Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
методическая разработка на тему
И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_master-klass_ispolzovanie_art-terapii_v_rabote_p-p_kremoterapiya_.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме
«Использование арт-терапии в работе
педагога-психолога»
Цель: познакомить коллег с новой техникой арт-терапии и приемами для снятия психоэмоционального напряжения у детей, страхов, тревоги.
Оборудование: Панели для рисования, полотенца, салфетки, детский крем «Алиса», мелкие предметы, ноутбук.
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем наш мастер-класс.
Мне, хотелось бы начать с констатации факта - с каждым годом число здоровых детей уменьшается, актуальной проблемой дошкольных учреждений является увеличение детей с тревожностью и страхами, с недостатками развития речи.
Для сохранения психического здоровья существует целая группа психотерапевтических приемов:
- Изотерапия
- Музыкотерапия
- Песочная терапия
- Водотерапия
- Аромотерапия
- Крупотерапия
И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос – что это такое?
Можно часто наблюдать такую картину – человек, погруженный в свои мысли, стоящий у запотевшего окна, и его рука не произвольно тянется к запотевшему стеклу, и на нем появляются символические изображения и линии. Затем, будто очнувшись, рукой стирает изображение и, отводя взгляд, опасаясь выдать что-то очень личное. Давно доказано, что в рисунках отражается внутреннее состояние человека: мысли и эмоции, весь внутренний мир в миниатюре. Если наблюдать за людьми, то можно заметить, даже обдумывая фразу или погружаясь в переживания, они подсознательно водят пальцем по какой либо поверхности. Когда нам трудно и тяжелого, и нас переполняют негативные чувства, нам советуют рассказать «поделиться», и будет легче. Но есть люди (часто это дети), которым очень тяжело озвучить свои переживания, можно в этом случае использовать изотерапию – рисование.
В своей работе я начала использовать для облегчения вхождения в контакт с детьми кремотерапию. Специально для этого я сделала планшет из оргстекла, на его поверхность наношу детский и равномерно распределяю его по поверхности планшета. Теперь при рисовании, рисунок на стекле будет хорошо заметен. Именно такая техника рисования имитирует рисование на запотевшем стекле. При рисовании можно использовать дополнительные элементы – игрушки, бусины, камушки, ракушки и др. мелкие предметы. Такая методика подходит для занятий с тревожными замкнутыми детьми, т. к. они не боятся рисовать кремом, ведь в случае если что-то не получается, рисунок легко исправить.
Такая творческая работа развивает фантазию, помогает укрепить мышцы рук, разработать суставы. Рисование кремом благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов. агрессивное поведение, неуравновешенность, тревожность.
Также для нормализации психоэмоционального душевного состояния используем цветотерацию, т. к. планшет у нас прозрачный можно под него стелить цветные полотенца. Цвет полотенца выбирается от эмоционального состояния детей.
Перед тем, как мы начнем рисовать, я предлагаю размять наши пальчики.
- Разминка.
Упражнение «Волшебные пальчики».
Ведущий: Вспомните, как люди общаются друг с другом, с помощью чего? А когда не было речи, то люди общались с помощью рук. Наши руки очень пластичны, гибкие, мы можем с их помощью изобразить ручеек (руки вытянуты перед собой и изобразить волну), цветок (ладони поставить перед грудью, локти соединить вместе, и постепенно раскрыть ладони, при этом пальцы широко расставить), бабочку (руки перед грудью, большие пальцы соединить, а ладони развести в стороны от себя, имитируя движения крыльев бабочки, слегка сводить и разводить ладони), солнце (руки перед грудью, пальцы растопырить, сложить ладошки и поворачивать в разные стороны).
Выполняя такие упражнения мы видим, что наши руки действительно волшебные, и с их помощью можно не только говорить, но и творить.
Выполнение рисунков на панели
А сейчас посмотрите на свои панели, У вас на панели, на них уже равномерно распределен крем и мы можем сразу начать рисование. Скажите, что он вам напоминает? (эффект запотевшего стекла, морозный рисунок на стекле и т.д.) Рисовать можно бездумно, передавая свои эмоции и чувства, а можно по заданной теме, тема зависит от проблем аудитории. Рисование может быть индивидуальным и групповым.
А я хочу показать вам некоторые элементы рисования –рисовать можно одним пальцем, двумя пальцами, двумя руками. Рисовать можно природные явления, следы зверей, птиц и многое другое,что подсказывает вам ваше воображение. Рисование на креме это рисование без боязни, даже для самого неумелого художника, так как любой штрих или линия легко убирается и рисование продолжается дальше.
А сейчас, забыв о том, что вы взрослые, слушая музыку и погрузившись в детство, попробуйте передать свое настроение и чувства на лежащей перед вами панели, используя золотую методику.
Рефлексия
А теперь попробуйте предать словами свое состояние от выполненной работы.
Данная методика нашла практическое применение у детей во всех возрастных группах, ей могут овладеть и многие родители. Использование кремотерапии в моей практике, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов:
- У детей происходит снижение тревожности и страхов, снятие мышечных зажимов;
-Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
-У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений.
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и участие, мне было приятно с вами работать.
Литература:
- Рисуем кремом на стекле./ Соловьева Т.// Школьный психолог. – 2007. - № 21 – С. 35
- https://infourok.ru/master-klass-po-teme-risuem-kremom-na-stekle-1621673.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».
Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...
МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми»
мастер-класс для воспитателей...
Мастер класс на тему "Использование Су Джок терапии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Мастер класс на тему"Использование Су Джок терапии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов "Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса. Мандала - путь к себе."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22651527","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер – класс по теме: «Су-Джок терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками с ОНР»
На мастер-классе я познакомлю вас с элементами здоровьесберегающей технологии, помогу раскрыть ее значение в работе по сохранению здоровья дошкольников с ОНР....
Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений
Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....