Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Полякова Ольга Владимировна

  Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами.

   Мышление направлено на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

   На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других психических процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myshlenie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста

  Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами.

   Мышление направлено на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

   На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других психических процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

   Главные линии развития мышления в дошкольном возрасте можно наметить следующим образом:

  • Совершенствование наглядно-образного мышления на базе развивающегося воображения.
  • Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти.
  • Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Тренировка логического мышления

   Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Приблизительно к 14 годам  уровень развития мыслительных операций приобретает черты, характерные для мышления взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Дети в 5-7 лет в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение. В начале формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Как научить ребенка сравнивать?

   Сравнение – это установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями:

  1. Выделять признаки объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети 6 лет обычно выделяют 2-3 свойства. Чтобы ребенок увидел множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Дети должны не только выделять свойства, но и называть их.

 

  1. Определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов. Когда дети научатся выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. в первую очередь нужно обучить проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. Сначала учим искать общие свойства  у двух предметов, а затем у нескольких.

  1. Отличать существенные и несущественные признаки. Умение находить их одна из важных предпосылок обобщения.

После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольникам довольно трудно находить существенные признаки предмета, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить. Например: два разных цветка могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что их и позволяет назвать цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листики, веточки), уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становиться другим.

Затем можно попробовать на простых примерах показать, как соотносятся между собой понятия общий признак и существенный признак. Важно обратить внимание ребенка, что общий признак не всегда бывает существенным, но существенный всегда общим. Например: общим и несущественным признаком является цвет, а существенным признаком является форма.

Умение находить существенные признаки предметов является одной из важных  предпосылок овладения приемом обобщения.

Игры: «Найди вырезанные кусочки», «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему»

«Исследователь» одна из самых простых игр на сравнение. Я предлагаю вам изучить вот этот предмет. Каждый по очереди должен назвать какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Нужно назвать этот предмет, сказать зачем он нужен, каковы его основные признаки: цвет, форма, размер, каков он на ощупь, на вкус, на запах, из чего сделан, похож «на ..», отличается «от ..», что случиться если его ударить, подбросить, бросить в воду, в огонь и т.д.

«Зачем и почему» - построена на вопросах и ответах, она стимулирует не только развитие логического мышления, но и эрудированности. Вопросы трех типов.

  1. На предположение, угадывание, додумывание

 - Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?

 - … зачем дети пришли в школу?

 - … для чего нужны книги?

 - … для чего нужны ножницы?

 - … зачем нужен телефон?

 - … для чего нужен холодильник?

2.   На выявление причины или смысла происходящего

 - Почему масло тает на раскаленной сковороде?

 - Почему зимой включают отопление?

 – Почему вода в холодильнике замерзает?

3.   На принятие решения и планирование своих действий

 - Как узнать сколько времени?

 - Маша пошла гулять и заблудилась? Как ей быть?

 - В воскресенье мы пригласили гостей. Что мы должны сделать?

Обучение приемам обобщения и классификации

   Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

   Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Овладеть приемами обобщения и классификации дошкольники в полном объеме еще не могут. Но у них можно сформировать следующие умения:

  1. Относить конкретный объект к заданному классу или конкретизировать заданное понятие через единичное.

       Тарелка – посуда

       Игрушки – кукла, пирамидка, машинка

Обучение детей классификации возможно только при условии, что дети знают обобщающие слова. С обобщающими словами мы знакомим детей на занятиях, при выполнении разнообразных поручений, в процессе общения, в игровой деятельности. Наиболее трудными для детей являются следующие обобщающие слова: насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие. Поскольку пассивный словарь у ребенка шире, чем активный, ребенок может понимать эти слова, но не употреблять в речи.

  1. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом.

Развитие этого умения проходит в несколько этапов.

 I Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может т.к. недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов.

II  На следующем этапе дети делают попытки обозначить группированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы или указывает действие, которое можно производить с предметом. (Вишня, клубника, слива, черешня – черешни, диван. Кровать, кресло, стул – сидеть).

III Третий этап – ребенок употребляет обобщающее название для группы предметов, но называет его после реального выполнения группировки предметов.

IV Четвертый этап – наиболее важный, на котором формируется опережающее обобщение. До осуществления группировки ребенок может их назвать обобщающим словом.

  1. Распределять объекты по классам. Классификация предполагает проведение распределения объектов по классам. Такое распределение всегда имеет относительный характер, все зависит от основания, по которому проводится классификация.  

Игры: «Я знаю пять названий..» (фруктов, овощей, ягод, напитки, продукты, одежда, транспорт, деревья. Обувь. Головные уборы, мебель, звери. Птицы, имена девочек. Мальчиков и т.д. Когда дети легко справляются с этим заданием, можно предложить назвать более абстрактные понятия «какая бывает погода», «какие ты знаешь праздники», «назови все, что летает». Можно увеличивать количество названных слов.

 «Обручи» - игра на классификацию по 2 или 3 признакам.

1 вариант: показать ребенку две части игрового поля  - внутри обруча и вне обруча. Затем предлагается по очереди выкладывать геометрические фигуры разного цвета, размера и форы, но с условием. Что все красные должны лежать в обруче. Важно чтобы ребенок мог объяснить какие фигуры находятся в обруче (красные) и какие вне обруча ( не красные или желтые, синие)

2 вариант: два обруча пересекаются между собой образуют четыре области. Суть игры как в первом варианте. Но несколько сложнее: внутри красного обруча треугольные фигуры, внутри желтого – синие. Какие фигуры будут в пересечении обручей и какие за обручами.

