Картотека консультаций для родителей
консультация (младшая группа) по теме

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры в воспитании детей»

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский:

Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка  должны развиваться и тренироваться. Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Пальчиковые игры  – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обыденными. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Вот такие игры и упражнения могу порекомендовать вам для домашних занятий:

-Игра «Золушка» - предложите доченьке превратиться в Золушку. Пусть она поможет вам и разложит в две разные чашки горох и фасоль, которые случайно перемешались.

- Игра «Аккуратный слесарь» -предложите сыночку разложить большие и маленькие болтики или гайки в две разные коробочки.

- Выкладывайте вместе с малышом разные фигурки из счётных палочек или спичек. Можно использовать вот такие образцы, а так же пофантазировать вместе с ребёнком.

- Игры с пуговицами: «Найди одинаковые», «Подбери по цвету», придумывание и вкладывание узора. Совместное изготовление поделок.

- Лепите со своим малышом из пластилина, теста, глины.

- Выкладывайте вместе с малышом узоры из семян растений.

- Игры с прищепками.

- Игры с шариками, мячиками, мячиками-ёжиками- это своеобразные массажёры  для рук.

Кроме игр рекомендую проводить регулярно  пальчиковую гимнастику, которая развивает не только не только пальцы, но так же способствует развитию речи.

При проведении пальчиковой гимнастики следуют учитывать такие рекомендации:

 1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

6. Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Приготовьте пальчики и мы с вами немного поиграем:

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

 Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.

Пальчики ложатся спать

Поочерёдное сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко-крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

Наши пальцы

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак).

В заключении ещё раз хочу вам порекомендовать шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью удастся избежать трудностей с развитием двигательной активностью пальцев рук.

Консультация для родителей

« Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте»

   Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

   Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. 

   Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Консультация для родителей

«С пальчиками играем – речь развиваем».

         При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работе по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.

    Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его мамой и папой.

     С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно. Необходимо увлечь ребенка используя туже игру.

    На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.

   Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение);«Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).

      Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память       

        Всем вам известны такие потешки как «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик Бабушка...», однако существует множество и других интересных текстов стихотворений, потешек которые могут стать основой для пальчиковой гимнастики.

После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые   используется для развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга:

Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое  положение рук.

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Жили-были зайчики

На лесной опушке

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапки.

Наряжались зайчики

Надевали тапки

        Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, т.е. разовьете у вашего ребенка мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Для того чтобы уже на сегодня вы смогли поиграть со своим малышом с пальчиками, дарим вам буклеты «Мои пальчики расскажут». Для тех, кого заинтересуют данные игры,  в групповом родительском уголке  мы оставим папку передвижку, в которую поместим расширенный вариант различных игр и упражнений с пальчиками.

Консультация для родителей.

Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет

      Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика. 

    Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

      Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть,

рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру! 

     Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.  

     Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. 

1.       Пальчиковые игры - это уникальное средство для

развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.  Разучивание текстов с использованием «пальчиковой»

гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. 

2.       Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением. 

3.       Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. 

    4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами  -    их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску

(макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д. 

      Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать: 

· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д. 

· рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться

регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски. 

· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить. 

 застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук. 

     Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма

Консультация «Наши пальчики играют»

Развитие мелкой моторики играет важную роль для развития речи и мышления ребенка. На кончиках пальчиков находиться огромное количество нервных окончаний. Дети, трогая незнакомые предметы, получают новую информацию, она передается в мозг, и там сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: слуха, обоняния и зрения. Только после всестороннего обследования предметов в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Поэтому, играя с собственными пальчиками, ребенок учится наблюдать – одним словом, ребенок умнеет. Знакомые всем с детства игры «Идет коза рогатая»«Ладушки» - не что иное, как развивающие пальчиковые игры. Поэтому начиная с самого раннего возраста развитию мелкой моторике ребенка необходимо уделять особое внимание. Сначала мы помогаем ребенку, а затем он сам попытается повторить знакомые движения и слова. В 2-3 года дети уже уверенно копируют движения пальцев взрослых и с удовольствием включаются в игру. Пальчики у детей становятся ловкими быстрыми это значит, что у детей развивается мелкая моторика.

Таким образом, пальчиковые игры помогают развивать координацию точность движений рук, а значит, ребенку будет легче научиться писать. Пальчиковые игры не только развивают ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, учат детей терпению, вырабатывают усидчивость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека консультаций для родителей

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: "Правила дорожного движения всем знать положено!" Консультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников".Готов ли ваш ребенок...

Картотека «Консультаций для родителей по воспитанию любви к природе в семье»

Консультация для родителей«Правильное отношение к природе начинается в семье». Беседуйте с детьми о природе.•Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте п...

Картотека консультаций для родителей.

Картотека консультаций для родителей....

Картотека консультаций для родителей

В этом документе представлены консультации для родителей...

Картотека консультаций для родителей "Социально - личностное развитие дошкольников"

Картотека консультаций для родителей "Социально - личностное развитие дошкольников"...