Долгосрочный детско – родительский проект Тема: «Занимательная логика»
проект (старшая группа) на тему

Хебнева Елена Алексеевна

Долгосрочный детско-родительский проект в старшей группе "Занимательная логика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanimatelnaya_logika.docx291.32 КБ

Предварительный просмотр:

                          Управление образования администрации

                      городского округа город Выкса

Долгосрочный детско – родительский проект

Тема: «Занимательная логика»

Разработчик:

воспитатель МБДОУ детского сада

 комбинированного вида №4

Хебнева Елена Алексеевна

Городской округ город. Выкса 2017 г.

Оглавление

Актуальность....................................................................................................................3

Цель, задачи......................................................................................................................4

Этапы проекта..................................................................................................................5

Заключение......................................................................................................................8

Список литературы.........................................................................................................9

Приложения

Актуальность

Неотъемлемым требованием успешного обучения ребенка в школе является его готовность к восприятию новых знаний и умению применить их на практике. На данном этапе  большое внимание уделяется собственно качеству образования. Не секрет, что успешный ребенок – это ребенок, усвоивший основные способы получения новых знаний, а для этого, конечно, необходимо развитие логических приемов умственных действий. Поэтому на сегодняшний день, поиск способов и методов развития логического мышления у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач дошкольного образования.

Успешное освоение школьной программой требует от ребёнка ряда психологических качеств. Важнейшее из них - принятие позиции школьника, овладение умением учиться, развитие логического мышления.

Логическое мышление даёт ребёнку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные, существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Но ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей, так как условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.

Актуальным является то, что родители заинтересованы данной темой. Имеют желание получить полезную информацию о формировании математических представлений и развитии логического  мышления детей. Применение занимательной математики в непринужденной форме в условиях семьи закрепляет математические представления и развивает логическое мышление  у ребенка путем использования занимательного  материала в игровой деятельности на прогулке, во время дороги в ДОУ и домой, в поездках, на кухне позволяет формировать элементарные математические представления и развивать логическое мышление у детей.

Цель: формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности через взаимодействие с родителями.

Задачи:

-  Создать условия для развития мотивации к решению познавательных и творческих задач, а также к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- способствовать формированию и развитию простейших логических структур мышления и математических представлений;

- способствовать развитию стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной деятельности;

- Содействовать развитию коммуникативных способностей детей, а так же детско-родительских взаимоотношний и взаимодействий в рамках проекта.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Срок реализации: с 01.09.2017г. по 31.05.2018г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Ожидаемый результат:

Воспитанники:

- сформировано элементарное логическое мышление,

- устанавливают причинно-следственные связи,

- умеют экспериментировать, синтезировать полученные знания в быту.

Родители:

- активные участники проекта,

- проявляют интерес к образовательному процессу в ДОУ.

Воспитатель:

- осуществляет инновационную деятельность,

- повышает профессиональный уровень,

- расширяет кругозор.

Форма отчета:

Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ №4.

Разработчик проекта:

Воспитатель – Хебнева Елена Алексеевна.

Этапы проекта

Этапы

Формы работы

Цель

Сроки

1 этап подготовительный

1. Определение цели и задач проекта, подбор материала.

2. Подбор литературы.

3. Подбор и разработка дидактических игр.

4. Составление конспектов НОД, интеллектуальных викторин, совместных с родителями мероприятий.

Подготовка к работе над проектом.

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

1 -3 недели сентября.

2 этап аналитический

I. Знакомство с логическими играми и упражнениями:

 «100 игр на развитие мышления» А.Ермилова;

«Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» И.Светлова;

«Мышление» С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина;

«Большая книга маленького гения» Наталья и Сергей Гордиенко.

II. Отгадывание и придумывание загадок.

III. Создание картотек с логико-математическими играми.

IV. Создание дидактических игр.

V. Подготовка методических материалов для родителей (консультации, буклеты, мастер-класс, рекомендации, домашние задания).

Развитие познавательного интереса, расширение

кругозора.

Развитие логического мышления.

Подготовка материалов для формирования логического мышления дошкольников.

Подготовка материалов в рамках проекта.

Вовлечение родителей в работу над проектом.

В течении проекта

3 этап практический

I. Решение логических задач, например:

Задача 1. Про лягушек

задача с лягушками

Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке. 
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.

Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек? (Интернетисточник)

Задача 2. Про рыбок и аквариум

задачка с рыбками

Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.

(Интернетисточник)

Задача 3. Продолжи ряд изображений

задача на определение и продолжение закономерности

Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).

Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.

(Чередование живого и неживого).

(Интернетисточник)

II. Логические загадки:

1.Шел Кандрат в Ленинград, а на встречу пять ребят.

Сколько ребят шло в Ленинград?

2.Что тяжелей, килограмм ваты или килограмм камней?

3.От чего утка плавает?