3 вариант: в игре используется три обруча. Вначале рассмотреть области и раскладывать фигуры с заранее установленным правилом.  

«Один лишний» - 4 картинки одной группы и 1 другой расположены в ряд. Дети должны выделить один общий признак для этих картинок и найти лишнюю, которая не относится к этой группе.

«Назови одним словом»  - после трех  слов ребенок должен назвать обобщающее слово (телевизор, пылесос, утюг – бытовые приборы, в старшем возрасте можно предложить добавить к названным словам свои одно или два слова и обобщить).  

Обучение приему систематизации

   Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего выделять различные признаки объектов, а так же сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные же логические действия, которые требуются при систематизации это сериация и классификация объектов.

   

Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенном отношении с соседними элементами.

   В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями необходимыми для систематизации:

  • Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и разложенных в одном ряду. Для этого используют задания: добавить еще один предмет, но такой который бы не нарушил закономерность их расположения. А чтобы найти ее, ребенок должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак, по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. Вначале задания данного типа нужно проводить на наглядной основе. (изменение количества элементов, изменение формы, цвета)

Игра «Продолжи ряд цифр» цифры должны быть в определенной последовательности, ребенок должен найти закономерность и выбрать из цифр второго ряда нужную цифру:  2 4 6 ?

                                                    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вариантов такой игры может быть много: расположить цифры в порядке возрастания или убывания. Через одну или через две.

Игра «Продолжи ряд предметов» учит упорядочивать предметы по внешним признакам. Обратите внимание на то, что эти отличия являются не случайными, а закономерными, т.е. подчиняются одному правилу. Первый шаг рассмотреть предметы в первом ряду и выявить закономерность. Второй шаг – выбрать из второго ряда нужный предмет.

  • Упорядочивать объекты расположенные случайным образом. Дети должны самостоятельно найти признак, по которому нужно упорядочить объекты. Выполняется на наглядности. Можно использовать задания на умение оперировать абстрактными признаками. Такими признаками могут быть качество выполнения тех или иных действий. Выполняя такое задание, ребенок развивает логическое мышление, действуя в уме и в оперативной памяти.

«Последовательные картинки» упорядочить несколько картинок находящихся в неправильной последовательности, в соответствии с логикой сюжета.

«Кто самый -  самый»  эта игра учит детей мысленно упорядочивать словесно представленные объекты. Кроме того, в игре совершенствуется оперативная память. «Саша старше Коли.  Кто из мальчиков младше?»  «Оля выше Кати. Катя ниже Лены. Кто самый высокий. Самый низкий, средний ростом?» Если ребенок не может найти правильный ответ, то можно использовать графические заместители объектов. Подлежащие упорядочиванию. Для детей 6 лет задания хоть являются и трудными, но посильными. Чтобы их сделать более сложными, нужно увеличить количество сравниваемых объектов.  

  • Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух или более признаков. С этой целью можно использовать матрицу, в которой необходимо учитывать отношения между объектами не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать нужно с простой матрицы 2/2 и одного, двух признаков. Такими признаками могут быть изменение цвета, формы или пространственного расположения объекта, изменение количества объектов, прибавление или вычитание частей объекта. В процессе выполнения этих операций осуществляется поиск решения задач. Кроме того, важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения. Очень полезным является самостоятельное составление ребенком матричных задач. Такие задания способствуют развитию не только логического,  но и творческого мышления.

 «Заполни матрицу» игра на умение упорядочивать объекты по внешним признакам. Необходимо найти закономерность расположения предметов в матрице и выбрать недостающий предмет из предложенных. Можно для усложнения задания не давать образец.

Обучение приему смыслового соотнесения

Когда ребенок научится соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например по форме, цвету, величине, можно переходить и к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними.

Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая внимание на их функции, назначение, другие свойства или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Например: это могут быть связи, основанные на отношениях типа «часть – целое» (дом – крыша, колесо – машина), на противоположности свойств предметов или явлений, на сходстве и противоположности функций предметов, принадлежности к одному роду или виду.

Последовательность обучения должна быть следующей:

  • Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов (картинок)
  • Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом
  • Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов

Игра «Что подходит» эта игра учит находить смысловую связь между картинками или предметами. Предметы или картинки делятся на два набора. Вы показываете одну картинку из первого набора, а ребенок во втором наборе должен найти картинку, подходящую по смыслу.

Игры «Подбери картинку к слову»  - игра сходна с предыдущей, но вместо картинок первого набора используются слова, а ребенок должен найти картинку подходящую по смыслу. После того как выбор будет сделан, предложите его объяснить. Второй вариант более сложный, т.к. воспринимается изображение только одного предмета и ребенку необходимо «включить» репродуктивное воображение.

 «Все наоборот» - игра учит находить предметы, явления с противоположным признаком или противоположным значением. Мыслительные действия ребенок должен совершать без опоры на наглядность

«Придумай сам» в игре дети учатся выполнять действия по аналогии. Ребенок должен определить какая смысловая связь лежит в основе первой пары, а затем ко второй паре применить ту же смысловую связь.

Обязательное условие развития мышления является получение знаний, т.к. усвоение знаний представляет собой решение мыслительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логических операций у детей дошкольного возраста.

В этом материале вы почерпнете сведения о том, как развить у детей логическое мышление....

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений

Рассматриваются этапы и ососбенности развития детского мышления мышления. Развитие мыслительных операций у старших дошкольников....

Презентация "Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста"

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности ...

Мастер-класс «Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к п...

Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста

Материал "​Консультация учителя-дефектолога на тему «Развитие мышления у ​детей дошкольного возраста» представляет собой обзор современных подходов к развитию мышления у детей до...