Главные вкладки

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ для детей средней группы (4-5 лет).
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_2018-2019_nov_2.docx108.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 281
    дошкольное отделение № 2

    ул. Верхоянская, дом 14

                                                                               «Утверждаю»

    Директор ГБОУ Школа № 281

                                   ___________  Катанский А.А.

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/

    для детей средней группы (4-5 лет)

            Воспитатели:

    Ляменкова Е.М.

    Шкилькова Н.В.

    Москва

     2018


    Список детей группы №II-2

    № п\п

    Фамилия, имя ребенка

    Дата рождения

    1

    Болсун Михаил Игоревич

    27.02.2015

    2

    Булгаков Дмитрий Максимович

    09.01.2015

    3

    Величкович Данило Иванович

    28.12.2014

    4

    Вербицкий Дмитрий Михайлович

    07.06.2014

    5

    Вохрамеев Виктор Вячеславович

    09.05.2014

    6

    Глебов Артем Александрович

    20.09.2014

    7

    Грибов Илья Дмитриевич

    15.09.2014

    8

    Дрига Валерия Денисовна

    23.04.2014

    9

    Баженов Тимофей Евгеньевич

    14.10.2014

    10

    Желнина София Александровна

    30.04.2014

    11

    Жидков Александр Владимирович

    26.07.2014

    12

    Иванова Валерия Ильинична

    17.08.2014

    13

    Ковшова Кристина Вячеславовна

    17.08.2015

    14

    Коршунов Максим Александрович

    12.09.2014

    15

    Куткина Мария Дмитриевна

    15.08.2014

    16

    Мазий Александра Антоновна

    25.05.2014

    17

    Марченков Александр Кириллович

    07.08.2014

    18

    Медведев Михаил Антонович

    19.06.2014

    19

    Муравьев Матвей Сергеевич

    03.06.2014

    20

    Попов Максим Дмитриевич

    22.08.2014

    21

    Савин Николай Максимович

    30.01.2015

    22

    Сергейчева-Сахарова Анна Кирилловна

    25.06.2014

    23

    Супилин Игорь Михайлович

    04.02.2015

    24

    Щетинин Денис Станиславович

    07.01.2015

    25

    Чурин Глеб Артурович

    29.04.2015


    Содержание Программы

    I. Целевой раздел Программы………………………………………………………………..5

    1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..5

    Цели и задачи обязательной части Программы……………………….....5

    Принципы и подходы…………………..…………………………………..6

    Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики…………………………………………………………..…7

    1.2.Планируемые результаты освоения Программы………………..9

    2.Содержательный раздел Программы………..………………….…10

    2.1.Содержание образования по образовательным областям……...10

    Учебный план………………………………………………………….…..14

    Расписание ООД…………………………...……………………………....17

    Календарно-тематическое планирование………………………………..18

    2.2.Формы, способы, методы и

    реализации Программы…………………………………………….…...23

    3.Организационный раздел Программы………………………..…..23

    3.1.Организация режима пребывания детей………………………....23

    3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса……………24

    Использование современных образовательных технологий

    в воспитательно-образовательном процесс………….…………….….…27

    3.3.Система физкультурно-оздоровительной работы…………………...29

    Двигательный режим………….......……………………………………....30

    Развивающая предметно-пространственная среда группы…………..…31

    Перечень методических пособий……………………………………………………………………..34

    Приложения

    Приложение 1 «Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям»


    1.Целевой раздел

    1.1.Пояснительная записка

    Рабочая программа по развитию детейсредней группы (Далее - Программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программой ГБОУ Школа № 281, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).

    Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной и воспитательной деятельности в средней группе ГБОУ Школа № 281 и   имеет своей целью создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечения безопасности жизнедеятельности младшего дошкольника с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая социальную адаптацию ребенка.

    Программа характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 4 –х до 5 лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей.

        Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:

    • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

    • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

    • уважительное отношение к результатам детского творчества;

    • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

    Учебно-образовательный процесс строится на основе сочетания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевойи педагогических технологий.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 4 до 5 лет. Срок реализации Программы – 1 год.

    Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

      - федеральными документами:

    - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.

    Программа сформирована с учетом следующих принципов.

    1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
    2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
    3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
    4. Принцип междисциплинарного подхода;
    5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
    6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей;
    7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

    Среди подходов к формированию Программы можно выделить нижеперечисленные.

    Личностно-ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

    Деятельностный, связанный, с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.); формами и методами воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность.

    Аксиологический (ценностный), предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. д.

    Компетентностный, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

    Диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект - субъектных отношений.

    Системный в качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

    Средовой, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

    Значимые для разработки и реализации рабочей программы

    характеристики

    Возрастные особенности детей

    средняя группа (4-5 лет)

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, атакже планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения длярешения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

    Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будеттаким же — больше белых.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

    Всреднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

    1.2. Планируемые результаты освоения программы

    Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
    • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.(От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.)

    Система оценки результатов освоения программы

    В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

    Педагогическая диагностика

    Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

    Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

    • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

    • игровой деятельности;

    • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

    • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

    • художественной деятельности;

    • физического развития.

    Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

    1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

    построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2) оптимизации работы с группой детей.

    В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

    2.Содержательный раздел Программы

    2.1.Содержание образования по образовательным областям

    Содержание работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

    ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155)

    Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 117.

    Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеообразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 120.

    Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 124 -125.

    Формирование основ безопасности

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 130.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»

    ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г , № 1155)

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 135.

    Приобщение к социокультурным ценностям

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 140.

    Формирование элементарных математических представлений

         Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 143.

    Ознакомление с миром природы

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 151.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»

    ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г , № 1155)

    Развитие речи

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 160.

    Приобщение к художественной литературе

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 166.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).»

    ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г., № 1155)

    Приобщение к искусству

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 170.

    Изобразительная деятельность

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 175.

    Конструктивно-модельная деятельность

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 187.

    Музыкальная деятельность

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 191.

    Образовательная область «Физическое развитие»

    «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

    ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155)

    Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 197.

    Физическая культура

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 199.

    Развитие игровой деятельности

    Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 204.

    Учебный план

    Образовательный процесс в учреждении планируется и осуществляется в соответствии с Учебным планом, который является нормативным актом ДОУ, устанавливающим перечень образовательных областей, основных видов организованной образовательной деятельности и объём времени, отводимого на их проведение с детьми. В учебном плане определено распределение количества ООД. В структуре плана выделяется обязательная и часть, формируемая участниками ОО.

    Базовая часть частично реализуется через игровые и развивающие занятия, в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности по всем возрастным группам, разработанным в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 – 13 к объёму недельной нагрузки организованной образовательной деятельности для дошкольников.

    В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

    В соответствии с СанПиН в конце декабря (во время проведения новогодних утренников, 27 декабря – 29 декабря) для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится организованная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период организованная образовательная деятельность проводится только по физической культуре в старшем дошкольном возрасте. В летний период увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, организованная деятельность в режиме дня и др.

    В соответствии с примерной основной программой дошкольного образования организованная образовательная деятельность в группах проводится с 1 сентября по 31 мая.

    Планирование образовательной деятельности при работе в средней группе

    Организованная образовательная деятельность

    Базовый вид деятельности

    Периодичность

    Средняя группа

    Физическая культура в помещении  

    2 раза в неделю

    Физическая культура на прогулке  

     1 раз в неделю

    Познавательное развитие  

      2 раза в неделю  

    Развитие речи  

      1 раз в неделю  

    Рисование  

     1 раз в неделю  

    Лепка  

    1 раз в 2 недели  

    Аппликация

     1 раз в 2 недели  

    Музыка  

      2 раза в неделю

    ИТОГО  

      10 занятий в неделю  

    Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

    Утренняя гимнастика  

    ежедневно

    Комплексы закаливающих процедур  

    ежедневно

    Базовый вид деятельности

    Периодичность

    Средняя группа

    Гигиенические процедуры  

    ежедневно

    Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

     ежедневно

    Чтение художественной литературы  

    ежедневно

    Дежурства  

    ежедневно

    Прогулки  

    ежедневно

    Самостоятельная деятельность детей

    Игра  

    ежедневно

    Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития  

    ежедневно


    КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    в средней группе (4-5 лет) общеразвивающей направленности

