Проект: «Волшебные пуговицы»
проект (средняя группа) на тему

Прокопчук Тамара Андреевна

«Висит, скучает пуговица-спокойно ей живётся.

Не замечают пуговицу пока не оторвётся.»

Роман Сеф

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Тип  проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность: краткосрочный

Проблема: В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится проблематичной, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. [Янушко Е.А.]

Вопрос,  почему так  происходит? И почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что все меньше и меньше говорят родители, которые заняты зарабатыванием денег. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки с наклейками вместо картинок для вырезания.

Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Волшебные пуговицы», где дети  развивают мелкую моторику, расширяют кругозор посредством организованной познавательной - творческой деятельности.

Актуальность исследования: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей  обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. 

     Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность зрительная и двигательная память, речь.

     Много лет назад М. Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.

Ученые установили тесную взаимосвязь между мелкой моторикой и речью. Было установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и за речь, находятся близко друг к другу. Чем точнее и слаженнее работа пальцев, тем лучше речь.

     Дети с плохо развитой ручной моторикой неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелкими предметами.

     Развитие мелкой моторики рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи.

     Тренировка движений пальцев рук и кистей способствует улучшению артикуляционных движений, готовит руку к письму.

     Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

     Работая в этом направлении, мы используем разнообразные предметы деятельность: народные игры, игры с прищепками, игры с крупами и зернами, шнуровки, мозаики и конструкторы, игры с пуговицами.

     Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания детских развивающих игр.

     Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет), улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.

     Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи. Во время занятий игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.

     Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие компоненты составляющие основу психического здоровья и благополучия детей.

     Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания  проекта «Волшебная пуговица», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта: состоит в разработке системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами), работу с мелко нарезанной нитью, ниткография и в разработке конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.

Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук,  то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Цель проекта: Развитие связной речи, мышления и творческих способностей через исследовательско-творческую деятельность  с пуговицами.

Задачи проекта:

  • Обогащение сенсорного опыта детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр нетрадиционным способом;
  • Обогащать словарь детей за счет разучивания новых игр;
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, коммуникативные  навыки через игру с пуговицами;
  • Развивать двигательную память, произвольность и точность движений;
  • Развивать способности координирования работы рук со зрительным восприятием;
  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ;
  • Развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
  • Формировать и развивать графические и коммуникативные навыки, тактильную чувствительность рук детей, пространственную ориентацию;
  • Совершенствовать  аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети средней группы смогут:

- Расширить свой кругозор  через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения;

-Проявлять интерес к предметам окружающего мира;

- Использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами;

-Уметь классифицировать пуговицы по различным признакам;

- Реализация данного проекта поможет в развитии речи, мышления творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков.

Проблемные вопросы:

  1. Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у детей среднего возраста?
  2. Как более эффективно использовать  игры и игровые упражнения с пуговицами во время занятий?
  3. Чем разнообразить задания, что избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?

Этапы реализации проекта:

1)    подготовительный;
2)    основной;
3)    заключительный.

Подготовительный этап

  1. Формирование проблемы.
  2. Определение задач.
  3. Подбор методической литературы по теме.
  4. Подбор художественной литературы для чтения детям.
  5. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, игры).
  6. Подготовка материала для творческой деятельности (пуговицы)
  7. Составление перспективного плана мероприятий

Формы работы с детьми:
•    Обсуждение темы проекта;
•    Определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
•    Разработка маршрута проекта;
•    Обсуждение продуктов реализации проекта.

  • Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

 

Формы работы с родителями:
•    Проведение  консультации «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»,  « Пуговицы – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста»;
•    Обсуждение темы, цели и задач проекта; 
•    Привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала);

•    Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
•    Определение стратегий и механизмов реализации проекта;
•    Создание необходимых условий для реализации проекта;
•    Разработка маршрута проекта;
•    Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
•    Обсуждение продуктов реализации проекта.