4.По чему летают птицы?

IIV. Картотека логических игр с блоками Дьенеша.

Картотека игр с палочками Кюизенера.

Карототека словесных логических игр для старших дошкольников.

Картотека логико-математических игр.

IV. Компьютерные дидактические игры:

«Четвертый лишний»,

«Сколько»,

«»Найди лишнее».

V. Консультации для родителей:

«Логико-математические занимательные игры для дошкольников»

«Занимательная логика»

«Настольно-печатные игры как средство развития логико-математических способностей детей лошкольного возраста»

«Развиваемся играя» Игры –головоломки

«Игры и упражнения для развития логики и мышления дошкольников»

VI. Буклеты для родителей:

«Играем вместе»

«Играем по дороге в детский сад»

«Игры на прогулке»

«Задачи логико-математического развития»

«Занимательные логико-математические игры для дошкольников»

VII. Мастер-класс для родителей по изготовлению логических занимательных игр «Велькрош», «Фантазия».

VIII. Рекомендации родителям по развитию логико-математических способностей детей.

IX. Домашние задания:

Придумать головоломку всей семьей.

Придумать и нарисовать лабиринт.

Помочь детям придумать логическую загадку.

Рисуем портрет: «Госпожа Логика»

Развития внимания и сообразительности дошкольников.

Развитие логического мышления дошкольников.

Использование логических игр с целью развития мышления, внимания и сообразительности детей.

Разнообразие способов развития логико-математических

способносте детей.

Информирование родителей о способах и средствах для развития логико-математических способносте детей.

Заинтересовать и привлечь к работе над проектом.

Познакомить родителей с логическими занимательными играми.

Привлечь родителей к изготовлению логических игр своими руками.

Побуждать родителей использовать логико-математические в семье.

Побуждать родителей к совместной деятельности с детьми. Развивать логическое мышление, творческие способности детей.

В течении всего проекта

4 этап презентационный

Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ д/с №4

Май 2018г.

5 этап контрольный

Обсуждение результатов на родительском собрании.

Май 2018г.

Заключение

        Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

       Задача логико-математических игр – организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношения детей.

               К таким играм и упражнениям относятся логические блоки Дьенеша и «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайловой. Во многих играх требуется умение сравнивать, сопоставлять, решать логические задачи, делать обобщения, планировать, комбинировать свои действия в наиболее целесообразном направлении.

       Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет искать нам наиболее интересные формы работы (интеграция педагогических технологий), что способствует развитию элементарных математических представлений.

               Элементарные знания по математике определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком.

                Игра будит мысль, доставляет радость достижения цели, самостоятельно умственного усилия, сознания преодоления трудностей. Все это характерно для самостоятельной деятельности игры детей.

      Таким образом, обучающие, логико-математические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, являются хорошей школой развития мышления ребенка, а это одно из главных качеств будущего школьника.

Список литературы

1.Береславский Л.Я. «Азбука логики»/ Л.Я.Береславский. - М., 2001г.

2.Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. /А.Венгер, О.М.Дьясенко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская.-М.,1999г.

3. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург./ В.В.Волонина. 1996г.

4. Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху./ В.И.Ковалев. - М., 2004г.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З.А.Михайлова. - М., 1990г.

6. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. / С.Мисуна. 2005г. №12

7. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. /С.Мисуна.  2005г. №8

8. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., Игралочка/ Л.Г.Петорсон, Е.Е.Кочемасова. - М., 2004г.

9. Савенкова А. Конкурс интеллектуалов// Дошкольное воспитание/ А.Савенкова. 1998 г. № 2

10.Синицына Е. Логические игры и задачи/ Е.Синицина - М., 2004г.

11. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду. / О.В.Шумакова. 2004-№ 2

12. Узорова О. Л., Нефедова С. Р. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать»./ О.Л.Узорова, С.Р.Нефедова. - М. 2000 г.

Приложение 1

Консультация для родителей

«Логико-математические занимательные игры для дошкольников»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ детского сада

 комбинированного вида №4

г. Выкса, Нижегородской обл.

Хебнева Елена Алексеевна

         Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Цель логико-математической игры – развитие интнллектуально- познавателных и творческих способностей ребенка.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы важное значение уделяется логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Среди материалов, предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития, и воспитания. Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счётными палочками. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного, использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) – абстрактно – дидактическое средство, которое является наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, жёлтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой, маленький) и толщины (тонкий, толстый). 

Также с целью развития логико-математических способносте детей можно использовать такие занимательные игры , как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие.

Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы). Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать  из геометрических фигур на плоскости силуэты фигур, предметов, животных, человека по замыслу или образцу. Развивающие игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Сложи фигуру»,

             Счетные палочки развивают пространственное воображение, смекалку и сообразительность, мелкую моторику. Предложите детям  игровые задания:  Как из квадрата получить 2 треугольника, из 8 палочек построить 2 квадрата? Как  переложить одну палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону? Построй колодец.