    на 2018 – 2019 учебный год

    Тема

    Развернутое содержание работы

    Временной период

    Варианты итоговых мероприятий

    До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

    Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (вое питатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).

    1 сентября — 14 сентября

    (2 нед)

    Развлечение для детей «Любимый детский сад»

    Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах; демонстрируют свои способности

    Осень

    Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления,

    17 –сентября

    12 октября

    (4 нед)

    Праздник «Осень».

    смотр-конкурс «Осенние дары для поделок и игры»

    Я в мире

    Человек

    Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

    Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственницам.

    15октября -2 ноября

    (3 нед)

    Семейный досуг«Вечер дружной семьи»

    Мой город, моя страна

    Знакомить с родным городом Москва.  Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию,

    5– 23ноября

    (3 нед)

    Новогодний праздник

    Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

    26 ноября — 31 декабря

    (6 нед)

    Праздник "Новый год», Выставка

    детского творчества.

    Зима

    Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

    10-28 января

    (3 нед)

    Праздник

    «Зима».

    Выставка

    детского творчества.

    День

    защитника Отечества

    Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, воспитывать любовь к Родине.

    Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

    31 января -15февраля

    (3 нед)

    Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.              

    .

    8 марта

    Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям,

    18февраля –

    7 марта

    (2 нед)

    Праздник "8 Марта", Выставка

    детского творчества.

    Знакомство народной культурой и традициями

    Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др).3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

    11-29 марта

    (3 нед)

    Фольклорный праздник «За околицей».

    Весна

    Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе.

    Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.

    Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

    1-26 апреля

    (4 нед)

    Музыкальный досуг

    «Весна пришла – открывай ворота».

    День Победы

    Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, воспитывать уважение к ветеранам войны.

    29 апреля -8 мая

    (1 нед)

    Тематическая встреча  «День Победы»  

    Лето

    Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу.

    12- 31 мая

    (3 нед)

    Праздник «День защиты детей»

    В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

    3 июня — 28 июня


    2.2 Формы, способы, методы и средства реализации Программы

    Формы.

    Познавательное развитие

    • Рассматривание
    • Наблюдение
    • Игра-экспериментирование.
    • Исследовательская

         деятельность

    • Развивающая игра
    • Ситуативный разговор
    • Рассказ
    • Интегративная деятельность
    • Беседа

    Методы.

    Познавательное развитие

    • устное изложение;
    • беседа;
    • показ видеоматериалов, иллюстраций;
    • показ, исполнение педагогом;
    • наблюдение;
    • работа по показу;
    • игровые задания, упражнения;
    • закрепление, повторение

    3.Организационный раздел Программы

    3.1.Организация режима пребывания детей

    Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

    -построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

    -решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    Режим пребывания детей в средней группе разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

    - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91г «Об утверждении - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13). Приказ от 17 октября 2013 года №1155 на основе ФГОС дошкольного образования «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта к структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

    - «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

    Организация режима дня

    Одно из ведущих мест в средней группе принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.   Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, НОД, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок. Режим дня предусматривает:

    - четкую ориентацию на возрастные, физические и психологические возможности детей;

    - опору на индивидуальные особенности детей, что проявляется в подвижном определении времени сна и прогулки, строгом соблюдении интервалов между приемами пищи;

    - наличие целесообразного соотношения организованной взрослыми и самостоятельной детской деятельности, двигательной и интеллектуальной активности детей, соблюдение объема учебной нагрузки.

    Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и способствует их гармоничному развитию.

    Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом воспитанников домой.

    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе составляет 40 минут.

    Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для воспитанников 5-го года жизни - не более 20 минут.

    В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.

    Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

    Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

    Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности воспитанников (вторник, среда).

    Для профилактики утомления воспитанников рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.

    Домашние задания воспитанникам не задают.

    В середине года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится. Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок. Время проведения каникул определяется в годовом календарном учебном графике.

    При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

    1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

    2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

    3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

    4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

    5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

    6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

    Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в группе, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность. Для группы определен свой режим дня на холодный и тёплый периоды.

    Режим дня

    в теплый период

    Вид деятельности

    Время

    Утренний прием, осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика, чтение книг и обсуждение

    7-00 - 8-20

    "Приятного аппетита!" Подготовка к завтраку, завтрак

    8-20 - 8-45

    Игра, свободное общение детей

    8-45 - 9-10

    "Я познаю мир". Образовательная деятельность, физкультминутки

    9-10 - 10-00

    Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

    10-00 - 10-10

    Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам), возвращение с прогулки

    10-10 - 12-15

    "Приятного аппетита!" Подготовка к обеду, обед. Сервировка стола

    12-15 - 12-45

    "Тихо, тихо, сон идет…"

    12-45 - 15-00

    Постепенный подъем, гимнастика после сна

    15-00 - 15-20

    "Приятного аппетита!" Подготовка к полднику, полдник

    15-20 - 15-45

    Игровая деятельность, общение, чтение художественной литературы. Выбор самостоятельной деятельности в центрах развития, организованная деятельность

    15-45 - 16-30

    Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

    16-30 - 18-25

    "Приятного аппетита!" Подготовка к ужину, ужин

    18-25 - 18-40

    "До свидания!" Общение с родителями. Уход домой

    18-40 - 19-00

    Режим дня

    в холодный период

    Вид деятельности

    Время

    Утренний прием, осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика, чтение книг и обсуждение

    7-00 - 8-20

    "Приятного аппетита!" Подготовка к завтраку, завтрак

    8-20 - 8-45

    Игра, свободное общение детей

    8-45 - 9-10

    "Я познаю мир". Образовательная деятельность, физкультминутки

    9-10 - 10-00

    Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

    10-00 - 10-10

    Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам), возвращение с прогулки

    10-10 - 12-00

    Чтение художественной литературы, игры

    12-00 - 12-15

    "Приятного аппетита!" Подготовка к обеду, обед. Сервировка стола

    12-15 - 12-45

    "Тихо, тихо, сон идет…"

    12-45 - 15-00

    Постепенный подъем, гимнастика после сна

    15-00 - 15-20

    "Приятного аппетита!" Подготовка к полднику, полдник

    15-20 - 15-45

    Игровая деятельность, общение, чтение художественной литературы. Выбор самостоятельной деятельности в центрах развития, организованная деятельность

    15-45 - 16-30

    Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

    16-30 - 17-50

    Самостоятельная деятельность в центрах развития

    17-50 - 18-25

    "Приятного аппетита!" Подготовка к ужину, ужин

    18-25 - 18-40

    "До свидания!" Общение с родителями. Уход домой

    18-40 - 19-00

    3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса

    Модель организации воспитательно-образовательного процесса на день

    Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

    • совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    • самостоятельную деятельность детей;
    • взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ

    Совместная деятельность

     взрослого и детей

    Самостоятельная деятельность

    детей

    Взаимодействие

    с семьями

    • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, простые эстафеты.
    • Игровая: игры с элементами сюжета, игры с правилами.
    • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
    • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок.
    • Трудовая: совместные действия, поручение, задание, реализация проекта.
    • Познавательно-исследовательская: наблюдение, коллекционирование, реализация проекта, игры с правилами.
    • Музыкально - художественная: слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
    • Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

    Диагностирование

    Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

    Совместное творчество детей и взрослых.

