Программа дополнительного образования по проектной деятельности для детей 5–6 лет "Друзья природы"
проект (старшая группа) на тему

Медведева Ольга Ивановна

Программа дополнительного образования по проектной деятельности для детей 5-6 лет "Друзья природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_druzya_prirody_2018g.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»

Образовательная программа дополнительного образования по проектной деятельности для детей 5–6 лет «Друзья природы»

Воспитатель: Медведева О.И.

2018г.

Пояснительная записка

       В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.  Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме проектной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, проводил с 2000 года исследования по развитию детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности. Он отмечал, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка.

      Всё выше сказанное побудило меня разработать программу дополнительного образования, естественно-научной направленности  «Друзья природы».

Новизна

Новизна программы кружка «Друзья природы» состоит:

-в применении метода проектирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем проектирования, всегда являются осознанными и более прочными;

-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками проектных  действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Актуальность и педагогическая целесообразность

     В основе возникновения и развития проектной  деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на познание окружающего мира. Актуальность программы состоит в том, что с помощью метода проектирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее проектная  деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Также применение метода экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

 Цели и задачи

Цель:  приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру природы через проектную деятельность, развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.

Задачи

1. Расширить представления детей об окружающем мире,  свойствах  живой и неживой природы.

2. Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты проектной деятельности.

3. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

4. Развивать и совершенствовать речь детей.

5. Повысить компетентность родителей по организации проектирования в семье и ДОУ.

Программа «Друзья природы» построена на принципах:

-Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

-Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

-Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям).  Проект должен отвечать условиям:

-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;

-показ только существенных сторон явления или процесса.

-Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

-Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

-Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.

-Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

-Принцип взаимодействия с семьей.

 Отличительные особенности:

       Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

 Возраст детей

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

 Сроки реализации программы

Сроки реализации рассчитаны на один год обучения:

Формы работы, структура и режим занятий

    Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется во второй половине дня один раз в неделю. Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы. Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам. Занятие в старшей группе проходит – 25 минут.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

        - игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры).

        - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой).

        - экскурсия, путешествие.

        - практическая деятельность в природе.

        - природоохранные акции.

        - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).

        - прогулка в природу в разные сезоны.

        - развлечение.

        - проектирование решения проблемы.

        - познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий).

        - чтение.

        - трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд).

      Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

  • Использование игровых мотиваций;
  • Использование сюрпризных моментов;
  • Использование  проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
  • Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
  • Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д).
  • «минутки общения».
  • Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп.
  • Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.)
  • Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:

  • Развивающие игры;
  • Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
  • Динамические игры познавательного содержания;
  • Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
  • Познавательные беседы;
  • Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
  • Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
  • Обследование различных предметов;
  • Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
  • Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
  • Создание ситуации проектирования (метод проектов)4
  • Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.

        Предметно – развивающая среда

        Уголок природы.

  • Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника).
  • Центр экспериментальной деятельности.
  • Центр изобразительной деятельности.

Критерии результативности обучения:

  • Знание о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
  • Знание о растительном мире, произрастающем в нашей местности;
  • Знание о неживой природе;
  • Знание о временах года;
  • Отношение к миру природы;
  • Человек и природа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

1. Дети владеют знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.

2. Дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.

3. У детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.

4. У детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.

5. Родители компетентны в вопросах организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

.

        Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

        Проект состоит из основных этапов:

1. Наблюдения.

2. Изодеятельность, изготовление поделок.

3. Исследование.

4. Труд.

5. Игры и театральная деятельность, развлечения.

6. Художественная литература.

7. Моделирование .

        Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.

        Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

        Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

        В проекте участвуют  дети старшей  группы. Формы и методы работы  выбираются в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста  используют простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов.  К выполнению проекта привлекаются родители.

        Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.

1 проект: «Дерево жизни».  

        В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.

Темы занятий:

  • Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
  • Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
  • Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
  • Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
  • Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
  • В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
  • Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».

