Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igy.docx844.08 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева С.П.

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе

Важную  роль и значение в системе экологического образования дошкольников занимает дидактическая игра. Это игра, в которой процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и, одновременно, познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, расширяют, закрепляют, конкретизируют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем, дидактическая игра оказывает влияние и на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память, внимание. Так же можно отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.) [2, с. 116].

Со старшими дошкольниками педагог может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила [1, с. 111].

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

• Предметные.

• Настольно-печатные.

• Словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется  использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах предметов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д.  Игры с предметами можно использовать во всех возрастных группах, как со всеми детьми, так и индивидуально, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры – это игры применяемые без наглядного материала. Их содержание заключается в  уже имеющиеся у детей знаний, представлений о мире природы, и слово. Примером словесных игр могут быть следующие игры: «Кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр очень удобен, так как его можно использовать как в группе, так и на прогулке [2, с.116-117].

На практике могут быть использованы самые разнообразные  игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Бабочки  могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Апельсин оранжевый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...».

Увлекательными  являются и игры в загадках-описаниях - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Однако для того, чтобы дидактические игры были эффективными, им необходимо целенаправленно детей обучать. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей  дошкольников.

1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]:  учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -  184 с.

2. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 208 с.

План дидактических игр экологической направленности, направленных на формирование  субъективного отношения старших дошкольников к природе

№ п/п,

дата

Название

Цель

1.

«Природа и человек»

Закреплять и систематизировать знания детей о том, что хорошего человек делает для природы и как он может навредить ей. Учить бережно относиться к природе.

2.

Составь  рассказ о природе

Закреплять знания детей о жизни и среде обитания  растений и животных в живой природе. Учить  доброму отношению к природе. Упражнять детей строить предложения с заданным словом.

3.

Мы - друзья природы

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

4.

Письмо черепахе

Расширить представления детей о животном мире, воспитывать сочувствие к черепахе и бережное к ней отношение.

5.

«Птичья столовая»

Воспитывать в детях доброту. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Учить детей испытывать радость от осознания того, что, покормив птиц, можно спасти их от гибели.

6.

Письмо снегирю

Уточнить представление детей о снегирях, воспитывать сочувствие к зимующим птицам.

7.

«Рыбная ловля»

Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них будет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

8.

«Что я знаю о  цветке?»

Закрепить знания о комнатных растениях и правильном уходе за ними. Формировать бережное отношение к комнатным растениям.

9.

«Угадай, какой я зверь»

Воспитывать у детей любовь к животным, закреплять знания о животном мире, развивать мышление и воображение.

10.

Где мой дом?

Дать детям представление о том, что каждый представитель живой природы занимает свое важное место в природе и у каждого есть свое жилье. Воспитывать у детей доброту и отзывчивость к природе, правильное отношение к ней.

11.

Птицы – наши друзья

Воспитывать у детей  гуманное отношение к птицам, дать представления   о том, почему мы считаем птиц своими друзьями.

12.

Где живешь, рыбка?

Учить детей классифицировать рыб по месту обитания, закрепить представления об их жизни, воспитывать чувство ответственности и уважительного отношения к природе.

13.

Что вредно и полезно для природы (воды)?

Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

14.

Любите природу

Формировать желание оберегать и охранять природу, бережное отношение и любовь к природе, ко всему живому. Умение охарактеризовать с помощью знаков хорошего (веселого, плохого) поведения человека в природе. Дать представления о том, какие действия вредят природе.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что хорошего человек делает для природы и как он может навредить ей. Учить бережно относиться к природе.

Ход игры: Что хорошего человек делает для природы? - спрашивает воспитатель и передает по очереди  предмет или мяч, и каждый играющий дает свой ответ. После ответов детей  воспитатель задает новый вопрос: как может человек навредить природе?

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, как человек должен правильно и бережно относиться к природе и какие его поступки  могут принести вред природе.  

Дидактическая игра «Составь  рассказ  о природе»

Цель: Закреплять знания детей о жизни и среде обитания  растений и  животных в живой природе. Учить  доброму отношению к природе. Упражнять детей строить предложения с заданным словом.

Ход игры: Воспитатель: Дети, мы уже играли  в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, где будем подбирать к слову предложения, в которых будем говорить о нашем отношении к природе, о защите и заботе зверей и птиц.

Я назову одно слово - например, «цветы» и составлю с этим словом предложения. Я люблю ухаживать за комнатными цветами, поливать их, рыхлить землю, протирать листочки. В саду  у бабушки растут красивые цветы, и я их не рву, а любуюсь их красотой.

Затем воспитатель называет: деревья, птицы, домашние животные, дикие животные и т.д.

