Консультация
консультация на тему

Муратова Аниса Давлатовна

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризовать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_doshkolniku_kompyuter.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Зачем дошкольнику компьютер?

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризовать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Использование компьютера в жизни ребенка оказывает существенное влияние на различные стороны его развития. Естественная среда развития ребенка - это игра. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Ребенок воспроизводит в играх, то, что он видел или слышал ранее. Поэтому имеет значение, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же "дочки-матери", а мальчик в войну или на смену одним играм приходят другие, в которых дети выдумывают все новые повороты сюжета, принимают на себя разные роли.

Огромные возможности предоставляет компьютер, Интернет-ресурсы, которые открывают широкий спектр возможностей для ознакомления ребенка с мировыми шедеврами живописи, "живыми" книгами, "говорящими" словарями на разных языках, просмотра обучающих детских программ, в которых детям рассказывается о космосе, динозаврах, истории нашей цивилизации, народах и странах мира и многом другом. Источником получения новых знаний, впечатлений для ребенка может служить и компьютерная игра, которая помогает выделить наиболее значимые явления, связи окружающего мира, представить их более выпукло, в динамике, показать то, что невозможно увидеть в естественных условиях, например, как раскрывается бутон цветка, как растут корни дерева и т.п. Персонажи компьютерных игр помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждают поставить себя на его место, помочь персонажу преодолеть препятствия, порадоваться за его успехи, часто сюжетами таких игр становятся народные сказки и другие произведения фольклора. Через компьютерные игры дети усваивают средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций, обогащают свой словарный запас, овладевают новой терминологией, увиденное и услышанное воспроизводят в играх с новым содержанием, сказках, рисунках, поделках.

интерактивные (виртуальные) экскурсии

Вы хотите познакомить детей с миром театра? Используйте ресурсы сети Интернет. Сайты большинства театров позволяют зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Дети смогут подробно рассмотреть афишу, гардероб, гримерную, костюмерную. Они «побывают» на сцене, в зрительном зале, заглянут за кулисы. Девочки с удовольствием понаблюдают за работой гримеров, костюмеров, что не всегда доступно в реальности.

Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в театр.  На помощь придет виртуальное посещение спектакля. Благодаря ему дети увидят весь процесс в динамике, виртуально займут место в зрительном зале. Они смогут разглядеть актеров в деталях, понаблюдают за их жестами, мимикой.

Не знаете, как рассказать детям о редких профессиях и истории возникновения разных предметов? Виртуальная экскурсия для вас находка. Например, можно виртуально посетить типографию, узнать, как ее работники печатают газеты, журналы, книги. Во время настоящей экскурсии у детей не было бы возможности заглянуть внутрь печатной машины, рассмотреть, как сшиваются страницы, какие используются краски,— ведь это опасно. Виртуальная экскурсия не угрожает жизни и здоровью воспитанников.

Вы запланировали поход в музей? Посещение с детьми музеев— большая проблема. С помощью ИКТ педагог может познакомить воспитанников с любым музеем, виртуально посетить картинные галереи. Так, можно пройтись по залам Третьяковской галереи, рассказать о знаменитых русских художниках, показать известные картины. Такие просмотры с комментариями воспитателя производят на дошкольников большое впечатление, формируют желание самим заняться творчеством.

Знакомство дошкольников с графическим редактором

  1. Видео-, игровые и  интерактивные презентации

После виртуальной экскурсии в музей предоставьте детям возможность изучить новый материал подробно в виде презентаций на индивидуальных ноутбуках. Время просмотра картин на сайте регламентирует виртуальный экскурсовод. На личном ноутбуке дети могут остановиться на понравившейся картине, увеличить изображение и детально его рассмотреть.

Чтобы познакомить дошкольников с народными промыслами, используйте видеопрезентации работ мастеров. Например, можно показать детям видеофрагмент, где мастер поэтапно изготавливает элемент наличника для окон с помощью художественной резьбы.

Включайте видеопрезентации в сценарии праздников и театральных представлений. например видеописьмо с трогательными поздравлениями детей.

Интересными для воспитанников будут видеообращения сказочных персонажей. Они создадут интригу и перенесут детей в мир сказки.

Чтобы расширить представления дошкольников о предметах, событиях, явлениях, используйте игровые презентации. Включите в занятие по ознакомлению с музыкальными инструментами презентацию со звучанием отдельных инструментов. Она поможет отработать приемы коллективной согласованной игры (например, на ударных инструментах). Кроме того, видеофрагменты познакомят детей с редкими музыкальными инструментами (арфой, органом, волынкой). Воспитанники увидят и услышат, как извлекается звук.

Помимо этого существуют интерактивные презентации-задания. Данные задания развивают у детей логическое и абстрактное мышление, помогают сформировать навыки, необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую и т. д. Познакомиться с ними можно в Интернете, выбрать с учетом возраста воспитанников группы и использовать для решения текущих задач.

  1. Рисование с помощью графических редакторов

Дошкольники любят рисовать. Познакомьте их с возможностями графического редактора— программой для создания и редактирования графических изображений на компьютере.