              Для развития логического мышления можно использовать  и цветные карандаши. Взрослый выкладывает на стол разноцветные карандаши разной длины (два самых длинных, один короче, два самых коротких) и дает задания: «Выбери самый длинный карандаш», «Выбери карандаш покороче», «Положи рядом два карандаша, одинаковые по длине», «Разложи карандаши по порядку: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий».  В конце  детям нужно найти самый длинный и самый короткий карандаши,

             Играя с детьми, не подсказывайте,  не делайте то, что он сам может сделать.  Такая подсказка только вредит ему! Позвольте ребенку  подумать самому, с удовольствием сделать маленькое открытие.

Приложение 2

Карототека логико-математических игр

с блоками Дьенеша

C:\Users\Admin\Desktop\YandexDisk\Фотокамера\2018-04-23 11-30-18.JPG

Игра - Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. 
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:  

  • Упражнять детей в группировке геометрических фигур
  • -Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

- Разделите  фигуры между сказочными  героями так, чтобы:

- У  Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Карандашу  достались все  желтые

- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра  « На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли  до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

Дидактическая игра  «Заселим в домики»

Задачи: Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры:  Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие 

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра  «Что изменилось»

Задачи:

-Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "
Материал:

• "Эскизы картин" - листы большого цветного картона
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;
• набор блоков
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_4.jpeg 

Приложение 3

Картотека логико-математических игр с палочками Кюизенера

Игра «Взрослые и дети»

Цель. Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции. Развивать умение оперировать признаками предмета; сравнивать изображенных людей по полу и возрасту.

Материал. Цветные счетные палочки, сгруппированные таким образом, что одни дети (по желанию) конструируют взрослых (набор палочек от 3 до 8), другие – детей (набор палочек от 1 до 5); карточка.

Описание: Педагог предлагает детям выложить на карточке фигуру человека из палочек. Дети кладут карточки с готовыми изображениями на общий стол (рис. 12, цв. вкл.). Рассматривая их, ребята определяют замысел товарищей. Следует поощрять детские споры, возражения.

Задания

– Кто из вас сделал взрослых? Кто они? (Мужчина, женщина, папа, мама, бабушка, дедушка.)

– Кто сделал детей?

– Сколько детей?

– Сколько взрослых?

– Можно ли из ваших фигур составить семью? Как это сделать?

Дети договариваются о том, сколько человек (взрослых, детей) будет в семье, составляют семью и рассказывают о ней.

Игра «Время»

Цель. Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

Материал. Цветные счетные палочки: 13 белых, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 12. Карточка, на которой нарисован круг с точками, обозначающими каждый час (на каждого ребенка).

Описание:

Вопросы и задания

– Сегодня мы будем делать из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки положите белый кубик. Теперь возле каждого кубика по кругу, начиная сверху, положите цифры по порядку.

– Чего не хватает для того, чтобы получился циферблат? (Стрелок.) Длинная стрелка что показывает? (Минуты.) А короткая? (Часы.)

– Поставьте на часах минутную стрелку на двенадцать, а часовую на цифру один. Сколько времени на часах? (Один час.)

– Передвиньте часовую стрелку на цифру три. Часы показывают… (Три часа.)

– Теперь поставьте часовую стрелку возле цифры шесть. Который час на ваших часах? (Шесть часов.) Что вы делаете в это время?

– Покажите на часах любое время. Который час показывают ваши часы? У кого часы показывают утро? У кого вечер?

– Возле какой цифры стоит минутная стрелка? А часовая?

Игра «Ваза для цветов»

Цель. Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать его воображение.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Предварительная работа. Организовать выставку «Вазы» (подобрать вазы для выставки, репродукции картин, журналы, книги, слайды). Акцентировать внимание на дизайнерских решениях в изображении, соотношении размеров цветов с размерами ваз.

Описание: Педагог предлагает детям выложить вазу для выставки цветов из палочек. По завершении работы предлагает детям выставить работы на выставке. Каждый ребенок представляет свою вазу, рассказывает о ее форме, используя математические термины: высокая ваза с узким горлышком, низкая ваза с широким горлышком, высокая ваза на тонкой ножке и т. д.; высказывает свои предположения о том, какие цветы красиво смотрелись бы в этой вазе.

Игра «Скорый поезд»

Цель. Упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа.

Материал. Цветные счетные палочки: 2 голубые, 6 розовых; карточка.

Описание: Дети выкладывают из палочек голубой и розовый составы, идущие в разных направлениях. (Локомотив – палочка, стоящая вертикально.)

Вопросы

– В какую сторону едут поезда?

– Если в каждом голубом вагоне едет три пассажира, сколько всего пассажиров в голубом поезде?