    Инновационные формы с родителями: вебинары, онлайн-консультации, мастер-классы, круглые столы.

    Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

    Младший дошкольный возраст

    Образовательная область

    Первая половина дня

    Вторая половина дня

    Социально –

    коммуникативное  развитие

    • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
    • Оценка эмоционального настроения группы
    • Формирование навыков культуры еды
    • Этика быта, трудовые поручения
    • Формирование навыков культуры общения
    • Театрализованные игры
    • Сюжетно-ролевые игры
    • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе
    • Эстетика быта
    • Тематические досуги в игровой форме
    • Работа в книжном уголке
    • Игры с правилами, сенсорные игровые задания

    Познавательное развитие

    • ООД по познавательному развитию
    • Дидактические игры
    • Наблюдения
    • Беседы
    • Экскурсии по участку
    • Простые опыты
    • Развивающие игры

    Досуги развивающего характера

    • Индивидуальная работа

    Речевое развитие

    • ООД по развитию речи
    • Чтение
    • Беседа
    • Театрализованные игры
    • Развивающие игры
    • Дидактические игры
    •  Словесные игры
    • чтение

    Художественно-эстетическое развитие

    • Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
    • Эстетика быта
    • Рассматривание произведений искусства, слушание муз. произведений
    • Музыкально-художественные досуги
    • Индивидуальная работа

    Физическое развитие

    • Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
    • Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
    • Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
    • Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
    • Физкультминутки
    • ООД по физическому развитию
    • Прогулка в двигательной активности
    • Гимнастика после сна
    • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
    • Физкультурные досуги, игры и развлечения
    • Самостоятельная двигательная деятельность
    • Ритмическая гимнастика
    • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

    Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

    Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.

    В функции педагога включены задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

    Главная идея в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

    Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Учитывая это, педагогами средней группы выбраны современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели становления личности:

    • здоровьесберегающие технологии;
    • технологии проектной деятельности;
    • игровая технология.

    1.Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие технологии - наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

    • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру   воспитательно - образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
    • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
    • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.

    Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

    Применение в работездоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

    2. Технология проектной деятельности

    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).  Характер метода проекта на данном возрастном этапе подражательско -   исполнительский. В этом возрасте дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: «Что знаю?», «Что хочу узнать?»,«Как узнать?». Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.    Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

    3.Игровая технология

    Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ.

    Именно игра позволяет скорректировать, возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна. Для детей младшего возраста создается игровое оснащение (ширмы, строительное оборудование, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры), дающее опыт разнообразного использования объекта, педагоги на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

    С помощью игровой технологии реализуются следующие функции образовательного процесса:

    1. эмоционально - развивающая функция;

    2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

    3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

    4. компенсаторная функция - дает ребенку то, чего ему не хватает;

    5. коммуникативная функция - является великолепным средством для

    общения;

    6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и

    реализации возможностей;

    7.социокультурная функция - в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения.

    Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников и новые возможности для всестороннего гармоничного развития ребенка.

    Система физкультурно-оздоровительной работы

    Цель физического развития: укрепление физического и психического здоровья, формирование основ здорового образа жизни, двигательной и гигиенической культуры, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

    Задачи физического развития.

    Оздоровительные:

    - охрана жизни и укрепление здоровья

    - обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма

    - всестороннее физическое совершенствование функций организма

    - повышение работоспособности и закаливание

    Образовательные:

    - формирование двигательных умений и навыков

    - развитие физических качеств

    - овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

    Средства физического развития

    Физические упражнения

    Природно-экологические факторы

    Методы физического развития.

