Программа взаимодействия с родителями группы на 2018-2019 учебный год
материал (младшая группа) на тему

Варламова Юлия Петровна

 

сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_vzaimodeystviyu_s_roditelyami.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

ПРИНЯТА                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета протокол №                       ___________ Агафонова Е.Ю.

от "  " августа  2018 г.                                                                      заведующая МБДОУ детский сад

                                                                                                            комбинированного вида №3 "Ручеек"  

СОГЛАСОВАНО                                                                              приказом №498

на родительском собрании                                                               от "  " августа 2018 г.

группы общеразвивающей направленности №3

от "  " сентября 2018 г.

Программа взаимодействия с родителями  группы  № 3 на 2018-2019 учебный год.

Воспитатель: Варламова Ю.П.

Городской округ г.Выкса

Введение

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.

В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество – общение на равных, когда нет привилегии, указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому педагогический коллектив начал работу над следующей задачей: сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями.

Пояснительная записка

Координальные изменения в социально – экономическом устройстве России поставили перед образованием принципиально новые задачи, решить которые призвана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1756 – р). Одним из приоритетных направлений решения этих задач в условиях модернизации образования является взаимодействие образовательного учреждения с семьей (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 90 / 30 – 16). Важной составляющей взаимодействия является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001год). Применительно к системе родители – дети, целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей. Просвещение родителей направлено на их ознакомление с передовым опытом в области воспитания и обучения детей. Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.


Цель программы: сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное.

Задачи программы:

  1. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ».
  2. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  3. Организация совместной деятельности по созданию условий для личностного становления ребёнка.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

         6.Активизация родителей посредством детско-взрослых проектов.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.
  2. Гармонизация детско-родительских отношений.

Актуальность

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и наставником.

Основные направления программы сотрудничества ДОУ с семьей:

  1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в деятельности ДОУ.
  2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ.
  3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей  к планированию и организации деятельности ДОУ.
  4. Обеспечение условий для привлечения родителей к контролю за деятельностью ДОУ.

Показателями степени включения родителей в деятельность ДОУ являются:

  1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
  • о педагогической деятельности в целом;
  • о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
  • об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
  • о деятельности воспитателя;
  • о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.

  1. Владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  2. Степень проявления интереса к активному включению в планирование  образовательного процесса.

Высший уровень проявления этих показателей является критерием влюченности родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения (организации) и семьи.

 Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании.


Основные направления реализации программы.

  Реализация программы рассчитана для работы  с детьми  3 - 4 лет.

Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи

по вопросам развития ребёнка

Информационно – аналитический

блок

Практический блок

Наглядно – информационные формы

взаимодействия

Досуговые формы

Взаимодействия

Познавательные формы взаимодействия

Информационно-аналитический блок

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.



Второй блок  практический

Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Досуговые

Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Спортивный праздник с родителями», участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов,

ведение домашних читательских дневников, походы     

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей.

Информационно- просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий,

библиотека игр и упражнений

Контрольно-оценочный блок

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия (в нашей группе используется книга отзывов). Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.


Оценка эффективности программы

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.

Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.


Список литературы

Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.

Прохорова Г.А. «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое издание «Айрис Пресс»

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 – 2013 уч.г. / составила Пляскина Е.В. – с. Троицкое: РМК, 2013 – с.60

Интернет – ресурсы: сайты МААМ. ru и nsportal.ru

Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)

Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424

Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.

Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29.

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.

Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.

Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.

Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с №497.

Монастырский В.А., Каримова Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы..

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.

Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.

Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.

Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с



Перспективный план по взаимодействию с родителями (2018-2019 учебный год)

Месяц

Информационно-аналитический блок

Практический блок

Познавательно-информационные формы взаимодействия

Досуговые формы взаимодействия

Наглядные формы взаимодействия

Трудовой десант

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Анкетирование

«Что  вы ждете от детского сада?»

Цель: Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей

Цель: получение первоначальных сведений о семье

Родительское собрание «Задачи воспитания и развития детей 3 – 4лет»

Цель: взаимное общение воспитателей и педагогов для успешного пребывания ребенка в детском саду.

Консультация «Что должен уметь ребенок 3 лет, поступающий в детский сад».

Цель:повышение педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду.

Выставка «Осенний вернисаж» (выставка букетов цветов и овощных поделок.)

Цель: привлечение                                          родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке.

Фотовыставка «Будем знакомы!» (семейные фото)

Цель: Узнать о семьях , их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей»

Цель: Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания

Осенний утренник

Цель: Демонстрация творческих способностей детей. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями

Информационный стенд:  «Как не заболеть осенью»

Цель:  Просветительская деятельность, направленная на профилактику простудных заболеваний, ГРИППА в группе и дома.

