На танцплощадке...
консультация на тему

Михайлова Анетта Валерьевна

Консультация для всех участников педагогического процесса об истории развития танца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antichnost_titul.docx151.93 КБ
Файл antichnost.docx470.51 КБ
Файл pervobytnaya_epoha_titul.docx80.08 КБ
Файл pervobytnaya_epoha.docx474.27 КБ

Предварительный просмотр:

«НА

        ТАНЦПЛОЩАДКЕ…»

    (интереснейшая история развития танца)

C:\Users\user\Pictures\этруски.jpg

                                                                                                                     ЭТРУССКИЙ  МАСТЕР  «ДВА ТАНЦОРА»



Предварительный просмотр:

"Одному даёт Бог дар к воинственным делам,
другому - танцы и очаровательное пение"

Гомер

Танцы несомненно являлись отражением духовного развития человека. Особенно ярко это выразилось в античные времена. На примере конкретных танцев мы можем проследить развитие определенных сфер жизнедеятельности человека, формирование его духовного мира. В античные времена (как и в первобытном обществе) танцы имели глубокое ритуальное значение. Но существует и отличие античных танцев от первобытных. Если в первобытном обществе участие в ритуальных танцах было стихийно всеобщим, то в античном мире возникает разделение на участников и зрителей, свободных в своем желании - танцевать или не танцевать, смотреть или не смотреть. Именно это имело значение для всего последующего развития танца.

В Древней Греции танцевали все: от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число образовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди. Все танцы античности исполнялись для зрителей, а не для удовольствия и собственного развлечения. Предполагается, что общее количество древнегреческих танцев составляет более двухсот.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpg

Культовые танцы представляли собой очень размеренный танец в медленных ритмах, типа хороводов и фарандол. Танец покрывал и танец кариатид более оживленные. Кариатиды и есть те самые танцовщицы, которые впервые применили в своих плясках технику танцевания на "пуантах". Действительно, пуанты в античности применялись, но они не были похожи на современные. Античные пуанты - это стойка на концах пальцев, но босиком, без какой - либо специальной обуви. Так танцевали и мужчины.

        Воинственный танец «пирр» или «пиррихий» зародился в Спарте. Ему начинали обучаться с пяти лет. По сути, пиррихий - это виртуозный танец с мечами и щитами. Он входил в число излюбленных пиршественных развлечений, особенно когда исполнялся танцовщицами. Одеждой для таких танцев служили обтяжные трусы, юбочки или длинные шаровары (для женщин). Верхняя часть тела у представителей обоих полов чаще всего оставалась обнаженной.C:\Users\user\Pictures\4.jpg

        Театральные представления также сопровождались танцами. Танцами как зрелищными развлечениями заведовали мимы (скоморохи, клоуны, акробаты, жонглеры). Ни один пир богатых и почтенных граждан не обходился без них. Виртуозный танец мима сопровождался характерными чертами: выворотностью ног, пляской на руках в самых различный позах, отгибанием кистей рук под прямым углом вверх.
У греков существовала также целая система, сложная техника игры руками в танцах -
хирономия. Руки всегда говорили на условном языке, ключ к которому, к сожалению, сегодня потерян.
        В то время, как Греция праздновала каждое торжество самыми разнообразными плясками, у древних римлян в ходу были только воинственные и дикие танцы. Древние римляне по всем признакам отличались более рациональным складом ума. Это может подтвердить то обстоятельство, что каких бы то ни было подробных свидетельств о древнеримских танцах почти совсем не осталось.
         В Этрурии, более цивилизованной, уже задолго до основания Рима процветали все искусства, - там были прекрасные мимические актеры и существовали самые разнообразные пляски. Из этой страны прибыли в Рим танцовщики, аккомпанирующие своим причудливым танцам на флейтах. Во время своих представлений они декларировали целые поэмы, и вся римская молодежь стала подражать им. Римляне очень полюбили пантомиму и культура красивого жеста (древнеримская мимика) используется почти в неизменном виде и по сию пору.C:\Users\user\Pictures\9.jpg

Дошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев. Танец господствовал в Египте как выражение радости, являлся синонимом к слову "ликование". Детерминантом всех танцев является фигура человека с приподнятой рукой и ногой. Танцевальными ритуалами было окружено большинство священных древнеегипетских культов и можно сделать вывод о том, что в Египте существовали особые заведения, где готовили танцовщиц.C:\Users\user\Pictures\egipetskie_tanciy.jpg