    Наглядные:

    - наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)

    - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни)

    - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

    Словесные:

    - объяснения, пояснения, указания

    - подача команд, распоряжений, сигналов

    - вопросы к детям

    - образный сюжетный рассказ, беседа

    - словесная инструкция

    Режим закаливания и оздоровления

    Утренний прием детей на воздухе                                      

    Ежедневно , с соблюдением погодных ограничений Сан Пин

    Утренняя гимнастика

    Ежедневно,8 -10  мин

    Гимнастика после сна                                                          

    Ежедневно,5 мин

    Контрастное воздушное закаливание

    Ежедневно, при отсутствии медицинских противопоказаний

    Босохождение по массажным коврикам

    Ежедневно, после дневного сна

    Дыхательная гимнастика                                          

    2 раза в неделю , 2-3 мин

    Умывание прохладной водой                                              

    Ежедневно, после прогулки. В летний период – и после сна.

    Прогулка 2 раза в день                                                          

    Ежедневно, не менее 4 -4,5 часов в день

    Сон  в облегченной одежде ( летом – без маек)

    Ежедневно. В холодный период допустимо кратковременное использование пижам.

    Организация  рационального питания  

    Ежедневно, согласно технологическим  картам  10 –дневного меню.

    Соблюдение воздушного и светового режима. Проветривание помещений                                                  

    Ежедневно.

    Сведения о наполняемости развивающих центров в средней группе

    1.Экологический центр со сменными сезонными материалами, стенды «Уголок природы и погоды», календарь, познавательная литература о природе, дидактические игры; различные комнатные растения; природный материал (шишки, листья, семена, песок в закрытых контейнерах), оборудование для труда в природном уголке.

    2.Центр художественного творчества: оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности: карандаши, краски, трафареты, шаблоны, мелки, цветная бумага, альбомы для рисования и изготовления поделок, оборудование для аппликации, альбомы с образцами художественных росписей, поделок и др.; материал для ручного труда; дидактические игры;
    3.Центр сенсорного развития:  шнуровки, пирамидки, застежки, вкладыши, мозаики различного вида и размера, логические кубики, дидактические игры на восприятие, классификацию, сенсорные эталоны (цвета, формы, величины); игры и игрушки на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, дидактические столы. 

    4. Центр конструирования: Конструкторы деревянные настольные и напольные для конструирования, другие конструкторы различных видов и размеров (пластмассовые, деревянные, металлические), мелкие игрушки, машинки и др. материал для обыгрывания построек, схемы для самостоятельного конструирования. 
    5.Двигательный центр: оборудование для организации самостоятельной двигательной активности детей, развития меткости, ловкости, координации движений и других физических качеств; оснащен традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием; оборудование для оздоровительных и закаливающих мероприятий; имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке.

    6.Центр музыкально - театральный: различные виды театров; оборудование для разыгрывания сценок и спектаклей, организации игр-драматизаций; музыкальные инструменты.

    7. Центр детской книги: книги детских писателей различных форматов, портреты детских писателей и поэтов, иллюстративный материал,аудиокниги.

    8.Центр сюжетно-ролевых игр атрибутика сюжетно-ролевых игр«Больница», «Магазин», «Семья», «Шоферы», игрушки и игровые наборы, соответствующие тематике игр, предметы детской спецодежды.

    2.4. Содержание предметно-развивающей среды

    всредней группе

    В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.

    Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

    Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.

    Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

    Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста. Это:

    • познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
    • коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
    • оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
    • творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

    В групповом помещении второй младшей группы, реализующей примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», была оборудована предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие центры:

    -  по правилам дорожного движения

    • разноцветные рули, флажки трех цветов, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, машины и дорожные знаки на ленточках, нагрудные дорожные знаки;

    •    макет улицы, дорожные знаки маленькие, машины и дома, изготовленные из бросового материала.

    -в центре природы имеются комнатные растения: хлорофитум, герань, узумбарская фиалка, сансивьера, колеус.

    • подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала, сосредоточен инвентарь для наблюдений и труда в природе.

    Для ухода за растениями имеются лейки, распылитель для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления земли в горшках, мягкие ватные диски для очистки от пыли листьев растений.