Акция «Самый чистый участок»

Цель: Привлечение родителей к благоустройству  группового участка, участию в субботнике.

Акция «Сохраним тепло» (утепление окон)

Цель: Привлечение родителей к подготовке группы к холодам

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Родительский круглый стол «Счастливый выходной день»

Цель: Обмен опытом семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей.

Праздник «Мама – самый лучший друг»

Выпуск газеты ко Дню Матери                                       Цель:привлечь внимание родителей к празднику, воспитывать у детей любовь и уважение к мамам.

День добрых дел. Акция «Кормушка для пичужки»

Цель: Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Анкетирование «Растем здоровыми»

Цель: Получение и анализ информации о формах и методах оздоровления детей дома.

Консультация: «Кризис трёхлеток. Что это такое?»

Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей. Реализация единого подхода в воспитании детей трёхлетнего возраста.

Новогодний утренник

Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями.

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки».

Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание совместно изготовить снежинки и украсить группу к празднику

Я

Н

В

А

Р

Ь

Индивидуальные беседы «Гиперактивный ребенок в ДОУ»

Цель: научить родителей эффективному взаимодействию с гиперактивным ребенком, дать рекомендации по воспитанию такого ребенка в семье.

Фотогазета «Зимняя прогулка в детском саду».

Цель: Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице.

День добрых дел «Снежные постройки».

Цель: Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Родительский клуб «Маленькие драчуны». (психолог)

Цель: Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций

Развлечение  с папами

Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Привлекать пап к активному участию в жизни группы. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями

Стенгазета к 23 февраля   «Лучше папы друга нет»          Цель: Привлечь мам и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

М

А

Р

Т

Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка»( медработник).

Цель: Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка

Утренник, посвященный 8 Марта

Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями

Фотогазеты «Мамочка любимая моя!».

Цель: Привлечь пап и детей к оформлению выставки–поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

Акция  «Пришла весна, прилетели птицы». (Изготовление скворечников)

Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию у детей заботливого отношения к птицам.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Консультация «Витаминизация детского рациона»

Цель: педагогическое просвещение семей в вопросах обеспечения здоровья ребенка.

Стенгазета «Улыбнитесь с нами»

Цель: создание положительного настроя у детей и взрослых, сплочение группы, развитие эмпатии.

М

А

Й

Родительское  собрание  «Вот и стали мы на год старше»

 Цель: Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.

Фотовыставка «Детский сад – родной наш дом. Здесь мы дружно все живем»

Цель: привлечь внимание родителей к жизни детей в детском саду

Акция«День добрых дел»

Цель: Привлечение родителей к благоустройству участка.

И

Ю

Н

Ь

Памятка: «Ходить босиком полезно!»

Цель: продолжать знакомить родителей с видами и приёмами закаливания детей. Призывать вести здоровый образ жизни.

Консультация «О летнем отдыхе детей»

Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах организации детского отдыха летом.

Летние развлечения по проекту

Цель: создание радостного настроения, снятие нервного перенапряжения, обеспечить эмоциональную разрядку.

Конкурс мячей: изготовление мячей из разного материала к празднику «День защиты детей».

Цель: побуждать родителей ксовместному творчеству с детьми.

Трудовой десант:украшение участка (из конфетных фантиков)

 «Конфетти»

Цель: развитие творческого взаимодействия 

родителей и детей.

И

Ю

Л

Ь

Консультации: «Купание- прекрасное закаливающее средство», «Надувные игрушки».

Цель:побуждать родителей проводить закаливающие процедуры с детьми. Познакомить с разновидностями надувных игрушек для купания и игр на воде. Напомнить правила поведения на воде и оказание первой медицинской помощи.

Летние развлечения по проекту

Цель: создание радостного настроения, снятие нервного перенапряжения, обеспечить эмоциональную разрядку.

Папка – раскладушка 

«Летние забавы: рисуем мелками на асфальте».

Цель: познакомить родителей с разнообразием игр и заданий с цветными мелками. Привлекать родителей к совместному с детьми творчеству.

День добрых дел «Выносной материал».

Цель: Привлечь к оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность

А

В

Г

У

С

Т

Летние развлечения по проекту

Цель: создание радостного настроения, снятие нервного перенапряжения, обеспечить эмоциональную разрядку.

Папка передвижка «Игры с песком и водой»

Цель: рассказать родителям о развитии познавательных способностей детей во время игр с песком и водой.