Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Марфина Елена Анатольевна

Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yayayayayayayayaya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности.

Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод использования ментальных карт.  По-английски он называется "mind maps" (слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты"). В итоге получаются "карты ума". Ментальные карты ещё по другому называются:  интеллект –картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,  с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. 

     

Каковы  полезные свойства интеллект-карт:

Это наглядность. Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  

Привлеательность.  Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.  

                                                                     

Своевременность.  Интеллект –карта помогает выявить  недостаток информации и понять, чего не хватает;                        

Творчество.  Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.   

Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть   новые идеи.                                                                                           

В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях:      

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно   излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Как составлять интеллект - карты:

Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде:  рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

                                                                                        

 В своей педагогической практике  применять интеллект-карты я начала в прошлом году с детьми  6-7лет. Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 3-4 года, карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться.

Я использую метод интеллект-карт по развитию речи в

формировании фонематических умений.

Само понятие «звук» для ребенка является абстрактным. Научиться различать звуки гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, определять позицию определенного звука в слове - достаточно трудная задача для ребенка. А с помощью интеллект – карты (визуально) быстрее запоминают.

В этом случае, используя карту, ребенок закрепляет правильную артикуляцию звука, определяет параметры поставленного звука.

По развитию лексики необходимо отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса.

Примером может послужить использование интеллект-карты при усвоении детьми многозначности слов.

Особое внимание уделяется  уточнению значения каждого предлога, дифференциации между близкими и противоположными по значению предлогами, выделению предлогов как самостоятельных слов. Отрабатывать эти направления можно также с использованием интеллект-карты.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

В результате обозначился следующий алгоритм работы по пересказу рассказа с применением интеллектуальной карты.

Практическая работа

 Я предлагаю  вам слово подарок.

В центре располагается основная идея (проблема или слово). От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают слова - признаки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви – ассоциации.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников» для педагогов ДОУ...

Презентация "Интеллектуальные карты, как средство речевого развития дошкольников"

Интеллектуальная карта - это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей. Интеллектуальные карты помогаю...

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....

"Интелект-карта как средство речевого развития дошкольников"

Метод «интеллект-карт»  был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает &q...

«Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Презентация "Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников"

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей....