Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

 

 

Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений».

 Очень часто логопеду приходится думать над тем, как и чем, разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет впоследствии к желаемому результату.

 В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-,смехо-, игро-воско-, и др.)Нам очень хочется остановиться на том, который на мой взгляд являются наиболее целесообразными и эффективными в коррекционной работе логопеда: Это песочная терапия.

Песок является «заземлением» отрицательной энергии и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет

Целью песочной терапии является

  • Эмоциональное благополучие ребенка,
  • Самоактуализация,
  • Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности песка

  • Усиливается желание ребенка узнать что - то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
  • Развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно  игровой деятельности.
  • «Заземляется» отрицательная энергия.

Задачи песочной терапии

  • Развитие диафрагмального дыхания
  • Регуляция мышечного тонуса
  • Автоматизация звуков
  • Развитие фонематического слуха
  • Формирование слоговой структуры слова
  • Словарная работа
  • Звуковой анализ слов
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

 

Песочную терапию в работе  используем уже на протяжении 7 лет.  В этом году  решили использовать цветной кинетический песок, он очень удобен в работе с детьми, не липнет к рукам, не рассыпается, как простой песок, гипоаллергенный.

Сейчас  работа проводится  с детьми среднего возраста, это наш первый опыт с данной возрастной категорией. В самом начале нашей совместной работы с детьми, в использовании песочной терапии, увидели огромную заинтересованность детей к песку, дети с удовольствием выполняли все задания, с большим интересом всегда бегут на занятие.

Сейчас хочется рассказать вам о том, какую работу можно выполнять в песочной терапии.

На занятиях песочной терапии можно автоматизировать звуки

Например:

-Проводим по песку пальцем и проговариваем: р-р-р или любой другой звук. Набрав в руку песок, произносит звук С, насыпая горку.

Находя в песке игрушки от киндер-сюрприза, ребенок называет с какого звука начинаются, четко проговаривая его

«Сильный мотор» - проводя глубокую дорожку по песку указательным пальцем и произнося «р-р-р»

«Слабый мотор» - проводя мизинцем слабую дорожку и произнося «рь-рь»

Дифференцировать звуки

-Проводя пальцем волнообразную линию или выкладывая цветные камушки, произносим ша-жа( при этом мы обозначаем цветовую позицию камней. На звук «Ш», например синий на звук «Ж» красный)

Корректировать нарушения слоговой структуры

-Ребенок вертикальными полосками на песке делит заданное слово на слоги

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

- Наращивать слоги, выкладывая так же цветными камушками второй слог –ка

Баб-ка, дуд-ка, дед-ка, кош-ка ( а после проговаривает слово целиком)

Отрабатывать чистоговорки

-Выкладывая камушки в ряд, в определенной цветовой гамме, определяющей звук, проговаривать - са-са-са, у Сони красивая коса

Отрабатывать артикуляционную гимнастику

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Ладонью хлопаем по песку, губами шлепаем одновременно по высунутому языку и произносим п-п-п- или пя-пя-пя

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Развивать фонематический слух (Это для подготовительной группы)

-Ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке или выложить из камушек или ракушек

-Ребенок в песке находит буквы и складывает из них слово

Совершенствовать пространственную ориентировку

-Ребенку предлагается найти в правом верхнем углу игрушку, правильно назвать ее, проговаривая звук и назвать местоположение звука.

Связной речи

-Находя в песке игрушки, ребенок должен с ними составить небольшой рассказ

Цветовую гамму (используя цветной песок)

Положи в красный песок все игрушки на определенный звук или на  видовую классификацию, а в зеленый на другой звук

-В красном песком в левом нижнем углу нужно написать букву «А»

Развивать лексико-грамматический строй речи

«ЧЕГО НЕ СТАЛО» -

Для закрепления существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед либо стирает часть предметов на песочной картинке, либо убирает игрушку в песке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

-«Скажи какой?»

Ребенок находит в песке игрушки и описывает их прилагательными.

(лимон - желтый, кислый; тарелка - круглая, пластмассовая)

Отрабатывается видовая классификация предметов

- Нужно найти в песке игрушки и сказать, как их можно назвать одним словом.

А сейчас хочу показать  несколько фрагментов занятий с детьми по песочной терапии.

Песочная терапия развивает тактильную чувствительность, как основу «ручного интеллекта», совершенствует внимание, память, диафрагмальное дыхание, мышление, моторику и речь, что для нас является очень важным в работе.

Заключение

Опыт нашей работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

2. Ребенок чувствует себя более успешным.

3. На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочная терапия дает положительное эмоциональное состояние детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 182_prez_po_pesku.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учителя – логопеды: Крайчикова Марина Владимировна Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 182 « Солнечный город»

Слайд 2

Методы нетрадиционного воздействия Игротерапия Сказкотерапия Смехотерапия Воскотерапия Су-джок терапия Биоэнергопластика Песочная терапия и др.

Слайд 3

Задачи песочной терапии: Развитие диафрагмального дыхания Регуляция мышечного тонуса Автоматизация звуков Развитие фонематического слуха Формирование слоговой структуры слова Словарная работа Звуковой анализ слов Обучение грамоте Связная речь

Слайд 4

Терапевтические возможности: Усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». Развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности. «Заземляется» отрицательная энергия.

Слайд 5

Автоматизация звуков «Р» и « Рь »

Слайд 6

Дифференциация звуков

Слайд 7

Отработка слоговой структуры слов

Слайд 8

Повторение чистоговорок

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика

Слайд 10

Печатаем буквы на песке

Слайд 11

Складываем буквы в слова

Слайд 12

Складываем буквы из ракушек

Слайд 13

Автоматизация звука, используя цветовые гаммы

Слайд 14

Игра «Что изменилось?»

Слайд 15

Классификация предметов

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"

Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...

Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

middot;        Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.·        Прив...

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

Консультация для воспитателей «Применение Су-Джок терапии как средство коррекции речевых нарушений у детей»

Консультация для воспитателей «Применение Су-Джок терапии как средство коррекции речевых нарушений у детей»«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский....

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

laquo;Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»...

Консультация для педагогов "Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Консультация  «Развивающая среда – как средство  коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»...

Двигательная деятельность с использованием художественного слова как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.

Применение художественного слова в разных формах работы с старшими дошкольниками с ОНР по физическому воспитанию для повышения интереса и усиления мотивации воспитанников к выполнению физических упраж...