ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА
картотека (средняя группа) на тему

Коган Наталья Сергеевна

игры,развивающие нравственные качества ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_raz.nrav_.kach_.reb-1.docx129.45 КБ

Предварительный просмотр:

Собирайся скорей

Цель: прививать детям самостоятельность, аккуратность, проявление инициативы, учить заботливому и внимательному отношению к близким.

Оборудование: 3 плоские картонные коробки с откидывающимися крышками. Карточки с изображением мужской, женской и детской одежды, обуви и головных уборов.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель показывает детям коробки-чемоданы и предлагает собрать вещи членов своей семьи для поездки на курорт. В первом варианте игры семья едет в южном направлении, во втором выбирается северное направление. Дети из стопки предложенных карточек выбирают нужные предметы, аргументируя свой выбор. Игру можно разнообразить, используя образ героя-неумейки, например Незнайки.

Вот идет Рассеянный по улице Бассейной

Цель: развивать чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну.

Оборудование: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.

У нас порядок

Цель: научить детей быстро и аккуратно складывать вещи по своим местам, приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам, научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей.

Оборудование:

1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.

2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода).

3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в игре могут принимать участие взрослый и ребенок, взрослый и команда детей, две команды, три команды. В ходе игры необходимо заметить как можно больше вещей, лежащих не на своих местах, и как можно быстрее убрать их. За каждую убранную вещь дается 1 очко, дополнительные очки начисляются за бережливость.

Команды складывают вещи по очереди, давая объяснение своим действиям. Например, участник одной команды говорит: «Я кладу книгу на полку в книжный шкаф» (он зарабатывает для своей команды очко). Участник второй команды говорит: «А я вешаю полотенце около умывальника». Дети из третьей команды дружными усилиями подвинули лавочку к окну, так как она стояла посередине группы и всем мешала выполнять задания. Они получают сразу 1 очка: за доброе дело и за проявленную заботу. Игра продолжается до полной победы над беспорядком.

Примечание: игрой можно воспользоваться перед тихим часом для наведения порядка.

Лесная тропинка

Цель: развитие активности детей, преодоление нерешительности, скованности, развитие способности быстро принимать решение, умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Возраст: от 4-х лет.

Ход игры: игра начинается с движения детей по кругу друг за другом. По команде воспитателя: «Ямка!» каждый участник игры находит себе пару и, взявшись за руки, показывает ширину и глубину ямки. По сигналу воспитателя: «Кочка!» дети собираются в тройки, присаживаются на корточки, соединив руки всех участников над головами. По сигналу: «Горка!» один из трех ребят встает во весь рост, а остальные, присев, образуют склоны горки. Игра может происходить в медленном и быстром темпе, а также с музыкальным сопровождением.

Летучие мыши

Цель: преодоление нерешительности, страха перед неизвестным, развитие выдержки, ловкости, преодоление боязни темноты.

Оборудование: небольшие фонарики (один для каждой пары участников), затемненный игровой зал, кегли, мячи, маленькие стульчики, подушка.

Возраст: от 6 лет.

Ход игры: воспитатель объявляет, что сегодня дети будут играть в необычную игру. Зачитывает стихотворение Г. Граубина «Летучие мыши».

Летучие мыши мне спать не дают:

Все время над крышей снуют и снуют.

Я завтра же кошку летать научу,

И этих противных мышей проучу!

Считалкой выбирается водящий, он будет кошкой. Водящего усаживают в центре зала на подушку, он «засыпает». Летучие мыши зажигают фонарики и, сохраняя абсолютную тишину, стараясь не сбить и не задеть ни один предмет из стоящих на полу, пытаются найти загаданную и спрятанную в зале воспитателем игрушку. Если кто-то из детей зашумит или заденет и уронит какой-либо предмет, Кошка просыпается и ловит нерасторопных Мышат. Дети ищут спрятанный предмет и спасаются от Кошки в паре, не расцепляя рук. Кошка ловит Мышей, дотрагиваясь до плеча рукой.