– В каждом розовом вагоне едет два пассажира. Сколько всего пассажиров перевозит розовый поезд?

– Какой состав перевез больше пассажиров?

Игра «Мы с Тамарой ходим парой»

Цель. Упражнять детей в счете двойками. Учить находить сходство и различия между предметами, осмысленно использовать математическое понятие «пара».

Материал. Два комплекта цветных счетных палочек от 3 до 7 и еще 2 любые палочки; карточка.

Описание: Воспитатель рассказывает детям историю: однажды дети пошли гулять. Все встали в пары, а Тамаре пары не хватило. Ее друзья посоветовали ей взять в пару игрушечного мишку косолапого. Дети расставляют палочки согласно тексту парами (в парах могут быть палочки одного или разных цветов).

Вопросы и задания

– Сколько пар получилось?

– Как составлены пары? В них дети одного возраста?

– По сколько лет детям в каждой паре?

– Дайте детям имена.

Работа парами

Задание первому ряду: поставить пары друг за другом.

Задание второму ряду: поставить пары по кругу.

– Где больше пар: в кругу или в ряду?

– Как это можно узнать?

Игра «Лягушонок»

Цель. Учить детей составлять целое из отдельных предметов, работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку.

Материал. Цветные счетные палочки: 7 розовых, 8 голубых, 1 красная, 4 фиолетовые; карточка.

Предварительная работа. Заранее разучить с детьми загадки о лягушках:

Описание: Педагог дает детям задания, выполняя которые они выкладывают лягушку (рис. 13, цв. вкл.).

– На карточке в середине положите две палочки фиолетового цвета.

– На них сверху положите красную палочку.

– На нее сверху положите еще две фиолетовые палочки.

– Слева и справа от края положите розовые палочки.

– Слева и справа от фиолетовых положите по одной голубой палочке.

– Слева от голубой и справа от голубой палочек поставьте еще по одной голубой палочке.

– На голубые палочки положите по одной розовой палочке.

– А теперь слева и справа внизу приставьте к розовым палочкам по голубой палочке.

– Возьмите голубые палочки и положите по одной внизу, чтобы они соприкасались с голубыми.

– Что получилось?

– Какое число обозначают голубые палочки? (Три.)

– Какое число обозначают фиолетовые палочки? (Шесть.)

– Сколько палочек пошло на лапки?

– Где расположены розовые палочки?

В заключение можно предложить детям придумать загадки про лягушку.

Игра «Строим ворота»

Цель. Закреплять знания о цветовом и числовом значении палочек; упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения (шире – уже, выше – ниже, равные по высоте); в ориентировке в пространстве; в умении пользоваться словами: «внутри», «снаружи». Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на один.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 3 желтые, 2 красные, 2 фиолетовые, 1 черная, 1 голубая.

Описание: Педагог предлагаете детям сначала сделать ворота из двух фиолетовых и одной черной палочек, а затем внутри этих ворот сделать желтые ворота. После выполнения этого задания дает задание сделать еще одни ворота – внутри которых уместятся предыдущие ворота.

Вопросы

– Сколько всего ворот?

– Чему равна ширина самых высоких и самых низких ворот? (Черная – семи, а фиолетовая – шести.)

– Что можно сказать о ширине средних ворот? (Они шире голубых, но уже черных.) 

– Чему равна высота столбов?

– Сколько всего палочек пошло на столбы? (Шесть.) А на перекладины? (Три.)

– Где находятся желтые ворота? (Внутри фиолетовых и снаружи голубых.)

– Назовите игрушки, которые вкладываются друг в друга, как наши ворота?(Матрешки, мисочки, бочонки.)

– Как можно назвать эти игрушки одним словом? (Вкладыши.)

Игра «Кораблик»

Цель. Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми книги, иллюстрации с изображением пароходов.

Описание:  Предлагает детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличался от первого.

Вопросы

– Какого цвета палочки?

– Какое число обозначает этот цвет?

– У какого парохода мачта выше? Как это можно узнать?

– На какой кораблик пошло больше палочек?

– Можно ли узнать, в какую сторону плывет кораблик? Если можно, то как?

– Чем один кораблик отличается от другого?

Работа парами

– Найдите различия между вашими корабликами.

– Что можно сказать про мачты на ваших корабликах?

https:/detskiy-sad/matematika/2015/07/16/kartoteka-igr-i-uprazh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».

Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое    ребёнок делает сам!»...

Родительский клуб. Тема: «Развитие логико-математического мышления у ребенка через игру».

Задача клуба -  сформировать у родителей представления о том, как развить у ребенка логико-математическое мышление через игровую деятельность....

Родительский клуб. Тема: «Развитие логико-математического мышления у ребенка через игру».

Задача родительского клуба - сформировать у родителей представления о том, как развить у ребенка логико-математическое мышление через игровую деятельность....

Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».

Цель проекта:     Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех...