программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Бакшаева Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx688.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования:

«Театрализованная деятельность  для детей с  нарушением зрения»

                                       (3-4 лет, кружок «Затейники»)

Введение.

Опыт работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции для детей с нарушениями зрения №70 «Витаминка» показывает, что у наших воспитанников есть трудности установления коммуникативных контактов, нарушено логическое и чувственное познание, страдает целостность восприятия объектов и процессов окружающего мира. Их понятия о природных явлениях, предметах общественной жизни неполны, страдает степень обобщения понятий. Все это отражается на мыслительных процессах, на формировании речи, памяти и воображения.

В связи с этим актуальным становится вопрос поиска решения этих проблем. И как вариант ненасильственной коррекции мы предлагаем использование театрализованной деятельности в ежедневной работе с детьми с нарушениями зрения. Театрализованную деятельность в детском саду мы организуем в утренние и вечерние часы в свободной деятельности детей, на прогулке, органично интегрируем в комплексные занятия, а также проводятся театрализованные занятия в рамках кружковой работы. Как показывает опыт, в результате  введения театрализованной деятельности в процесс обучения и воспитания у детей с нарушениями зрения развиваются координация движений, развивается вестибулярный аппарат, реакция, глазомер, способность определить размеры предмета и расстояние до него, развивается внимание. В это время происходит обострение всех рецепторов: зрения, слуха, осязания. 

При использовании театрализованной деятельности я ставлю несколько коррекционных задач, которые решаются в рамках кружковой работы:

- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширения поля зрения (настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, игры-драматизации);

-     Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами,  яркими, крупными (мячи, кубики);

-  Развитие ориентировки в пространстве. Нарушение зрения     отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировку в пространстве. Поэтому во время театрализованных занятий я приучаю детей действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами. Этому способствуют игровые упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и ориентировки:

- прослеживание взором движения предмета от одного объекта к другому (театр настольный, на фланелеграфе);

- прослеживание взором движения идущего ребенка в разных направлениях (театрализованные игры-драматизации, динамические упражнения)

-  развитие координации движений. Упражнения на мелкую     моторику (пальчиковый театр) развивает координацию движений пальцев и согласованные движения руки и речи.

Занятия проходят в игровой форме и имеют комплексный характер: игра, беседа, театрализация, рисование, рассказывание, придумывание сказок, использование музыки.

Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс дает положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения ). Речь стала более связной, выразительной. Обогатился словарный запас. По сравнению с началом учебного года повысился уровень коммуникативных способностей. Наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировке в пространстве. А самое главное – умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.

Пояснительная записка.

Не  только психологи, но и педагоги-практики  начинают осознавать и видеть результаты  своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок  мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать  театрализованные занятия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

     Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Цель дополнительной образовательной  программы - развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения.

7. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, пальчиковый, теневой).

8. Формировать эмоциональную выразительность речи.

8. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Аннотация.

Созданная дополнительная образовательная программа поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией, способствует улучшению развития связной, выразительной речи, обогащению словарного запаса.

Научная новизна исследования.

На данный момент отсутствие системы работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения.

Актуальность.

Практическая реализация программы в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей со зрительной патологией.

Охрана и развитие зрения дошкольников.

Повышение уровня компетентности педагогов по вопросам воспитания и обучения детей со зрительной патологией.

Продолжительность занятия  - 15-20 минут.

Количество занятий 2раза  в неделю.

Формы работы:

1.  Театрализованные игры.

2. Организация пальчиковых  игр.

3. Драматизация художественных произведений .

4. Индивидуальные творческие задания.

5. Упражнения на развитие интонационной выразительности.

6. Артикуляционная гимнастика.

  7. Игры-превращения, образные упражнения.

8.Игры-импровизации.

9. Офтальмологические паузы.

Календарно-тематический план  по  театрализованной деятельности

для детей с нарушением зрения 3-4  лет

Сентябрь.

1 неделя

Адаптация. Составление списков детей.

2 неделя

Тема: “Давайте познакомимся”.

Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Методические приемы: беседа-диалог о театре, первое посещение детьми театрального зала, игровые ситуации,  упражнения для снятия мышечного напряжения «Дай мне руку», игра «Как тебя зовут?» (с мячом).

Материалы и оборудование: диск «Как устроен театр».

3 неделя

Тема: “ Курочка-Ряба и яичко золотое”.

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей.

Методические приемы: рассказывание сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки, упражнения на речевое дыхание, пальчиковая гимнастика, общий танец под русскую плясовую мелодию.

Материалы и оборудование: Книга с иллюстрациями «Курочка Ряба», полумаски, аудиозапись русской плясовой.

4 неделя

Тема: “Мы теперь не ребятки, а пушистые цыплятки» Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Методические приемы: артикуляционная гимнастика, игра «Чудесный сундучок» ( с театром рукавичек по сказке «Курочка Ряба»), отгадывание загадок, пересказ детьми сказки  от имени персонажей, подвижная игра «Курочка и цыплята»

Материалы и оборудование: « сказочный» сундучок, театр рукавичек по сказке «Курочка Ряба», аудиозапись песни «Цыплята» муз. А.Филлипенко.

Октябрь.

1 неделя

Тема: «Курочка и цыплята».

Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; имитировать движения цыплят, курочки, развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

Методические приемы: упражнения на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, игра «Измени свой голос», п/игра «Курочка и цыплята», разыгрывание детьми сказки «Курочка Ряба» по ролям.

Материалы и оборудование: элементы костюмов персонажей к сказке «Курочка Ряба», аудиозапись песни «Цыплята» муз.А.Филлипенко.

2 неделя

Тема:  «Мы играем и поём» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и Медведь»)

 Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения;

развивать координацию движений.

          Методические приемы: пальчиковая гимнастика,  рассказ воспитателя о дудочке, прослушивание и показ движений под русскую плясовую мелодию, офтальмологическая пауза,

поощрения, индивидуальная помощь.

          Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями «Маша и медведь», деревянные дудочки, аудиозапись русской плясовой мелодии.

3 неделя

Тема: « Во садочке я была…»

Цель: учить детей свободно двигаться, используя всё окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах

Методические приемы: чтение произведений русского фольклора: потешек, попевок;  мимические упражнения, показ движений, офтальмологическая пауза, индивидуальная помощь.

Материалы и оборудование: хрестоматия «Читаем малышам» под ред. Г.Губановой, аудиозаписи русских народных мелодий, элементы русского народного костюма, платочки.

4 неделя

Тема: «Волшебная шкатулка».

Цель:  развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

   Методические приемы: чтение сказки «Заюшкина избушка», чтение загадок, упражнение «Измени свой голос», имитация детьми движений животных – угаданных  героев сказок (лиса, заяц, петушок, собачка), офтальмологическая пауза.

  Материалы и оборудование: шкатулка, фигурки героев из сказки «Заюшкина избушка», полумаски, музыкальное оформление.

Ноябрь

1 неделя

Тема: « Желтый маленький комочек очень любит червячков…»

Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Методические приемы: знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок», этюды-имитации, подвижная игра «Курочка-хохлатка», офтальмологическая пауза, поощрение, индивидуальная помощь.

Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями К.Чуковского «Цыпленок», полумаски  цыплят, курочки, кошки, аудиозаписи для п/игры «Курочка-хохлатка».

2 неделя

Тема«Наш цыпленок подрастет и один гулять пойдет…»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений

Методические приемы: рассказывание сказки «Цыпленок» К.Чуковского

вместе с детьми, беседа по содержанию сказки, пальчиковая гимнастика, имитационные упражнения – подражание цыпленку, лягушке, петушку, курочке под музыку в движении.

Материалы и оборудование: игрушка – цыпленок, иллюстрации к сказке К.Чуковского «Цыпленок», полумаски цыпленка, лягушки, петушка, аудиозаписи, подходящие по характеру к героям сказки.

3 неделя

Тема: «Мешок с сюрпризом».

Цель: научить детей произносить реплики персонажей, меняя интонацию, вступать в действие  в соответствие с текстом; воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать  координацию детей, согласовывать    движение и речь.

Методические приемы:  загадывание загадок, ряжение, драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок», работа над интонационной выразительностью, поощрение, индивидуальная помощь.

Материалы и оборудование: мешочек, декорации (деревья, заборчик),

костюмы персонажей сказки К.Чуковского «Цыпленок», музыкальное оформление.

4 неделя

         Тема:  « Игровой тренинг»

Цель: развивать у детей речевое дыхание и правильную артикуляцию, продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию,  ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений.

Методические приемы: игры на речевое дыхание «Мыльные пузыри», «Кораблик», артикуляционная гимнастика, импровизация движений персонажей сказки К.Чуковского «Цыпленок» под характерную музыку,

офтальмологическая пауза, индивидуальная помощь.

Материалы и оборудование: полумаски персонажей сказки К.Чуковского «Цыпленок», аудиозаписи характерной музыки, мыльные пузыри, бумажный кораблик.

Декабрь

1 неделя

Тема:  Театрализованная игра «Зимний лес».

Цель: развивать умение верить в воображаемую ситуацию (в зимнем лесу гуляют животные, деревья стоят); побуждать интерес к театральной игровой деятельности; развивать пространственное и образное восприятие;

координацию движений.

Методические приемы: загадывание загадок, прослушивание аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь»; показ; игры-имитации «Угадай, кто я?»; офтальмологическая пауза; поощрение, индивидуальная помощь.

Материалы и оборудование: декорации (заснеженные деревья), аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь», полумаски животных (заяц, волк, лиса).

        

2 неделя

Тема: «Потеряли котятки по дороге перчатки…»

Цель: познакомить детей со сказкой С.Маршака «Перчатки»; развивать умение следить за развитием сюжета сказки; побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову и фразам из текста.

Методические приемы: чтение сказки С.Маршака «Перчатки»; обсуждение; мимическая игра «Грустно-весело»; подвижная игра «Грустный котик».

Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями С.Маршака «Перчатки»; аудиозапись музыки для игры «Грустный котик»; полумаска для котика.

3 неделя

Тема: «Отыскали перчатки, вот спасибо, ребятки…»

Цель: развивать интонационную выразительность речи детей и их умение имитировать движения персонажей; учить четко проговаривать слова, сочетая движение и речь.

Методические приемы: отгадывание загадок, артикуляционная гимнастика, офтальмологическая пауза; мимические этюды; показ приемов работы над интонационной выразительностью персонажей; драматизация сказки С.Маршака «Перчатки».

Материалы и оборудование: загадки о персонажах сказки; книга С.Маршака «Перчатки» элементы костюмов персонажей (кошка и котята); декорации и  реквизиты (стол, посуда, пирог, перчатки).

4 неделя

Тема: «Встали детки в кружок, закружились, как снежок…»

Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать умение изображать снежинок, вьюгу при помощи выразительных пластических движений; учить двигаться под музыку, ориентируясь в пространстве сценического зала; развивать координацию движений.

Методические приемы: прослушивание увертюры к мюзиклу «Потому что Зима - это здорово!», «Вальс Снежинок», пластические этюды, показ движений, индивидуальная помощь.

Материалы и оборудование: декорации (заснеженные деревья); серебряная мишура; аудиозаписи «Вальс снежинок», увертюра к мюзиклу «Потому что Зима – это здорово!».

Январь

2 неделя

Тема: Ритмопластика.

Цель: развивать чувство ритма; быстроту реакции, координацию движений; закреплять умение интонацией, жестами, мимикой изображать героев Новогоднего праздника (Дед Мороз, Снегурочка, снежинки, зайчики).

Методические приемы: отгадывание загадок; беседа-диалог о прошедшем новогоднем празднике; подвижная игра «Снежинки»; показ и обсуждение движений персонажей новогоднего праздника под музыку; офтальмологическая пауза; индивидуальная помощь, поощрение.

Материалы и оборудование: элементы костюмов Деда Мороза, Снегурочки, снежинок, зайчиков; аудиозаписи новогодних мелодий.

3 неделя

Тема: «Колобок - румяный бок…»

Цель: развивать интерес к театрализованной деятельности; учить следить за действиями персонажей сказки; продолжать развивать подражательные навыки и фантазию; развивать мелкую моторику.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок»; слушание сказки «Колобок» в аудиозаписи;

беседа по содержанию сказки; имитационные упражнения; пальчиковая гимнастика.

Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями «Колобок»; аудиозапись русской народной сказки «Колобок».

4 неделя

Тема: «Не ешь меня, я тебе песенку спою…»

Цель: закреплять умение  при помощи интонации передавать характерные особенности персонажей сказки; учить согласовывать действие рук и речь;

развивать координацию движений; ориентировку в пространстве.

