Главные вкладки

    Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
    проект (старшая, подготовительная группа) на тему

    Долингер Ольга Владимировна

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

    В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_2.docx31.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Анцирский детский сад»

    Проект по самообразованию

     на тему:

    «Детское экспериментирование

    как средство развития познавательной активности дошкольников

    Воспитатель:  Долингер Ольга Владимировна.

    с. Анцирь 2015-16 уч. год

    1. Актуальность проекта.

    Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

    К.Е.Тимирязев

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

    В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

    Цель проекта:

    Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.

    Задачи проекта:

    1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

    2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

    3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

    4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

    5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

    В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

    • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
    • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
    • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
    • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
    • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

    Модель организации экспериментирования

    Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

    • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
    • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
    • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

    Для реализации проекта  рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

    • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
    • Самостоятельная деятельность детей.
    • Наблюдения в природе.
    • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
    • Беседы по теме эксперимента.

    Структура проведения игры–экспериментирования:

    • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
    • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
    • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
    • Подведение итогов, вывод;
    • Фиксация  результатов;
    • Вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна,  сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный мотив (почему так?)
    • ситуация выбора;

    Этапы реализации проекта:

    • I  этап – подготовительный (организационный)
    • I этап – внедренческий
    • III этап – итоговый (обобщающий)

    План поэтапной реализации проекта:

    п/п

    Содержание

    Сроки

    Ответственные

    I этап. Подготовительный (Организационный)

    1

    Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

    Август

    2015г.

    Воспитатель:

    2

    Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

    Август

    2015г.

    Воспитатель:  

    3

    Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

    Сентябрь

    2015г.

    Воспитатель:  

    II этап. Внедренческий

    1

    Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

    Сентябрь 2015г.

    -

    Май 2016г.

    Воспитатель:  

    2

    Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

    Сентябрь

    2015г.-

    Май 2016г.

    Воспитатель:  

    III этап. Обобщающий

    1

    Определить эффективность проведённой работы

    Май

    2016г.

    Воспитатель:  

    2

    Провести анализ полученных результатов

    Май

    2016г.

    Воспитатель:  

    3

    Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

    Июнь

    2016г.

    Воспитатель:  

    4. Реализация проекта.

    Перспективный план работы

    с детьми дошкольного возраста

    Месяц

    Темы

    игр-

    экспериментов

    Программное содержание

    Материалы и оборудование

    Сентябрь

    4 неделя

    «Экскурсия

    в детскую лабораторию»

    Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

    Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

    Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

    Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

    Октябрь

    1 неделя

    «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

    Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

    Ширма  с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;

    чеснок в футляре,

     кусочек апельсина; поролон с духами,

    лимон.

    Октябрь

    3 неделя

    «Прозрачная вода»

    Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

    Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

    Ноябрь

    2 неделя

    «Делаем мыльные пузыри»

    Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

    Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой,  стаканчики, вода, ложки, поднос.

    Ноябрь

    3 неделя

    «Подушка из пены»

    Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

    На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

    Декабрь

    2 неделя

    «Каждому камешку свой домик»

    Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

    Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.

    Декабрь

    3 неделя

    «Можно ли менять форму камня и глины»

    Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

    Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

    Январь

    3 неделя

    «Тающий лед»

    Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

    Январь

    4 неделя

    «Разноцвет

    ные шарики»

    Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

    Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

    Февраль

    2 неделя

    «Все увидим, все узнаем»

    Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

    Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.

    Февраль

    3 неделя

    «Песочная страна»

    Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

    Март

    1 неделя

    «Водяная мельница»

    Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

    Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

    Март

    2 неделя

    «Звенящая вода»

    Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

    Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске.

    Апрель

    3 неделя

    «Что отражается в зеркале?»

    Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

    Апрель

    4 неделя

    «Волшебное сито»

    Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность.

    Совки,  различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

    Май

    1 неделя

    «Игры с песком»

    Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

    Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

    Май

    2 неделя

    Диагностирование детей

    Мониторинг реализации проекта

    Диагностика

    Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам.

    Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

    1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

    • Что ты знаешь о воде?
    • Какую  форму, запах, цвет имеет вода?
    • Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
    • Где используется вода человеком?

    2. Серия вопросов о снеге:

    • Что ты знаешь о снеге?
    • Какую форму, запах, цвет имеет снег?
    • Откуда появляется снег, почему?
    • Для чего нужен снег человеку?
    • Чем отличается вода от снега?
    • Что быстрее тает лед или снег?
    • Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
    • Что общего у снега и льда? Воды и льда?

    3. Серия вопросов о льде:

    • Что такое лед?
    • Для чего нужен лед?
    • Какую форму, запах, цвет имеет лед?
    • Что быстрее тает лед или снег?
    • Что общего у снега и льда? Воды и льда?
    • Что происходит со льдом в комнате? Почему?

    Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

    • Из чего состоит глина?
    • В каких местах можно обнаружить глину?
    • Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
    • Что легче высыпать глину или песок?
    • Чем глина похожа на пластилин?
    • Что можно сделать из мокрой глины?

    Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

    • В каких местах можно обнаружить песок?
    • Почему говорят, что песок сыпучий?
    • Что легче высыпать песок или глину?
    • Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
    • Что происходит с песчинками,  когда дует ветер?
    • В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
    • Что можно сделать из влажного песка?

    Литература

    1. Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г.

    2. А.И.Иванова «Мир животных»- М.2009г.

    3. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г.

    4. Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.

    5. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.

    6. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить  на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?...

    Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

    Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»         Проект на тему:«Детское экспери...

    Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

    Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

    Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    laquo;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...