Выявление уровня сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе
статья (подготовительная группа) на тему

Сегодня возникает актуальная проблема нравственного и эстетического воспитания детей по отношению к природе. На каком уровне сформированности субъективного отношения к природе находятся старшие дошкольники в общеобразовательном учреждении  расскажет предложенная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lebedevoy_s.p.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева С.П.

научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Петрищева Г.С.

(Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, Бийск)

Выявление уровня сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе

«Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая,

при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными. Всегда все люди считали лишение этого большим несчастьем» (Л.Н. Толстой.)

Как много смысла открывается за этим великим высказыванием. Много ли нужно человеку для счастья? Нужно лишь жить в согласии и единстве с природой,  чувствовать этот тонкий и загадочный мир, восхищаясь и вдохновляясь ее красотой и величием.

Но сегодняшний день в век высоких технологий диктует свои правила, отодвигая на задний план общение с природой, разрушая ту невидимую нить, связывающую человека с природой. Уже с детства ребенок впитывает в себя те ценностные установки современного человека, идущих  вразрез с природой; отрицательное отношение к природе, выражающееся на словах и в деятельности; отсутствие интереса к природе и знаний о ней. Отчасти в этом виноваты взрослые, утратившие чувство гуманного и бережного отношения к природе.

Сегодня возникает актуальная проблема нравственного и эстетического воспитания детей по отношению к природе, ведь дети зачастую не видят красоту и разнообразие живого мира, не говоря уже об эмпатии  и уважении ко всему живому, добрых поступках и любви к природе.

Диалог с природой делает людей мягче, добрее, обогащает нравственный мир человека, расширяет его кругозор. Этические основы взаимодействия человека и природы предполагает ориентацию на субъективное отношение к природным объектам как к воплощению жизни на планете.

Ребенок дошкольник должен осознавать ценность любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу. У детей необходимо воспитывать такие качества как сочувствие, сострадание, сопереживание всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее беречь, заботиться о ней.  

Решению таких задач на сегодняшний день может способствовать дошкольное учреждение, которое  призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения и которому свойственно особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы, ядро личности, его ценностных ориентаций.  Поэтому так значимо на этапе дошкольного детства воспитывать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования выделены целевые ориентиры, в которых отмечено: «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, адекватно проявляет свои чувства, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, обладает начальными знаниями о природном мире и элементарными представлениями из области живой природы…» [3].

Анализируя  общеобразовательные и парциальные программы дошкольных образовательных учреждений с целью выявления формирования субъективного  отношения к природе детей дошкольного возраста можно сказать о том, что во многих  программах уделяется внимание  данному  направлению, но в недостаточной степени.

Для того чтобы рассмотреть формирование субъективного отношения старших дошкольников к природе, было  проведено экспериментальное  исследование. За основу  взята методика Л. М. Макаровой  «Мировосприятие дошкольников»: субтест «Субъективное отношение к природе», где определены критерии, качественно и количественно характеризующие уровни сформированности субъективного отношения к природе. К данным критериям относились  следующие показатели:

  • проявление психологических механизмов в восприятии природных объектов;
  • проявление доминирования экоцентрической или антропоцентрической установки в отношении природных объектов на основе экологических представлений;
  • способность  использовать сложные мыслительные  операции  в соответствии с возрастными особенностями и возможностями [2].

На основе данных критериев определены уровни сформированности субъективного отношения к природе: высокий, средний и  низкий.

Высокий уровень – ребенок проявляет  экоцентрическую направленность взаимодействия с природными объектами, характеризующуюся субъектным восприятием природы, балансом прагматического и непрагматического взаимодействия с ней. У ребенка присутствует высокая степень развития представлений о живом, о мире природы, проявляющее через эмоциональные проявления отношения к природным объектам, как сочувствие, сопереживание, соучастие.  У него  проявляются  психологические механизмы  восприятия природных объектов, такие как эмпатия. Развит высокий когнитивный аспект сознания, выражающийся способностью  к систематизации и обобщению.

Средний уровень – ребенок не всегда аргументирует свой выбор.   Он так же проявляет психологические механизмы  восприятия природных объектов. Направленность взаимодействия с природой выражается в практических, перцептивно-аффективных параметрах субъективного отношения к природе. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень – ребенок проявляет антропоцентрический тип экологического сознания, для которого  характерны: объектное восприятие природы; прагматический характер взаимодействия с ней, удовлетворяющий свои потребности. У него сформирован небольшой объем представлений об объектах природы. Преобладают такие  психологические механизмы восприятия природных объектов, как эгоцентризм и  рационализм.  

На констатирующем этапе эксперимента в проведении исследования участвовали дети дошкольного возраста МДОУ «Детский сад «Сказка» пос. Правохеттинский  Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа.  Всего приняли участие в исследовании 44 ребенка по 22 в экспериментальной и контрольной группах, где были выявлены следующие уровни сформированности  субъективного отношения к природе (рис.1).

Рис.1. Уровни  сформированности  субъективного отношения к природе старших  дошкольников

Из рисунка видно, что у испытуемых детей в большей степени проявляется  средний уровень сформированности субъективного отношения к природе. В целом показания в обеих группах примерно одинаковы.  Такие результаты, на наш взгляд,  связаны с тем, что у детей  формировалось  субъективное отношение к природе в ходе освоения только комплексной программы, реализуемой в ДОУ, где экологическое воспитание не главное направление программы [1].

Полученные результаты  свидетельствуют  о том, что необходима дополнительная работа с детьми, направленная на формирование  субъективного отношения старших дошкольников к природе.

Субъективное отношение к природе начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со взрослыми, в процессе которого ребенок познает определенные сведения о мире природы и свойственные взрослым экологические установки [4].  

Формирование у дошкольников начал правильного отношения к природе можно рассматривать как содержательный итог экологического воспитания детей, он должен иметь место в каждой возрастной группе в соответствии с содержанием образовательного процесса.

        

1. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.

2. Макарова, Л. М. Экологическая психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. М. Макарова. - Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2014. -  123 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. Федеральный выпуск № 6241 (265) 25 ноября 2013 г. - С.18-21.

4. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг уровня сформированности правовой культуры старших дошкольников.

Мониторинг уровня сформированности правовой культуры дошкольников....

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.К. Маркс, у...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться....

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе...

Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников

Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.)  Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...

Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»

Аннотация. В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. ...

Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).

Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа)....