Основной этап
Формы работы с детьми:
•    Познавательная деятельность.
-  «Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах

 «История возникновения пуговиц» - презентация

«Путешествие на машине времени» - сбор материала, о том, какая была пуговица в разные периоды истории

-  Загадки о пуговице (см. приложение 1).
-  Стихи о пуговице (см. приложение 2).
-  Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).
-  Приметы о пуговицах (см. приложение 4).
•    Игровая деятельность. Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету»,  «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде»
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
•    Продуктивная деятельность.
Рисование: «Нарисуем пуговицу»,  «Печатаем узор» (пуговица-штамп). Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»). Аппликация: «Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет». Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием  проволоки «Весёлый человечек», «Козлик», «Пирамидка», «Домик», «Гусеница»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
•    Экспериментально-поисковая деятельность.
-   Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов,  из которых изготовлена пуговица

•    Речевая деятельность:
-   Составление описательных рассказов о пуговицах.
-   Речевые упражнения «Какая пуговица?»,  «Подбери и расскажи».
-   Придумывание сказок и историй.

Формы работы с родителями:
-   Беседы с родителями о важности данной проблемы.
-    Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
-   Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:
-   Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц

-   Презентация проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sada.docx68.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Волшебные пуговицы»

«Висит, скучает пуговица-спокойно ей живётся.

Не замечают пуговицу пока не оторвётся.»

Роман Сеф

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Тип  проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность
: краткосрочный

Проблема: В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится проблематичной, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. [Янушко Е.А.]

Вопрос,  почему так  происходит? И почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что все меньше и меньше говорят родители, которые заняты зарабатыванием денег. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки с наклейками вместо картинок для вырезания.

Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Волшебные пуговицы», где дети  развивают мелкую моторику, расширяют кругозор посредством организованной познавательной - творческой деятельности.

Актуальность исследования: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей  обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. 

     Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность зрительная и двигательная память, речь.

     Много лет назад М. Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.

Ученые установили тесную взаимосвязь между мелкой моторикой и речью. Было установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и за речь, находятся близко друг к другу. Чем точнее и слаженнее работа пальцев, тем лучше речь.

     Дети с плохо развитой ручной моторикой неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелкими предметами.

     Развитие мелкой моторики рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи.

     Тренировка движений пальцев рук и кистей способствует улучшению артикуляционных движений, готовит руку к письму.

     Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

     Работая в этом направлении, мы используем разнообразные предметы деятельность: народные игры, игры с прищепками, игры с крупами и зернами, шнуровки, мозаики и конструкторы, игры с пуговицами.

     Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания детских развивающих игр.

     Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет), улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.

     Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи. Во время занятий игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.

     Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие компоненты составляющие основу психического здоровья и благополучия детей.

     Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания  проекта «Волшебная пуговица», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта: состоит в разработке системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами), работу с мелко нарезанной нитью, ниткография и в разработке конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.

Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук,  то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Цель проекта: Развитие связной речи, мышления и творческих способностей через исследовательско-творческую деятельность  с пуговицами.

Задачи проекта:

  • Обогащение сенсорного опыта детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр нетрадиционным способом;
  • Обогащать словарь детей за счет разучивания новых игр;
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, коммуникативные  навыки через игру с пуговицами;
  • Развивать двигательную память, произвольность и точность движений;
  • Развивать способности координирования работы рук со зрительным восприятием;
  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ;
  • Развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
  • Формировать и развивать графические и коммуникативные навыки, тактильную чувствительность рук детей, пространственную ориентацию;
  • Совершенствовать  аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети средней группы смогут:

- Расширить свой кругозор  через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения;

-Проявлять интерес к предметам окружающего мира;

- Использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами;

-Уметь классифицировать пуговицы по различным признакам;

- Реализация данного проекта поможет в развитии речи, мышления творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков.

Проблемные вопросы:

  1. Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у детей среднего возраста?
  2. Как более эффективно использовать  игры и игровые упражнения с пуговицами во время занятий?
  3. Чем разнообразить задания, что избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?

Этапы реализации проекта:

1)    подготовительный;
2)    основной;
3)    заключительный.

Подготовительный этап

  1. Формирование проблемы.
  2. Определение задач.
  3. Подбор методической литературы по теме.
  4. Подбор художественной литературы для чтения детям.
  5. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, игры).
  6. Подготовка материала для творческой деятельности (пуговицы)
  7. Составление перспективного плана мероприятий

Формы работы с детьми:
•    Обсуждение темы проекта;
•    Определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
•    Разработка маршрута проекта;
•    Обсуждение продуктов реализации проекта.

  • Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

Формы работы с родителями:
•    Проведение  консультации «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»,  « Пуговицы – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста»;
•    Обсуждение темы, цели и задач проекта; 
•    Привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала);

•    Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
•    Определение стратегий и механизмов реализации проекта;
•    Создание необходимых условий для реализации проекта;
•    Разработка маршрута проекта;
•    Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
•    Обсуждение продуктов реализации проекта.

Основной этап
Формы работы с детьми:
•    Познавательная деятельность.
-  «Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах

 «История возникновения пуговиц» - презентация

«Путешествие на машине времени» - сбор материала, о том, какая была пуговица в разные периоды истории

-  Загадки о пуговице (см. приложение 1).
-  Стихи о пуговице (см. приложение 2).
-  Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).
-  Приметы о пуговицах (см. приложение 4).
•    
Игровая деятельность. Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету»,  «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде»
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
•    
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Нарисуем пуговицу»,  «Печатаем узор» 
(пуговица-штамп). Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»). Аппликация: «Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет». Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием  проволоки «Весёлый человечек», «Козлик», «Пирамидка», «Домик», «Гусеница»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
•    Экспериментально-поисковая деятельность.
-   Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов,  из которых изготовлена пуговица

•    Речевая деятельность:
-   Составление описательных рассказов о пуговицах.
-   Речевые упражнения «Какая пуговица?»,  «Подбери и расскажи».
-   Придумывание сказок и историй.

Формы работы с родителями:
-   Беседы с родителями о важности данной проблемы.
-    Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
-   Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:
-   Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц

-   Презентация проекта.

Образовательная область

Содержание работы

Познавательное развитие

Беседа: «Откуда появилась пуговица»

Презентация «История возникновения пуговицы»

Ситуация общения: «Пуговицы – носители информации»

Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием  проволоки, «Пирамидка», «Домик», «Гусеница»; выкладывание из пуговиц  мозаичных изображений.

Конструирование «Пуговичные фантазии»

Познавательное развитие

Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Раздели на группы»,  «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде», «Выложи из пуговиц картину»

Художественно-эстетическое развитие

Чтение рассказа Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица»

Чтение авторских произведений «Истории о пуговицах»

Чтение загадок, пословиц, стихов, примет о пуговицах.

Рисование: «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор»(пуговица-штамп)

Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»).

Аппликация: «Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет», «Ежик».

Творческое рассказывание «Бабушкина пуговица»

Рассказ из личного опыта «Как я научился застегивать пуговицы»

Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»

«Пуговица» (составление смешных историй и сказок)

Выставка совместных работ «Волшебные пуговицы»

Познавательно -исследовательская деятельность

Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов,  из которых изготовлена пуговица

Заключение

     В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, с помощью методов нетрадиционной техники  художественно-эстетического развития способствует у детей среднего возраста, формированию интеллектуальных способностей, способствует coхранению  физического и психологического здоровья. И все это напрямую готовит ребенка к дальнейшему успешному  обучению.

      Предполагаемый результат достигнут. У детей появился  интерес к предметам окружающего мира. Дети научились  использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами. Умеют классифицировать пуговицы по различным признакам.

     Поставленные задачи успешно решены.

     Реализация данного проекта дала положительный результат  в работе по развитию мелкой моторики, а также в художественно - эстетическом развитии у детей среднего возраста.

     Активное участие родителей в создании совместной выставки позволило закрепить результаты проекта, а дети почувствовали себя более уверенными и успешными.

Список используемой литературы

  1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
  2. Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001
  3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.
  4. Новикова Т. Проектные технологии во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции дошкольника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность дошкольника. – М., 2005.
  9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.
  11. http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html  - История пуговицы
  12. http://lucky-alla.blogspot.ru/2012/03/blog-post_2402.html  - Хочу всё знать

Приложение №1

  1. Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

  1. Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

  1. Маленький Данилка на петельке висит.

  1. Если она убежит от одежды, 
    То на спокойствие нету надежды.
  2. Мелкие кружочки,

В дырочку нырнули,

Словно на замочки-

Куртку застегнули.

  1. Очень нужная вещица –

Всем на свете пригодится

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает.

  1. Пришивают ее к платью,

И к рубахе, и к пальто.

Без нее твоей одежде

Будет очень нелегко.

Приложение №2

   К. Брель

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться? Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

В.Бредихин

Надевают Петеньке

За одну минуточку,

Брюки и штиблетики,

Шапочку и курточку.

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Всё, одели Петеньку!

Т. Ефимова

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Пуговки над Верочкой

Будто издеваются:

Прыгают, как белочки,

С ниток обрываются!

Злые слёзки катятся,

Лоб сурово хмурится:

«Не идти же в платьице

Мне зимой на улицу!»

Приложение №3

Русские народные пословицы и поговорки

 «Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк».

«Застегнут на все пуговицы».

«Прост, как пуговица».

«На чужой рот пуговицы не нашить».

«Пуговички золоченые, а три дня не евши».

«Умная умница, что светлая пуговица».

«Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано».

«Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица». 

«Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет».

«С солдата пуговку не сорвёшь».

Приложение №4

1.    Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится. 
2.    Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу. 
3.    Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.
4.    Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
5.    Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
6.    Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте

     Жила – была маленькая голубая Пуговица. Жила она в коробке на витрине в одном магазине. Рядом в других коробках лежали блестящие иголки, булавки, с круглыми белыми головками, толстые катушки ниток, важная красная атласная лента и много других вещей, которые необходимы для шитья одежды.

     Хозяин рано утром приходил в свой магазин и ждал покупателей.

      Каждый день в магазин приходили люди. Они внимательно рассматривали витрину, а затем покупали то, что им было нужно.

     Все жители витрины очень радовались, когда их покупали. Маленькой Пуговице тоже очень хотелось, чтобы её купили.

     Однажды в магазин зашла девочка. У неё были светлые кудрявые волосы, завязанные бантом и небесно – голубые глаза. Она подошла к витрине и сказала продавцу:

- Мне нужна пуговица к моему любимому платью.

     Девочка наклонилась над витриной и своими голубыми глазами стала рассматривать пуговицы.

     Маленькой голубой Пуговице очень хотелось, чтобы девочка её купила. Она затаила дыхание и стала ждать.

     Девочка остановила свой взгляд на маленькой голубой Пуговице. Она сказала продавцу:

- Дайте, пожалуйста, мне эту красивую пуговичку.

     Продавец двумя пальцами взял Пуговицу из коробки и подал девочке. Девочка положила её на свою ладошку, и Пуговица начала блестеть от радости.

- Она как – раз подойдет к моему платью! – радостно воскликнула девочка и унесла Пуговицу домой.

     На следующий день по улице шла девочка с небесно – голубыми глазами. На ней было красивое платье, а на платье блестела маленькая голубая Пуговица.

Приложение №5

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц».

     Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

     Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

     Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?

  • Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка, позволяет ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг к другу. Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди пару пуговиц одинакового цвета!».
  • Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью ребенок закрепляет знание геометрических фигур.
  • При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы.
  • Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
  • В ходе игры с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко - близко рядом, справа - слева, сверху -снизу, внутри - снаружи, спереди -сзади).

     Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие осязания, ребенок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук.

     Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

    Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться. Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.

    Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

«Игры с пуговицами как средство развития познавательных, 

психических процессов и мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста»

     Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Детей привлекают необычность, новизна, нетрадиционность материала для игр, разнообразие форм, красок, фактур. Играть с пуговицами интересно, увлекательно, быстро достигается результат. Когда вы замечаете, что интерес и внимание ребёнка начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест.

     Пуговицы можно захватывать в коробке в кулак, попеременно брать руками щепотки пуговиц и опускать обратно в коробку, пересыпать из ладони в ладонь, перекатывать между ладонями. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладони. Найдите вместе с ребенком самую большую пуговицу, а затем выложите по обе стороны от нее другие пуговицы в порядке убывания величины полукругом. Спросите у ребенка, кому он подарил бы такие красивые бусы?

     Такая игра только развивает мелкую моторику рук, помогает закрепить математические понятия: величина, счет, цвет. Но и развивает воображение, эстетический вкус детей.

      Из пуговиц можно выкладывать предметы, целые сюжетные картинки или использовать их как дополнительные элементы в играх.

     Используйте творческий подход, занимаясь со своим ребенком. Все игры сопровождайте сказками, придумывая их по ходу действия, короткими стихами, загадками. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

     Поиграйте с вашим ребенком в эти игры. Такие игры очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышлению, речи. Вырабатывают ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрируют внимание на одном виде деятельности. А нетрадиционное использование пуговиц будет стимулировать умственную деятельность, расширит словарный запас, приучит руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Беседа на тему «Откуда появилась пуговица?»

