Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Шилова Юлия Михайловна

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Смольковский детский сад»

Проект по самообразованию

 на тему:

«Детское экспериментирование

как средство развития познавательной активности дошкольников»

                                                                 Воспитатель:  

                                                                                          Шилова Юлия Михайловна    

Группа «Кораблик» 5-7лет

2018-2019  учебный год.

1. Актуальность проекта.

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

                             К.Е.Тимирязев

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

    Цель проекта:

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Модель организации экспериментирования

  • -поисковой деятельности «Почемучка»
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

    Для реализации проекта  рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих    действий:

  • Создание центра экспериментально и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.

Структура проведения игры–экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация  результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна,  сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?)
  • ситуация выбора;

Этапы реализации проекта:

  • I  этап – подготовительный (организационный)
  • I этап – внедренческий
  • III этап – итоговый (обобщающий)


План поэтапной реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь

2018г.

Воспитатель:

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Сентябрь

2018 г.

Воспитатель:  

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

2018г.

Воспитатель:  

II этап. Внедренческий

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь 2018г.

-

Май 2019г.

Воспитатель:  

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь

2018г.-

Май 2019г.

Воспитатель:  

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы

Май

2019г.

Воспитатель:  

2

Провести анализ полученных результатов

Май

2019г.

Воспитатель:  

3

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

Июнь

2019г.

Воспитатель:  

   

    4. Реализация проекта.

Перспективный план работы

с детьми дошкольного возраста

Месяц

Темы

игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

4 неделя

«Знакомство с  детской лабораторией

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Октябрь

1 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Ширма  с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;

чеснок в футляре,

 кусочек апельсина; поролон с духами,

лимон.

Октябрь

3 неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Ноябрь

2 неделя

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой,  стаканчики, вода, ложки, поднос.

Ноябрь

3 неделя

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Декабрь

2 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.

Декабрь

3 неделя

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Январь

3 неделя

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

Январь

4 неделя

«Разноцвет

ные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Февраль

2 неделя

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.

Февраль

3 неделя

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Март

1 неделя

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

Март

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске.

Апрель

3 неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

Апрель

4 неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность.

Совки,  различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Май

1 неделя

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

Май

2 неделя

Диагностирование детей

Мониторинг реализации проекта

Диагностика

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам.

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

  • Что ты знаешь о воде?
  • Какую  форму, запах, цвет имеет вода?
  • Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
  • Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

  • Что ты знаешь о снеге?
  • Какую форму, запах, цвет имеет снег?
  • Откуда появляется снег, почему?
  • Для чего нужен снег человеку?
  • Чем отличается вода от снега?
  • Что быстрее тает лед или снег?
  • Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
  • Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

  • Что такое лед?
  • Для чего нужен лед?
  • Какую форму, запах, цвет имеет лед?
  • Что быстрее тает лед или снег?
  • Что общего у снега и льда? Воды и льда?
  • Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

  • Из чего состоит глина?
  • В каких местах можно обнаружить глину?
  • Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
  • Что легче высыпать глину или песок?
  • Чем глина похожа на пластилин?
  • Что можно сделать из мокрой глины?

Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

  • В каких местах можно обнаружить песок?
  • Почему говорят, что песок сыпучий?
  • Что легче высыпать песок или глину?
  • Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
  • Что происходит с песчинками,  когда дует ветер?
  • В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
  • Что можно сделать из влажного песка?

Литература

1. О.В. Дыбина  «Неизвестное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.   М.2002г

 2. А.И.Иванова «Мир животных»- М.2009г.

3. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г.

4. Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.

5. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.

6. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»         Проект на тему:«Детское экспери...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское эксперименти...