Методические приемы: пересказ детьми русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра; индивидуальная работа над интонациями персонажей; имитационные упражнения; офтальмологическая пауза; подвижная игра «Я от бабушки ушел»; обсуждение; поощрение.

Материалы и оборудование: настольный театр «Колобок»; иллюстрации к сказке «Колобок»; аудиозапись к подвижной игре.

Февраль.

1 неделя

Тема: Игровой тренинг «Изобрази героя сказки…».

Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию; закреплять умение при помощи имитационных движений, жестов передавать образы персонажей из знакомых сказок; развивать ориентировку в пространстве.

Методические приемы: артикуляционная гимнастика; отгадывание загадок «Из какой  сказки этот герой?» (цыпленок, петушок, котенок, курочка); имитационные упражнения; игра «Покажи героя»; обсуждение; помощь; поощрение.

2 неделя

Тема: «Сказочка о глупом мышонке»

Цель:  побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко проговаривать слова, сочетая движение и речь; учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову и фразам из текста.

Методические приемы: чтение сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке»; беседа по содержанию сказки, обсуждение; игры-имитации «Утка», «Лошадь», « Щука», «Хрюшка», «Кошка»; подвижная игра «Мышонок и кошка».

3 неделя

Тема: «Нет, твой голос не хорош…»

Цель: учить детей пересказывать сказку, интонационно выразительно проговаривая  реплики персонажей, формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми; развивать координацию движений.

Методические приемы: артикуляционная гимнастика; отгадывание загадок; ряжение; мимические упражнения; драматизация сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями С.Маршака «Сказка о глупом мышонке»; полумаски персонажей сказки.

4 неделя

Тема: «Без друзей нам не прожить ни за что на свете…»

Цель: познакомить детей с новой сказкой «Как собака друга искала»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; активизировать интерес к театрализированной игре; формировать произвольное внимание; учить выражать свои эмоции.

Методические приемы: пальчиковая гимнастика; чтение мордовской сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию сказки; игра «Назови друга ласково».

Материалы и оборудование: текст  сказки «Как собака друга искала»; фигурки животных- персонажей сказки; фонограмма к песне «Улыбка».

Март

1 неделя

Тема: «Без друга плохо жить, запомнить это надо…»

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать к участию в театральной игре.

Методические приемы: артикуляционная гимнастика; отгадывание загадки; рассказывание сказки «Как собака друга искала» детьми; офтальмологическая пауза; подвижная игра «Песик Барбосик».

Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями «Как собака друга искала»; фигурки животных  персонажей сказки; аудиозапись к подижной игре «Песик Барбосик».

2 неделя

Тема: «Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться?»

Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать навыки имитации; учить четко, с правильной интонацией, эмоционально проговаривать реплики персонажей.

Методические приемы: упражнение на речевое дыхание «Мыльные пузыри»; рассказывание сказки «Как собака друга искала» вместе с детьми; ряжение,  показ движений драматизация сказки «Как собака друга искала»; обсуждения; поощрения; помощь.

Материалы и оборудование:  мыльные пузыри (2-3 шт.); элементы костюмов персонажей сказки «Как собака друга искала»; аудиозапись к драматизации.

3 неделя

Тема:  «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

Цель:  познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения.

Методические приемы: прослушивание аудиозаписи сказки «Лиса, заяц и петух»; рассматривание иллюстраций к сказке; беседа по содержанию; артикуляционная гимнастика; подвижная игра «Лиса и зайцы».

Материалы и оборудование: аудиозапись сказки «Лиса, заяц и петух»; книга с иллюстрациями.

4 неделя

Тема: «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Методические приемы: артикуляционная гимнастика; имитационные упражнения; работа над интонациями персонажей; показ движений; драматизация сказки «Лиса, заяц и петух»; обсуждение; помощь.

Материалы и оборудование: декорации (домик, деревья); полумаски персонажей сказки.

Апрель

1 неделя

Тема: Ритмопластика «Любимое животное».

Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражания повадкам животных; воспитывать любовь к животным; развивать координацию движений; развивать умение верить в воображаемую ситуацию.

Методические приемы: отгадывание загадок; прослушивание характерной музыки для определенных животных, обсуждение; показ движений; игра «Угадай животное»; офтальмологическая пауза; помощь, поощрение.