    В центре музыкальной и театральной деятельности есть маленькая ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок;

    • куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (кукольный, настольный);

    •  музыкальные инструмент (барабан, бубен, дудочки, металлофон)

    Для сохранения и укрепления здоровья детей создан физкультурный центр. В нем имеются мячи большие и маленькие, мячи массажные, мяч-попрыгунчик, кегли (набор), мешочки с грузом, шнуры для гимнастики, коврики и массажная дорожкаобручи, гимнастические палки, резиновые колечки, ленты разных цветов на кольцах, скакалки, флажки разных цветов.

    В центре по развитию речи подобраны игрушки и предметные картинки для уточнения звукоподражания;

    • игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (мыльные пузыри и надувные игрушки)

    • комплекты предметных картинок для уточнения произношения звуков

    • игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»;

    • наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики;

    • детские книги по программе и любимые книги детей;

    • книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм;

    • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе, магнитофон;

    • книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.

    В центре для художественного творчества дети могут пользоваться восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками, фломастерами, цветными карандашами, пластилином.

    • также есть кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, трафареты по темам, цветная и белая бумага, картон, для рисования и коллективных работ.

    Центр для сюжетно-ролевых игр

    В группе имеется все необходимое оборудование для таких сюжетно-ролевых игр как, «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Транспорт», «Детский сад», «Шоферы», «Почта».

    Уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. Например, «Маленький пешеход», «Приучите вашего ребенка мыть руки», «Мама, папа, поиграйте», «Что бывает осенью», «Что бывает зимой», анкетирование на тему «Пожарная безопасность».

    На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.

    Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки) «Юный художник» (обновляется раз в неделю)

    Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Ребенок имеет возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранном им мини коллективе.

    В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

    Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

    Территория участка группы - это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года. Здесь продолжается их активная деятельность. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, оздоровляло физически, оборудование и оформление участка отвечает художественно-педагогическим требованиям.

    Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.

    Перечень методических пособий

    Образовательная область

    Программы

    Технологии, методические пособия

    Физическое развитие

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

    дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

    Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (4-5 лет), М.,2012 г

    Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2012 г

    Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

    Социально-коммуникативное развитие

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

    дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

     Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б. Безопасность. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

    Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2011-2012.

    Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

     «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие». - М.: Айрис-пресс, 2009.

    Плакаты большого формата:

    «Берегись пожара»

    «Правила поведения дома и на улице»

    «Правила поведения на природе»

    «Правила дорожного движения для малышей» — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

    Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2014 г.

    Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

    Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей

    группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г,

    Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика- Синтез,2014 г.

    Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: Мозаика- Синтез, 2014.

    Познавательное развитие

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

    дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

    Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика- Синтез, 2014.

    Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. —М.: Мозаика- Синтез, 2014г

    Рабочие тетради

    Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез,2013.

    Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.; Мозаика-Синтез, 2014

    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2014 г

    Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

    Серия «Мир в картинках» (мир природы)

    Речевое развитие

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

    дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

    Серия «Рассказы по картинкам»

    Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

    Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет: Наглядно- дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

    Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-7 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. -М., 2014.

    Художественно-эстетическое развитие

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

    дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

    Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез,2014 г.

    Серия «Мир в картинках» (Хохлома, Гжель, Каргополь, Городец, Дымка и пр).- М.: Мозаика-Синтез, 2005

    Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,2014.

    Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2014.

    Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика- Синтез, 2014.

    Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. -М.: Мозаика- Синтез, 2014г.

    Куцакова Л. В., Конструирование и художественный труд в детском саду. – ООО «ТЦ Сфера», 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

        Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

    Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

    Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

    Годовое комплексно-тематическое планирование в средней группе по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

    Годовое комплексно-тематическое планирование в средней группе по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, ...

    рабочая программа, с учетом ФГОС ДО на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    рабочая программа, с учетом ФГОС ДО на основе   примерной основной общеобразовательной программы   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Ве...

    Рабочая программа, с учетом ФГОС ДО на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

    Рабочая программа, с учетом ФГОС ДО на основе   примерной основной общеобразовательной программы   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Ве...