Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»
материал по развитию речи

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников» для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_karta.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №37»

с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Мастер – класс

«Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»

Подготовила и провела: Калиберова Р.В.

с.Чугуевка

2019 год


Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно – методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена, кругов Луллия, составления сказок по методике Джанни Родари.

Задачи:

- Познакомить  педагогов с  интеллект-картами, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Актуальность: Фадеева Ирина ЕвгеньевнаС внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.                                  

«Учите ребёнка каким-нибудь

 неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

 с картинками, и он усвоит на лету».                          

К. Д. Ушинский

Метод «интеллект-карт»  был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Буквально они переводятся как"карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,    с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы


Требования к составлению интеллект –карты:

- Главная идея обводится в центре страницы.

- Лист располагается горизонтально.

- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

- Каждая мысль обводится.

v-В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  

Привлекательность  Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              

Запоминаемость Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          

Своевременность Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        

Творчество Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра  Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи

Варианты составления интеллект – карт

1 вариант:

Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)                

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.                                                                                                                           

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.                                                

Рекомендации: задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей  экспериментируйте и у вас всё получится.                                    

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.    

Литература:

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

5. Сумина В.А., ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»

6. http://www.mindmap.ru/

7. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml8. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/

9. http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33

10. http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii

11. http://festival.1september.ru/articles/602963/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"

Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....

Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.

Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Мето...

Мастер-класс «Интеллект – карта, как средство речевого развития ребенка»

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Презентация "Интеллектуальные карты, как средство речевого развития дошкольников"

Интеллектуальная карта - это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей. Интеллектуальные карты помогаю...

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....

"Интелект-карта как средство речевого развития дошкольников"

Метод «интеллект-карт»  был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает &q...