, книгах, рисунках, пазлах, игре с водой.
  9. Отношение ребенка к участию взрослых в его занятиях: отстраняется, протестует, принимает, повторяет элементы игры взрослого.

В общение с ребенком необходимо:

  1. Установление контакта с ребенком через сенсорные игры.
  2. Контакт в рамках интереса ребенка, без давления на него.
  3.  Давать представления такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять его эмоциональный смысл.
  4.  Соблюдение режима  дня, регулярность повторения событий, их предсказуемость, планирование  совместно.
  5.  Наличие любого ритуала,  любое бессмысленно повторяемое действие, движение озвучивать,  придавая эмоциональную окраску.
  6.  Комментировать и озвучивать любое действие и движение, многократное повторение.
  7.  Использование контрастной музыки, пения, ритмики.
  8.  Игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук.

№5.

Е.М. Мастюкова «Лечебная педагогика» М.  «Владос» 1997г.

Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг  «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития»  М. «Экзамен» 2004г.

Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №6 2003г.

Ж. «Справочник педагога – психолога. Детский сад» №7 2014 г.



Предварительный просмотр:

«Современный ребенок.  Способы бесконфликтного общения».
(консультация для педагогов)

                           План:

  1. Особенности современной семьи.
  2. Современный ребенок: плюсы и минусы.
  3. Способы общения.

№1.

 Современная семья, к сожалению, большую часть времени вынуждена проводить в поисках заработка, отсюда перегрузка на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению  физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Увеличивается число больных детей от рождения. Этому способствует не только экология и искусственное питание, но, так же  «депривированный материнский инстинкт», т.е. это когда в детстве не происходит закладка материнского инстинкта, отсюда, как правило,  рост брошенных детей. Мама со «спящим» инстинктом материнства – это зачастую неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей легче откупиться от ребенка подарками и игрушками и сладостями, так как психологическую, душевную близость она не умеет создать. Страдает эмоционально-личностное общение. Возникает феномен социального сиротства.
 Рост числа разводов дополнительно ухудшает создавшуюся ситуацию.

№2.

Современные дети очень часто бывают гневливы, капризны, агрессивны, расторможены,  в силу разнообразных причин:

1.Дети «заброшены» родителями. Их потребность в привязанности, близости не удовлетворена.

2. «Не включенность» материнского инстинкта, когда у мамы отсутствует интуитивное ощущение ребенка и его проблем.

3. Рост числа неврологические проблем детей.

4. Особенности мозговой организацией психических процессов.

 Число таких детей растет из года в год.   Неврологи  ставят диагноз – гиперактивности и дефицита внимания, воспитатели не в силах ими управлять, врачи находят изменения в их генетики. Родители впадают в крайности от восторга до отчаяния. У этих детей сильно развита интуиция, категоричное неприятие догм и устаревших систем образования. Они гиперчувствительны к фальши и неискренности, отказываются подчиняться грубому давлению, иногда наделены различными  способностями. Это дети «нарушители спокойствия» и зачастую им ставят диагноз СДВГ и ранний детский аутизм. Эти дети различаются уровнем интеллекта.
Этот  показатель колеблется от уровня гениальности до низкого уровня. Высокий показатель   не всегда можно увидеть в обыденной жизни, так как дети  могут в школе плохо учиться и плохо себя вести в связи с тем, что они очень быстро усваивают материал и им не интересно на уроке. У них очень большая скорость психических процессов, они в состоянии моментально охватить и переработать большой объем информации.
Ребенок же с низким уровнем развития, у которого его гиперактивность  является следствием  серьезных нарушений, не в состоянии долго сосредоточиваться на одном занятии. Плохая успеваемость их обусловлена низкой способностью к обучению.  Малейшая сложность  и его внимание то и дело переключается на другой объект.

 Детей же с высоким уровнем интеллекта  напротив,   невозможно оторвать от занятия, к которому они проявляют интерес. Трудности их не останавливают - это только стимул к преодолению препятствий. Свои резервы они направляют на то, чтобы добиваться успеха.

№3.

Если в группе есть дети  расторможенный и неусидчивый, то:

  1. Прежде всего - это искренность и уважение в ваших взаимоотношениях.
  2. Главная причина плохого поведения и высокомерия  такого  ребенка – это скука, поэтому им чаще необходима встряска, больше движений, новые условия и правила. Используйте для этого ролевые игры, где он может громко звать на помощь, кружиться, кувыркаться.
  3. Необходим постоянный выход их безмерной энергии и новая пища для их ума.
  4. Найдите ему такое занятие, где он будет постоянно  проявлять  свою заботу о животных, рыбках, растениях. Чаще напоминайте ему, что без него они погибнут.
  5. В общении  чаще используйте договоренность и  контроль, прежде всего потому, что дети захотят вами манипулировать.
  6. Обсуждая проступок ребенка,  не унижайте его.
  7. Лучшая политика – это честность.
  8. Избегайте приказного тона, лучше сказать «Мне нужна твоя помощь».
  9. Говорите ребенку заранее, что ему необходимо будет сделать и предлагайте альтернативу.
  10. Предложите ребенку самому выбрать себе наказание за нарушение договоренности и требуйте его соблюдения.
  11. Такому ребенку необходимо постоянно действовать творчески активно.
  12.  Ставьте определенные границы и вместе обсуждайте их соблюдение.

Успехов в работе с детьми!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:
 «Эмоциональное выгорание педагогов»

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

 

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

 

Ключ к тесту

  • «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • «Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

 

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

 

Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

  • Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Радуга»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая - съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

  • Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 

  • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Послание моим будущим коллегам"

                                                    ...

Отзыв коллеги о моей профессиональной деятельности.

                                                 Преемственность дош...

Предлагаю материал моего коллеги - Кудиновой В.В. Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Рисование - это «язык», с помощью которого можно выразить свои чувства, надежды и ожидания, страхи и сомнения, отразить конфликтные ситуации и моменты примирения....

Отзывы коллег о моей работе. об открытых мероприятиях для коллег.

Отзывы коллег на мою профессиональную деятельность....

Моим коллегам-педагогам

Моим коллегам-педагогамМарина ЕсенинаМы разные все, только очень похожи в одном –Мы дарим тепло своих душ малышам несмышлёным,И каждое утро с надеждой и верой идемВ любимый свой сад, как к порог...

Моим коллегам

Мастер-класс для коллег на тему «Вместе мы сила"...