Задачи:

  1. Систематизировать материал об истории возникновения пуговицы, собранный детьми из разных источников.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение выражать свои мысли.
  3. Воспитывать чувство товарищества, уважение друг к другу.

Оборудование: книги о пуговицах, принесенные детьми; найденные дома пуговицы; изображения, украшений из пуговиц.

Ход НОД

 Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы расскажете о результатах своих поисков. Кто помогал вам? Что интересного вы узнали об истории пуговицы? Давайте послушаем друг друга, рассмотрим принесенные вами пуговицы и, может быть, найдем ответ на вопрос «Откуда появилась пуговица?»

Рассказы детей о поисковой деятельности.

Ваня Г., рассказал, что информацию о пуговице они с мамой нашли в Интернете. Оказывается, раньше пуговиц совсем не было, древние люди носили шкуры животных, а скрепляли их косточками или палочками...

Катя С., узнала из рассказа папы: когда не было пуговиц, одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали веревочками...

Никита Т., с папой ходил в библиотеку В книге на картинке он видел разные красивые пуговицы. Папа прочитал, что богатые люди носили золотые и серебряные пуговицы — так они украшали свою одежду. А бедные люди носили оловянные пуговицы или использовали палочки...

Настя Н., бабушка рассказала, что есть такие люди, которые ищут старинные предметы, они нашли пуговицы, сделанные из камня. А в Индии делали пуговицы из ракушек...

Варя О., с мамой нашли журнал, в котором изображены украшения из пуговиц — бусы, браслеты, серьги...

  1. Рассматривание пуговиц, собранных детьми, и картинок с изображением пуговиц, украшений
  2. Обобщающий рассказ педагога.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы вместе с родителями собрали очень интересный материал о пуговицах. Действительно, когда-то пуговиц не было... Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда археологами найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В IV веке до нашей эры пуговицами скрепляли свои хитоны (одежды) греческие воины, а потом ими стали пользоваться и римляне — видимо, пуговицы были надежнее булавок. В России пуговицы известны с VI века, но, как отметил Никита, их не всегда использовали для застежки. Пуговицы служили и украшением костюма. Из чего же были сделаны пуговицы? Богатые люди делали пуговицы из золота, серебра, хрусталя, а бедные — из олова, дерева.

А из чего сделаны современные пуговицы?

Дети. Из металла, пластмассы, дерева.

Воспитатель. Как вы думаете, из стекла делают пуговицы? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. После войны не хватало сырья для производства пуговиц, поэтому пуговицы делали из лобового стекла списанных истребителей, а также из размягченных на огне патефонных пластинок. И до начала 80-х годов стеклянные пуговицы украшали женскую одежду наравне с пластмассовыми. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, их перестали производить.

Итог

Просмотр презентации «История возникновения пуговицы»

Воспитатель. Ребята, весь материал, принесенный вами, остается в группе, ведь мы решили создать выставку пуговиц. Кстати, очень многие люди коллекционируют пуговицы. В Польше есть музей пуговиц. Наша выставка будет небольшой, вы совместно с родителями изобразите разные картины из пуговиц и давайте все вместе придумаем, как мы назовем нашу выставку.

Ситуация общения  «Пуговицы — носители информации»

Задачи

  1. Познакомить детей с разными функциями пуговиц: информативной, утилитарной, декоративно-эстетической, магической.
  2. Расширять кругозор детей.
  3. Развивать интерес к прошлому и настоящему предметов, желание узнать новое.
  4. Воспитывать бережное отношение к наследию предков.

Оборудование: пуговицы, картинки с изображением пуговиц, выполняющих различные функции.

Ход НОД

1. Вводная часть.

Воспитатель. «Покажи мне свои пуговицы, и я скажу, кто ты» — так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта маленькая деталь костюма скажет о его хозяине не меньше, чем обувь или сумка. Сегодня вы узнаете о том, какую информацию несет в себе пуговица и какие функции она еще может выполнять.

2. Беседа

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, какую основную функцию выполняет пуговица? Правильно, она является застежкой на одежде. И это ее основная функция, но не единственная.