Дидактическая игра «Мы - друзья природы»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Ход игры: воспитатель читает телеграмму, где говорится о том, что в окрестностях детского сада появились: возмутитель спокойствия рек и озер -Водомут, разоритель птичьих гнезд - Птицегуб и нарушитель лесной тишины Крепкосвист. Получив такое известие, дети принимают решение прийти на помощь природе. Они отправляются на поиск хулиганов по запискам, указателям, изготовленными обитателями леса. Когда они находят нарушителя по картинкам плохого поведения в природе, то заменяют эти картинки другими, отображающие   правильные  действия в природе. Вся игра сопровождается рассуждениями о том, какие последствия могут возникнуть из-за неграмотного отношения с природой.

В завершении игры воспитатель читает стихотворение:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Знаки «Правила поведения в природе»

detsad-60440-1415558028                 detsad-60440-1415558118

detsad-60440-1415558171

Дидактическая игра «Письмо черепахе»

Цель: Расширить представления детей о животном мире, воспитывать сочувствие к черепахе и бережное к ней отношение.

Ход игры: Воспитатель проводит предварительную беседу о черепахе, знакомя детей с внешним видом. Привлекает внимание детей  к знаниям о  способах ухода за черепахой в домашних условиях. После прослушивания песенки Черепашонка (звукозапись), воспитатель предлагает детям написать черепашке-подружке письмо и пригласить ее в гости (закрепляются знания детей о черепахе).

Для этого ребята делают коллаж того, о чем хотели рассказать в письме.

Адрес:

Куда: Азия, Пустынная страна, Песочная пустыня, норка в песке.

Кому: Черепахе среднеазиатской.

Профессия: Травоядная.

Особые приметы: Хвост маленький и острый, по три ноготка на лапах, медленно ползает.

Одежда: Коричневая с серым.

Меню: Ест траву.

Враги: Разные хищники.

Уважаемая черепаха!

 Приглашаем Вас в наш детский сад на День именинника. У нас во дворе много травы. Мамы испекут нам торт с 6-ю свечами. Просим Вас отправляться поездом, а то Вы пешком не успеете. Воды у нас много. В детском саду есть бассейн. А рядом  с детским садом у нас большая песочница. Ждем Вас в гости. До свидания.

Дети.

Ответ от черепахи детям воспитатель читает через несколько дней, где рассказывается более подробно о жизни черепахи и среде ее обитания.

 

Дидактическая игра «Птичья столовая»

 Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от осознания того, что, покормив птиц, можно спасти их от гибели. 

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение:

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы - синицы, поползни, дятлы. Действительно, зима, - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь нужно позаботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них  крошки пшеничного хлеба. Кроме семян, синицы любят сырое  несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешиваются на тонких ветках. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно: утащат вороны.

Воспитатель предлагает детям поместить на макетах кормушек зимующих птиц и покормить их кормом, который они едят. Далее воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов от молока сделать кормушки для птиц, которые затем развешивают на участке детского сада  и наполняют кормом.

Дидактическая игра «Письмо снегирю»

Цель: Уточнить представление детей о снегирях, воспитывать сочувствие к зимующим птицам.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы,

Все вы молодцы!

После этого можно сказать детям, что стрижи, аисты, чибисы, чижи, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы на зиму улетают на юг, поэтому прилететь могут только весной.

Дети, а каких зимующих птиц мы знаем? (Если дети не догадываются о снегире, воспитатель называет сам снегиря.)

Воспитатель предлагает ребятам написать письмо снегирю и пригласить его в гости, Составляет письмо с детьми. Для этого ребята делают коллаж того, о чем хотели рассказать в письме.

Адрес:

Куда: Лесная страна, таежный еловый лес, большая ель.

Кому: Снегирю обыкновенному.

Профессия: Ест рябину, крошки хлеба.

Особые приметы: Грудь красная, прилетает зимой.

Одежда: Грудь красная, сам черно-серый.

Враги:  совы, ястребы, куницы, кошки и поступки человека.

Дорогой  снегирь!

Приглашаем тебя в гости в наш детский сад. Мы уже приготовили птичью столовую - развесили кормушки. У нас здесь есть зерно, хлеб. Ты будешь везде летать, рядом растет рябина с вкусными ягодами. Тебе будет хорошо у нас. Ждем.

Дети

Через несколько дней воспитатель читает детям ответ снегиря, где рассказывает о жизни птицы, о том, чем может человек помочь снегирю и что делать нельзя.

Дидактическая игра «Рыбная ловля»

Цель: учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них будет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Ход игры: После предварительной беседе о рыбах, воспитатель спрашивает: «А где еще живут рыбки? (В водоемах). Предлагает рассказ:

Ваня и Коля пошли на рыбалку. Коля был хороший рыбак, но поймать крупную рыбу ему не удавалось. Свой улов ребята опускали в ведро с водой.

Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил: «Ну-ка, похвалитесь уловом». Посмотрел и сказал: «Такую мелочь не берут, ее отпускают, чтобы подросла и  оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Надо, чтобы вода была чистая. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети делают так, чтобы мелочь могла уходить».

Закончив рассказ, воспитатель предлагает: «Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки». Выбирают рыбок. 3 девочки - маленькие рыбки, 2-3 мальчика - большие, остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг рыбок. Это рыбки. Когда мелкие рыбки подплывают, рыбаки поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную рыбу - мальчиков.

Дидактическая игра «Что я знаю о цветке?»

Цель: закрепить знания о комнатных растениях и правильном уходе за ними. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Ход игры: Заранее подобрать стихи о комнатных растениях из картотеки, иллюстрации цветов. Воспитатель показывает иллюстрации или картинки с изображением комнатных растений, читает стихи о них, дети называют комнатное  растение, рассказывают о нем все, что знают и как нужно ухаживать за комнатным растением.

Дидактическая игра «Угадай, какой я зверь»

Цель: воспитывать у детей любовь к животным, закреплять знания о животном мире, развивать мышление и воображение.

Ход игры:  После предварительной беседы о роли животных в мире и  их многообразии, воспитатель предлагает одному из детей загадать животное и рассказать о нем по карточкам моделям, не называя его. Дети должны отгадать животное и рассказать о том, какое место занимает  это животное в природном мире и как его нужно защищать.

Дидактическая игра «Где мой дом?»

Цель: дать детям представление о том, что каждый представитель живой природы занимает свое важное место в природе и у каждого есть свое жилье. Воспитывать у детей доброту и отзывчивость к природе, правильное отношение к ней.

Ход игры:  Воспитатель читает стихотворение и разбирает его с детьми  «Всяк сверчок знает свой шесток».

У осла и соловья, у лисы и журавля,

У стрекозы и муравья - жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно свой режим и дня и ночи.

И у каждого свое облюбовано жилье.

Выбирает привереда лишь свое меню обеда.

И в дороге изберут, каждый собственный маршрут.

У букашки и у птички, у любой свои привычки.

Тем – то каждый и хорош, что на прочих не похож.

Затем играющим раздаются карточки с изображением  разных домов (берлога, дупло, логово, нора) и силуэты лесных животных. Задача: расселить жильцов по домам и объяснить, почему именно там живут жители природы.

Дидактическая игра «Птицы – наши друзья»

Цель: Воспитывать в детях гуманное отношение к птицам, дать представления   о том, почему мы считаем птиц своими друзьями.

Ход игры:  Воспитатель читает стихотворение и обсуждает с детьми.

Пусть птицы нам поют без нот,

Пусть поют без слов,-

Я знаю все, о чем поет

Щегол и реполов.

Поет на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери-

Зачем тебе ни?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад-

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.

Далее воспитатель загадывает загадки о птицах или описывает их, дети узнают, о какой птице идет речь. Если ответ правильный - на экране появляется картинка с изображением птицы.

Дидактическая игра «Где живешь, рыбка?»

Цель: учить детей классифицировать рыб по месту обитания, закрепить представления об их жизни, воспитывать чувство ответственности и уважительного отношения к природе.

Ход игры:  У детей в руках силуэты речных, морских и аквариумных рыб. Воспитатель кладет перед собой символ моря (цвет морской волны), реки (голубой цвет) и аквариум  (прямоугольник с наклеенными из бумаги водорослями). После того, как все рыбки размещены по месту проживания, детям предлагается придумать рассказы о  жизни рыб в море, аквариуме, реке (как называются, где живут, чем питаются и т.д.).

Дидактическая игра «Что вредно и полезно для природы (воды)?»

Цель: обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ход игры:  Предложить детям игру с перфокартами,  на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях. Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Что вредно и полезно для природы

Дидактическая игра «Любите природу»

Цель: формировать желание оберегать и охранять природу, бережное отношение и любовь к природе, ко всему живому. Умение охарактеризовать с помощью знаков хорошего (веселого, плохого) поведения человека в природе. Дать представления о том, какие действия вредят природе.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображены  разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. Воспитатель предлагает детям выбрать тот знак (изображение веселого или грустного человечка), который соответствует ситуации. Знак дети выкладывают в правый угол карточки. За правильное выполненное задание участник игры получает фишку. Игра проводиться несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

detsad-1393961905      detsad-1393961936


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.К. Маркс, у...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться....

Выявление уровня сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе

Сегодня возникает актуальная проблема нравственного и эстетического воспитания детей по отношению к природе. На каком уровне сформированности субъективного отношения к природе находятся старшие дошкол...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней...

Статья «Дидактическая игра экологического содержания как средство познавательного и личностного развития дошкольников»

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...