Дотрагиваться до спящей Кошки нельзя, а проходить мимо и приближаться можно. Пойманные Мыши выбывают из игры, и игра продолжается, пока все Мыши не попадутся Кошке в лапы.

Кто в дупле живет?

Цель: воспитание у детей собранности, концентрации, уверенности в своих силах, ловкости.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: на земле или в зале чертятся круги-дупла на значительном расстоянии друг от друга. Их на один меньше, чем участников игры. Считалкой выбирается водящий. Он переходит от дупла к дуплу со словами:

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле,

Уступи место мне!

Каждая Белка, не желая уступать дупло Водящему, отсылает его к другому дуплу, и, пока Водящий переходит, старается жестами, знаками, мимикой договориться об обмене «жилплощадью». За спиной Водящего Белки все время меняются дуплами. Водящий же должен стремиться занять освободившееся дупло. Если ему это удается, он становится Белкой, а «бездомная» Белка будет играть роль Водящего.

Детки в зоопарке

Цель: пробудить в ребенке альтруизм, желание принести пользу, доставить радость, проявлять гуманное отношение к слабым, беззащитным, опекать, помогать.

Оборудование: игрушки, изображающие животных большого и маленького размеров (мама и детеныш), рисунки хищных и травоядных зверей, обитающих в зоопарке, нарисованные на полу дорожки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает, что в зоопарке на площадке молодняка детеныши разных зверей остались без присмотра. Их нужно отвести к мамам, выбрав самую безопасную дорожку, самый короткий путь, самый медленный темп, соблюдая правила осторожного движения. Кто придет первым, тому достается игрушка.

Медведь в берлоге

Цель: развивать выдержку, настойчивость в достижении поставленной цели.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть. Дети выстраиваются в круг. Одного из детей при помощи считалочки выбирают на роль Медведя. Медведь садится в центре круга на стульчик и делает вид, что спит. Педагог предлагает детям запомнить слова стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег». Дети берутся за руки, ходят по кругу и произносят слова стихотворения:

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

(И. Токмакова)


После того как прозвучат последние слова стихотворения, дети останавливаются, расцепляют руки и замирают в любых позах. Медведь просыпается, он ходит по кругу, следит, не пошевелится ли кто-нибудь из детей. Медведь старается рассмешить детей. Ребенок, который пошевелился, улыбнулся или рассмеялся, попадает к Медведю в берлогу. Медведь не должен дотрагиваться до детей. Через некоторое время, примерно через 2–3 минуты игра считается законченной, дети выбирают нового Медведя и начинают игру заново.

Примечание: По желанию детей попавшие в берлогу к Медведю дети могут выполнить какие-нибудь задания, которые им придумают остальные игроки в наказание за нетерпеливость.

Плыви, кораблик!

Цель: развивать альтруизм, умение радоваться за другого, желание доставлять радость.

Оборудование: полированная гладкая поверхность (например, стол), бумажные кораблики разных цветов.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: ребята разбиваются на пары, каждый участник берет себе кораблик. Цвета корабликов в паре не должны совпадать. Кораблики ставятся на стол. По команде ведущего дети начинают дуть на кораблики, стремясь отправить кораблик своего товарища как можно дальше. Отставший кораблик выбывает из игры.

Примечание: педагог должен следить, чтобы дети не дули на кораблики слишком сильно и долго (не дольше 10 секунд), чтобы не закружилась голова.

День рождения кота Леопольда

Цель: развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого, учиться помогать друг другу, уметь делиться.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры: собираясь на день рождения кота Леопольда, участники игры посещают три магазина: магазин одежды, магазин подарков и кондитерский магазин. В первом дети выбирают самый лучший наряд, но не для себя, а для товарища. Во втором – самый лучший, самый полезный подарок для именинника. А в кондитерской – самый вкусный торт. Только выбрать этот торт нужно всем вместе, договорившись между собой.