2 проект: «Зимующие птицы».

        В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»

Темы занятий:

  • Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
  • Занятие «Зимующие птицы».
  • Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
  • Труд «Покорми птиц зимой».
  • Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
  • Исследование «Для чего птицам перья?»
  • Практическое занятие: «Птички – невелички».

3 проект: «Животные леса».

        Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.

Темы занятий:

  • Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
  • Изодеятельность «По рассказам писателя».
  • Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
  • Исследование: «Волк хороший или плохой?»
  • Игра – развлечение: «Цепочки».
  • Поделки «Лесные животные».
  • Практическое занятие: «Опушка леса».

4 проект: «Огород на подоконнике».

         Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.

Темы занятий:

  • Исследование «Для чего людям растения?»
  • Труд «Посадка рассады».
  • Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
  • Развлечение «Праздник цветов».
  • Труд «Подготовка гряд и клумб».
  • Высадка рассады и уход за ней.

Учебно – тематический план

п/п

                                    Тема

Общее

кол-во

учебных

часов

Теория

Практика

Проект «Дерево жизни».

9

2

7

1.

Экскурсия-поиск «Самое главное дерево

леса».

1

1

-

2.

Практическое занятие: «Подарок для

дерева»

1

-

1

3.

Исследование: «Дерево бывает…»

1

-

1

4.

Занятие: «Что нужно дереву для здоровья?»

1

-

1

5.

Театральная деятельность: «Дерево

готовится к зимнему сну»

1

-

1

6.

Занятие: «Письмо для дерева от детей»

1

1

-

7.

Практическое занятие: «Макет дерева

жизни» для группы.

3

-

3

Проект «Зимующие птицы»

9

5

4

8.

Занятие-наблюдение «Определи лучшего

пернатого певца»

1

1

-

9.

Занятие «Зимующие птицы»

1

1

-

10.

Изодеятельность «Пестрый мир птиц»

1

-

1

11.

Труд «Покорми птиц зимой»

2

-

2

12.

Литературное занятие «Интересное из

жизни птиц»

1

1

-

13.

Исследование «Для чего птицам перья?»

1

1

-

14.

Практическое занятие: «Моя птица лучше!»

2

1

1

Проект «Животные леса»

9

3

6

15.

Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки»

1

1

-

16.

Изодеятельность «По рассказам писателя»

1

-

1

17.

Наблюдение «Угадай чьи следы?»

1

1

-

18.

Исследование: «Волк хороший или плохой?»

1

1

-

19.

Игра – развлечение: «Цепочки»

1

-

1

20.

Поделки «Лесные животные».

1

-

1

21.

Практическое занятие: «Опушка леса».

3

-

3

Проект «Огород на подоконнике»

9

3

6

22.

Исследование  «Для чего людям растения?»

1

1

-

23.

Труд «Посадка рассады»

1

-

1

24.

Наблюдение+изодеятельность

«Всходы, первые листочки, первые

цветочки»

3

1

2

25.

Развлечение «Весна пришла…»

1

1

-

27.

Труд «Подготовка гряд и клумб»

1

-

1

28.

Высадка рассады.

2

-

2

Итого занятий за год:

36

13

23

                                           Список литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез – 2015

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

  1. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

     4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.

   5. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

   6. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

  7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.

  8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.

 9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.

 10. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2004 г.

 11. Тугушева Т. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста – СПб., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность для детей старшей группы «Красота в природе осенью»

Проектная деятельность для детей старшей группы«Красота в природе осенью»Подготовила: Смирнова Ю.Ю.Актуальность темы.Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - ч...

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"

Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...

Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...

Проектная деятельность "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой рябина"

Проектная деятельность "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой рябина"...

Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Природа и безопасность»

Программа включает в себя работу по разделу "Природа и безопасность" программы Л. Л. Тимофеевой "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет"...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...