Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Былкова Юлия Михайловна

Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.

Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.

Педагогу необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, какого отношение сверстников к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_statya2.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников

В структуре взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками можно выделить четыре компонента:

когнитивный (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам);

эмоциональный (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка);

поведенческо-деятельностный (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, достигать взаимопонимания);

коммуникативный (умение вести диалог, проявлять коммуникативную активность, соблюдать правила культуры речевого общения).

Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.

Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.

Педагогу необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, какого отношение сверстников к нему.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей педагог может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные неинтересные роли, не прислушиваются к их мнению. Положение данных детей в системе межличностных взаимоотношений складывается неудовлетворительно для их социально личностного развития.

Для более точной оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может воспользоваться известными социометрическими методиками "Секрет" и "Выбор в действии" (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина)

Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация "Новый детский сад" (Т. И. Бабаева) или метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова).

Для выявления особенностей представлений детей о взаимоотношениях в совместной деятельности предлагается включить детей в условные и практические ситуации Т. И. Бабаевой "Строим дом", "Настоящая помощь", Обида", "Объясни правильно".

Для выявления представлений детей о внешнем выражении эмоциональных состояний может быть использовано задание Т. И. Бабаевой "Кто в домике живет?"

Представление о доброжелательном и отзывчивом отношении детей к сверстникам педагог может получить, используя ситуации Т. И. Бабаевой "Порадуй друга", "Поможем малышам".

Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в практической ситуации "Обложка для книги" (Т. И. Бабаева)

Для выявления, какими правилами и способами сотрудничества со сверстниками владеют дети, можно предложить им решить три условные ситуации сотрудничества Л. С. Римашевской "Праздничная открытка", "Листопад", "Строим мост" и понаблюдать за их поведением.

Необходимо понаблюдать за реальным взаимодействием детей между собой в совместной деятельности, а также это можно сделать в эксперементальной ситуации сотрудничества "Перчатки" (Л. С. Римашевская)

В целом характеристика достижений во взаимоотношениях старшего дошкольника со сверстниками включает следующее.

- Положительная направленность ребенка во взаимоотношениях со сверстниками (гуманистическая, дружеская).

- Устойчивость положительных проявлений во взаимоотношениях со сверстниками (доброжелательность, готовность к взаимодействию).

- Инициативность в контактах, дружелюбие.

- Выбор в отношениях справедливого, гуманистического и достойного поведения.

- Коммуникативная активность, нацеленность на диалог, умение слышать и понимать партнера.

- Чуткость, эмоциональная отзывчивость к сверстникам.

- Регулирование эмоциональных переживаний в процессе общения.

- Взаимодействие в процессе совместной деятельности, умение поддерживать дружеские отношения.

- Осознанность взаимоотношений, знание норм и правил, социально-нравственная оценка поступков, следование культурным нормам общения.

Использование предложенных диагностических методик позволит вам получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства обогащения опыта дружеских взаимоотношений и сотрудничества детей со сверстниками в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

«Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе».

Данный материал был подготовлен для декады молодого специалиста, и рассчитан как для молодых специалистов, так и для педагогов ДОУ....

Выявление уровня сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе

Сегодня возникает актуальная проблема нравственного и эстетического воспитания детей по отношению к природе. На каком уровне сформированности субъективного отношения к природе находятся старшие дошкол...

опыт "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ"

В настоящее время умение взаимодействовать, общаться, сотрудничать с людьми является одной из главных составляющих жизни человека. Вступая во взаимодействие с окружающими, человек получает информацию,...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе»

Программа самообразования для воспитателей детских садов по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в ...

Рабочая программа по выявление и развитию познавательных способностей старших дошкольников «Самый умный»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...