C:\Users\user\Pictures\египет.jpg

 В подтверждение этому мы встретили несколько указаний на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускающая жриц - танцовщиц. Наряду с танцами, состоящими из гармонических ритмичных движений, в Древнем Египте были очень распространены пляски, являющиеся непосредственными упражнениями в ловкости, гибкости, и порой совершенно переходящие в чисто гимнастические упражнения. Что касается костюма, мы нашли лишь сведения о том, что танцовщики носили короткий передник, иногда вокруг талии шел пояс, который завязывали петлей. Женщины же танцевали или обнаженными, или в длинных и прозрачных платьях. Но в ритуальных танцах танцовщицы должны были быть в одеянии (так выражали почтение священному животному или божеству). Руки и ноги танцовщиц всегда украшались браслетами, грудь - ожерельем, голова - лентой или цветком лотоса. C:\Users\user\Pictures\е.jpg

Мы также располагаем сведениями о том, что танцевали в Древнем Египте под аккомпанемент музыкальных инструментов (арфы, лиры, лютни и двойной флейты), пения и хлопков в ладоши.

В Новом Царстве господствовал танец, который до сих пор весьма распространен на востоке - танец альмей, который танцевали в длинных прозрачных платьях с бахромой под звуки тамбурина или кастаньет.

        



Предварительный просмотр:

«НА

        ТАНЦПЛОЩАДКЕ…»

    (интереснейшая история развития танца)

C:\Users\user\Pictures\танец.jpg

                                                                                                                            АНРИ  МАТИСС  «ТАНЕЦ»



Предварительный просмотр:

Танец… Особый вид искусства, который не изобретен человеком,  а рожден вместе с природой, вместе с миром. Нет однозначного определения значения танца. Для одних это просто спорт, для других магия, а для третьих изображение глубоких человеческих чувств. Как и у любых событий в истории, у танца есть свои этапы развития.

Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. Считалось, что люди в древности танцевали оттого, что боги дергали людей за веревочки, привязанные к их рукам и ногам. В действительности же танец произошел из - за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой - либо жизненно важной информации. C:\Users\user\Pictures\2.jpg

Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нёс новые трудности, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние этого животного, понять его "суть", что значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а, следовательно, являлось необходимостью для выживания! C:\Users\user\Pictures\4.jpg

Перевоплощение в животного во время танца, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали до упаду. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу. У каждого было от десяти до тридцати видов мужских охотничьих танцев, каждый с особенным названием, особыми песнями, музыкальными инструментами, па, фигурами и костюмами участников. Каждое движение имело свой сакральный смысл. В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.
C:\Users\user\Pictures\1.jpg

        С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. Достаточно широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения. Образ растения создавался пластикой и рисунком танца. В числе основных движений женского танца был косолапый шаг с плотно сомкнутыми коленями и пружинящими движениями ног, во время которых колени то сдвигались, то раздвигались широко в стороны. Движениям рук не придавалось особого значения. В качестве ритуальных поз фиксировались только положения рук на груди, под грудью или на животе. 

Вера в магию женских обрядов была столь велика, что им придавалось особое значение даже в военных походах. Военные танцы женщины исполняли либо с оружием в руках, время от времени бросая его вперед (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвоста буйвола или лошади, - женщины широко размахивали этими предметами в течении всего танца (чтобы мужья "смели" своих врагов с лица земли). Военные танцы во все времена были наиболее значимыми обрядовыми действиями племени. Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода.
        Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война - смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения. Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков.
C:\Users\user\Pictures\5.jpgC:\Users\user\Pictures\10.jpg

Первые «музыкальные» сопровождения танцев были исключительно ритмическими, немного позже добавилось пение, имитировавшее звуки природы. Ритм танца поддерживали при помощи первобытных ударных инструментов. Это могли быть полые, выгоревшие в результате лесного пожара стволы деревьев, натянутые на раму выделанные шкуры животных, а зачастую применялись просто хлопки ладоней.  C:\Users\user\Pictures\9.jpg

Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, а в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг - не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи. Для первобытного человека действительность и вымысел были равнозначны. И не случайно обрядовые действия могли длиться несколько недель - значит, это было жизненно необходимо!C:\Users\user\Pictures\3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцплощадка

quot;Дружат дети всей Земли"...