Шеф-повар

Цель: развивать у детей умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, находить компромиссное решение, заинтересовывать своей идеей других детей, аргументировать свою точку зрения, уметь отстаивать ее в споре.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: считалкой выбираются шеф-повар и капризные клиенты ресторана. Помощники шеф-повара разбиваются на две команды, они втайне друг от друга готовят первые блюда, горячие блюда, десерт. Для этого они рисуют совместными усилиями цветное меню. Шеф-повар предлагает капризным клиентам на выбор блюда каждой команды. Участники команды активно уговаривают Клиента попробовать принесенное блюдо, расхваливая его питательную ценность и вкус. Побеждает та команда, у которой заказали наибольшее количество блюд.

Блюда команд, предлагаемые Клиенту, не должны совпадать по названию и рецептуре. Нельзя давать негативную оценку блюду соперников.

Пойдем гулять

Цель: развитие артистичности, преодоление скованности, стеснения, учить терпеливости.

Возраст: 4–6 лет.

Ход игры: дети сидят на стульчиках, ожидая приглашения поучаствовать в игре. Ведущий подходит к любому ребенку и говорит: «Пойдем гулять?» Ребенок соглашается: «Пойдем!» Ведущий продолжает диалог: «Вставай!» «Встаю», – отвечает ребенок и поднимается со стульчика. Ведущий: «Одевайся!» Ребенок: «Одеваюсь», при этом он имитирует движения одевающегося человека. Ведущий: «Умойся!» Ребенок отвечает: «Умываюсь!», показывая, как он это делает. Ведущий: «Вот теперь пойдем гулять!» Далее ведущий и выбранный ребенок, держась за руки, подходят к следующему ребенку. Диалог продолжается. Когда все участники игры готовы пойти гулять, все вместе говорят:

Дружно мы гулять идем,

Песню звонкую поем!

Робинзоны

Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, придти на помощь.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

2. Собрать для робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Приключение в космосе

Цель: развитие воображения, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели.

Возраст: 6–7 лет.

Оборудование: обручи, стульчики.

Ход игры: выбираются два ведущих, один – Конструктор, он будет строить ракету, собрав себе команду помощников, другой – Командир космического корабля, он полетит в космос, собрав себе достойный экипаж. На первом этапе игры из стульчиков, установленных спинками наружу, строится космический корабль, устанавливаются приборы управления, обручи – иллюминаторы. На втором этапе экипаж корабля, договорившись друг с другом о маршруте движения, летит в космос. Экипаж и Конструкторы постоянно поддерживают связь, так как полет осложняется внезапным метеоритным дождем, отказом техники, солнечным затмением и тому подобными непредвиденными обстоятельствами. Игра заканчивается с возвращением экипажа на Землю.

Кот и мышки

Цель игры: развитие выдержки, умения управлять своим поведением, развитие волевых качеств личности.

Оборудование: детские стульчики с прорезями на спинках, шапочка-маска кота.

Возраст: 4–7 лет.

Ход игры: Дети, спрятавшись за спинки стульчиков, хором декламируют стихи:

Мышки в норочках сидят,

Мышки корочки едят,

Мышки в норочках сидят,

Мышки в щелочки глядят,

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут!

Выходит ребенок, одетый в маску кота, он заглядывает в «мышиные норки» через щелочки в спинках стульчиков.

Ведущий: «Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький, зубы у кота – острая игла!»

Дети-Мышки терпеливо ждут ухода Кота, ничем не выдавая своего присутствия. Они сидят, замерев, притаившись в своих норках. Беспокойную Мышку Васька забирает собой. Если же Васька не заметил ни одной Мышки, он уходит, а ведущий говорит такие слова:

Васька мышек не нашел

И за печку спать ушел.

Глазки закрываются,

Спит иль притворяется?