Предложите дошкольникам создать с помощью графического редактора картинки, поздравительные открытки, рекламные буклеты (например, к театрализованным представлениям), приглашения на утренник, иллюстрации и анимации.

Закрепить навыки работы в графическом редакторе дети могут дома, выполняя с родителями небольшие задания.

  1. Электронные энциклопедии

Дошкольники любопытны и непосредственны в восприятии мира. Они задают взрослым множество вопросов о предметах, событиях, явлениях. Не всегда педагоги и родители могут сразу и полно ответить на них. Ответы на вопросы маленьких почемучек ищите в электронных энциклопедиях. Они содержательны, интересны по форме, включают красочные иллюстрации. Тематические разделы разнообразны и не ограничены книжным форматом.

Из электронных энциклопедий дети узнают о народных промыслах, видах динозавров, планетах Солнечной системы и т. д.

Познакомьте детей с электронными энциклопедиями, и их общение с компьютером станет содержательным и полезным. Подобный навык поиска информации пригодится им при обучении в школе.

При использовании ИКТ в образовательном процессе повышается роль и ответственность педагога. Причем взаимодействие участников образовательного процесса должно строиться по модели: взрослый (педагог или родитель)— ребенок— ИКТ. Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

Если педагог грамотно организует образовательную деятельность, дети не зациклятся на примитивных компьютерных играх. Правильный режим работы за компьютером позволит избежать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка, предотвратит раннюю компьютерную зависимость и искусственную аутизацию.

Педагоги и родители должны придерживаться той позиции, что компьютер— это средство решения образовательных задач. С его помощью можно оптимизировать образовательную деятельность, повысить познавательный интерес ребенка, но, ни в коем случае не использовать в качестве бесцельного просмотра мультфильмов. Необходимо помнить: компьютер должен дополнять воспитателя, а не заменять его.

  1. Какие результаты вы получите, используя ИКТ?

 

—Повысите эффективность занятий.

—Повысите познавательную мотивацию детей, раскроете их творческий потенциал.

—Обеспечите наглядность, эффективное восприятие и запоминание нового материала.

—Вовлечете в образовательную деятельность пассивных воспитанников.

—Покажете с помощью анимации и видеоряда явления и события в динамике.

—Смоделируете ситуации, которые нельзя или сложно показать детям в ходе НОД либо увидеть в повседневной жизни.

Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы она ни была эффективна, не заменит живого общения с детьми.

            Средний возраст для первого знакомства с просторами интернета в наше время – это 5-6 лет. Довольно много малышей мегаполисов получает доступ во всемирную сеть с 3-4 лет. Как правило, интернет у большинства родителей не вызывает должного беспокойства. Вот почему более 70% детей в возрасте от 7 до 12 лет пользуются им самостоятельно. Для детей 4-7 лет эта статистика чуть скромнее, но тоже неутешительна.

Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Главное придерживаться рекомендаций:

-лучше не применять компьютер там где можно обойтись без него

- соответствие возрастным возможностям детей

-предварительная работа (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с символами) космос

-правильная постановка задачи.

Игры на компьютере доступны для детей уже с 5 лет. Не забывайте радоваться успехам ребенка, варианты заданий должны быть разноуровневые.

не забываем проводить физминутки.

Аргументы «за» и «против»

Мало кто задумывается, что всемирная паутина – мир, созданный взрослыми для взрослых и детям там не место. Однако многие исследователи, уверенно заявляют, что интернет позволяет детям развиваться, учиться виртуальному общению, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни. А из-за появления так называемого детского интернета голоса их оппонентов расслышать очень сложно. Но противники существуют и их аргументы связаны с неустойчивостью психики юных пользователей, ведь ее так легко травмировать «взрослым» контентом. Однако существует решение этой проблемы, так называемый «родительский контроль». Это компонент защиты информации, который блокирует те странички, куда воспрещен вход детям. Другое дело, насколько эта защита действенна. Тем не менее, интернет — точно такая же среда общения, как школьный двор. К тому же он предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для обучения и познания мира. Запретить доступ в интернет — значит, лишить ребенка самого широкого в мире источника информации.
           Поэтому вопрос «Стоит ли разрешать ребенку пользоваться интернетом?» нужно задать по-другому: «Стоит ли разрешать ребенку пользоваться Интернетом без присмотра?».
           В интернет-пространстве очень много непонятных ребенку и зачастую опасных для него вещей. Уберечь малыша от них должны взрослые, а рекомендации как это сделать, вы дали в своих буклетах и памятках для родителей.

И важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который учитель-логопед может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Но главная цель при использовании ИТК в логопедии — не заменить традиционные средства, а дополнить их.

  1. Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми дает возможность оптимально решить 7 задач:

• формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;
• способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;
• воспитывать стремление достичь положительного результата;
• развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
• совершенствовать разные компоненты речевой системы;
• осуществлять индивидуальный подход в обучении;
• обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Так, применение презентаций, видеороликов на логопедических занятиях позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их крупнее, ярче, реалистичнее), что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера в приложении 1 представлены возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях.

Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-логопеда. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.

Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-логопеда появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.

На индивидуальных логопедических занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение ИКТ является одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недостатков.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя-логопеда, поэтому работа педагогического коллектива ДОО ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....