На прошлом занятии и Никита, и Варя О. рассказывали о том, что пуговицы служили украшением одежды. В Средневековье, когда европейцы научились шить и носить одежду, скроенную по фигуре, без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из камня, металла или стекла, и они выглядели как бусы. По ним можно было оценить не только вкус хозяйки, но и узнать ее происхождение, где она живет, бедна она или богата. Много информации могли дать пуговицы с гербами и символами рода войск на мундирах чиновников или военных. А царя узнавали по количеству пуговиц: у Ивана Грозного на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом — 68. В старину пуговицы были не просто дороги, они были драгоценны, их передавали по наследству. Некоторые пуговицы могли быть во много раз дороже шубы.

В прошлом пуговица выполняла еще одну функцию — магическую. Она служила важным амулетом, который должен был отпугивать злых духов. В полую пуговицу помещали кусочек олова или круглый камешек, издававший при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговицы превращались в обереги. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой была помещена крупная плетеная пуговица красного цвета. Она ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. Ученые предположили, что она служила оберегом, так как красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением пуговиц.

Воспитатель. Рассмотрите пуговицы и постарайтесь определить, какие функции они выполняли.

Ответы детей.

4. Творческое задание «Подбери
пуговицы».

Воспитатель. Давайте снова посмотрим на пуговицы, которые вы собрали. Девочки, выберите себе пуговицы, которыми вам захотелось бы украсить свою одежду. Расскажите, какие части одежды вы бы украсили.

Мальчики, выберите себе пуговицу-оберег. Придумайте, от чего он будет вас защищать.

Рассказы детей.

5. Итог

Воспитатель. Что интересного вы узнали сегодня о пуговицах?

Ответы детей.

Воспитатель. Я просила вас придумать название нашей выставки. Какие будут варианты?

Ответы детей.

Воспитатель. Итак, мы с вами остановились на названии «Волшебная пуговица», («пуговица» — главный предмет выставки, «волшебная» — мы узнаем о ней много нового, неведомого нам).

Сказка про пуговицу и рубашку 

     Жили-были пуговица и рубашка. Они были неразлучными друзьями. Рубашка идет в гости – и пуговица с ней. Рубашку стирают, и пуговица тоже купается в мыльной воде. Рубашку утюжат, а пуговица улыбается, любуется, прихорашивается. 
    Не трудно догадаться почему, ведь пуговица была пришита к рубашке.
Пуговица радовалась, когда по утрам ее застегивали, как и всех ее подружек, а вечером расстегивали. Для неё это было игрой.
   Иногда она хулиганила, и не хотела застегиваться, но она понимала, что рубашка без нее выглядит очень неряшливо, ей становилось стыдно, и она быстро ныряла в дырочку-застежку.
   Так проходили дни и недели.
   Но вот однажды пуговица почувствовала, что она не так плотно прижата к рубашке. А на следующий день – она оторвалась и закатилась под стол. Весь день и всю ночь она пролежала в пыли под столом. Ей было страшно и одиноко, но она всегда думала о рубашке.
    Как же она без меня? Рубашка тоже скучала и тихо висела на вешалке и вздыхала…
    Так наступило новое утро, и новый вечер, и ничего не менялось.
Однажды котенок, шустрый пушистый озорник заметил пуговицу и начал с ней играть. Он трогал ее то одной, то другой лапой, при этом забавно подпрыгивал и выгибал спинку. Пуговица выкатилась, закружилась и остановилась на самом видном месте – у дивана. 
    «Меня сейчас заметят, - думала она, - меня снова пришьют к рубашке». И действительно случилось так. 
    «А вот и пуговица!» - раздался голос в комнате. Надо ее помыть, она совсем запылилась, и пришить к рубашке.
    Пуговица заплакала от счастья. 
Какой же будет эта встреча, думала она!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Проект "Волшебная пуговица"

1 этап. Цель:Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспит...

Педагогический проект «Волшебная пуговица»

Цель проекта.Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.                    ...

проект "Волшебные пуговицы"

Проект с детьми раннего возраста "Волшебные пуговицы"...

Творческий проект "Волшебная пуговица"

Творческий проект, помогающий увлечь детей идеей коллекционирования, узнать новое о пуговицах, создать мини-музей поделок из пуговиц...

Презентация проекта «Волшебная пуговица».

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...