Материалы и оборудование: иллюстрации о животных; аудиозапись Сен-Санс «Карнавал животных»; элементы костюмов лисы, зайца, волка, медведя, мышки.

2 неделя

Тема: «Посадил дед репку…» (пальчиковый театр).

Цель:  стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка»; рассказывание воспитателем совместно с детьми сказки; артикуляционная гимнастика; этюды-имитации; поощрение.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Репка»; игрушки- персонажи сказки «Репка».

3 неделя

Тема: «Тянут-потянут, вытянуть не могут…»

Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми; дать детям понятие о пальчиковом театре, его особенностях.

Методические приемы: пересказ сказки «Репка» воспитателем совместно с детьми при помощи пальчикового театра; показ приемов работы с персонажами; пальчиковая гимнастика; упражнение «Пальчик, пальчик, расскажи»; поощрение.

Материалы и оборудование: пальчиковый театр «Репка»; музыкальное оформление.

4 неделя

Тема: «Дружно к дедушке все прибежали и репку тянуть помогали».

Цель:  развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; активизировать познавательный интерес к разным видам театра; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную роль.

Методические приемы: имитационное упражнение «Изобрази героя»; распределение ролей, драматизация детьми сказки «Репка» при помощи пальчикового театра; обсуждение; поощрение.

Май

1 неделя

Тема: «В поле теремок стоял…»

Цель:  учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества; развивать артикуляционный аппарат.

Методические приемы: рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра; беседа по содержанию сказки; упражнения на интонационную выразительность.

Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями «Теремок»; настольный театр «Теремок».

2 неделя

Тема: «Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?..» (настольный театр)

Цель:  учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать  прослеживающую функцию глаз, укреплять глазные мышцы.

Методические приемы: артикуляционная гимнастика; игра «Угадай, о ком я говорю?»; рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми; упражнения на интонационную выразительность; игра-хоровод «В поле теремок стоял».

Материалы и оборудование: настольный театр по сказке «Теремок»; аудиозапись для игры-хоровода.

3 неделя

Тема: «Вместе мы одна семья, и гостям всем рады…»

Цель:  развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использоваться в игре всё пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций; развивать координацию движений.

Методические приемы: имитационные упражнения под музыку; распределение ролей; работа над интонационной выразительностью; ряжение в костюмы; драматизация сказки «Теремок».

Материалы и оборудование: костюмы персонажей сказки «Теремок»; аудиозаписи для выхода героев; декорации, реквизиты.

4 неделя

Тема: «Чем о домике жалеть, лучше новый сложим…»

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение; подготовить детей к публичному выступлению перед родителями.

Методические приемы: работа над интонационной выразительностью в диалогах; отработка движений персонажей в сочетании с репликами и музыкой; индивидуальная работа над дикцией, координацией движений.

Материалы и оборудование: декорации к сказке «Теремок»; костюмы на каждого ребенка; аудиозаписи.

Примечание. К концу учебного года в качестве итогового занятия была подготовлена инсценировка по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей вторых младших групп №9 и №12, а также для родителей.

    В игре-драматизации по сказке «Теремок» было задействовано 16 детей.

Была проведена большая подготовительная работа: репетиции с атрибутами, отрабатывание характерных движений героев сказки, работа над эмоциональной выразительностью речи, музыкальным оформлением.

Специально для этого представления были сшиты костюмы.

Представление сказки «Теремок» было высоко оценено зрителями. Дети, в основном, справились с поставленными задачами. Родители увидели успехи своих детей, для всех это представление стало настоящим праздником.

На репетиции.

Мы - лягушки-поскакушки!

                                               

Артисты после дебюта.

Лисички-сестрички.

                 

Использованная литература.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.Книга для воспитателей.М.:Просвещение,1991
  2. Витковская А.М. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой.//Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии/Сб.науч.ст.- СПб.,1997
  3. Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации//Дефектология.-М.,1998 №6
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.М.:Школьная пресса, 2000
  6. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г.Программа «Театр- творчество- дети» М.,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

Ценность проектной деятельности для детей с нарушением зрения.

Ценность проектной деятельности для детей  с нарушением зрения....

Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Агафьи»

В занятии использованны проблемно-игровые технологии, где активность ребенка достигается через мотив. Отдается предпочтение заданиям, где дети с нарушением зрения, могут не только созерцать объект, но...

Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному,           Программное содержание:Образовательны...