Мышки выбегают из своих норок и резвятся. По команде ведущего: «Кот идет!» дети занимают свои норки – прячутся за спинками стульчиков.

Игра продолжается пока Кот не поймает всех Мышек.

Маскарад

Цель: развить у детей командный дух, творческие способности, чувство взаимопомощи друг другу.

Оборудование: маски животных или костюмы обезьянки, куклы, собачки и иных – по количеству детей (от 10–15 до 20–25 человек). Обязательны костюмы персонажей какой-либо сказки, например сказки «Волк и семеро козлят» (Волка, Козы, Козлят), серпантин, шары, конфетти и другие атрибуты праздника.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: Педагог говорит: «Мы собрались на маскарад, вас здесь всех видеть каждый рад. Мы будем петь и веселиться, плясать, играть, не будем злиться».

Играет веселая музыка, и педагог предлагает детям взяться за руки и побегать «змейкой» по комнате. Дети берутся за руки и по ходу движения «змейки» вовлекают все больше играющих за собой. Если кто-то не хочет играть в «змейку», им предлагают потанцевать или побросать серпантин. Педагог постепенно приглушает музыку, и начинается викторина «Кто быстрее найдет друга».

Педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем. Кто быстрее найдет друга, те получат призы». Дальше педагог объясняет, что нужно встать в две шеренги друг напротив друга (общее число детей должно быть в этой игре четным).

Педагог: «А теперь повернитесь спиной одна шеренга к другой».

В это время педагог проводит прямые (если игра проводится впервые, а если несколько раз, то можно усложнить изогнутыми, волнистыми линиями) линии мелом от одного ребенка к другому.

Педагог объявляет: «А теперь, дети, повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом (дети поворачиваются). Вы видите много линий. Каждая линия начинается около ваших ног. Внимательно меня слушайте: все, кто стоит в левой шеренге (показывает рукой), идут по своим линиям до конца, пока не встретят своего друга или подружку (важно внимательно смотреть, чтобы дети не толкали друг друга, уступали места, особенно мальчики – девочкам, если линии пересеклись в этих местах). Кто первый найдет пару, поднимает руку».

Призом служат воздушные шары. Игру можно повторить. Тогда движения начинает другая шеренга, и дети должны встать иначе.

Желуди

Цель: развитие ловкости, внимания, терпения, сосредоточенности, стремления к победе, волевых качеств личности.

Возраст:7 лет.

Оборудование: 5 желудей или небольших округлых камушков.

Ход игры: ребенок берет 5 желудей (камушков) в руку и раскладывает их на столе. Далее берет один из 5 желудей, подбрасывает его вверх и ловит. Потом подбрасывает его опять и, пока он летит, берет со стола другой желудь, не забывая поймать подброшенный. Снова подбрасывает один из желудей и быстро добавляет новый желудь к тому, который уже зажат в ладошке. Теперь на столе осталось только 2 желудя. Снова подбрасывает желудь, успевая схватить и спрятать в ладошку третий, а при следующем подбрасывании – и четвертый. Так у ребенка в конце игры в ладошке оказывается 4 желудя из 5. Последней попыткой, подбросив пятый желудь, ловим и его.

Примечание: игру можно серьезно усложнить, попросив ребенка подбрасывать и ловить желуди левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, развивающие нравственные качества детей

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные каче...

Игры, развивающие нравственные качества детей

Игры, развивающие нравственные качества детей.Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве...

Буклет для родителей "Игры, развивающие нравственные качества детей"

Буклет для родителей "Игры, развивающие нравственные качества детей"...

Игры, развивающие нравственные качества ребёнка

Игры, развивающие нравственные качества ребёнка....

Игры, развивающие нравственные качества ребенка

Доброта — готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым.Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы и как и шаблонного поведения, является шаго...

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности ребенка

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности ребенкаЛасковое имяВозраст: 4 — 6 лет.Цель игры: помочь детям осознать свое место в мире.Необходимое оборудование: мяч....