Двигательная деятельность с использованием художественного слова как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
статья (старшая, подготовительная группа)

Применение художественного слова в разных формах работы с старшими дошкольниками с ОНР по физическому воспитанию для повышения интереса и усиления мотивации воспитанников к выполнению физических упражнений и обогащения словарного словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная деятельность с использованием художественного слова как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.

        Детям с общим недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства: им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, сформированность моторных функций.

        Моя задача сделать все возможное для устранения речемоторного нарушения у воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с общими нарушениями речи с задачами развития речи. Для повышения интереса и усиления мотивации детей к выполнению физических упражнений и обогащения словарного словаря, физкультурных занятиях использую художественное слово. Художественное слово применяю в разных формах работы с старшими дошкольниками по физическому воспитанию.

        Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с ОНР необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции. В работе с дошкольниками с ОНР использую подвижные игры со словесным сопровождением («Баба Яга», «Два мороза», «Гуси – гуси», «Водяной» и др.), которые приучают ребёнка координировать движения и речь, выполнять упражнения с определённой амплитудой и скоростью, стимулируют речь, активизируют артикуляцию и силу голоса. В игре он не боится выражать свои чувства, не стесняется импровизировать и достигает эмоционального раскрепощения через речь и движение.

        Речевое сопровождение определенной тематики позволяет структурировать предложение, что способствует профилактике дисграфии анализа и синтеза. Решению этой же задачи служат считалки, когда каждое слово, включая предлоги и союзы, указывает на играющего. Организовывая с детьми различные игры для выбора ведущего, я использую различные считалочки. Детям они очень нравятся, они с желанием заучивают их на память. Считалка является одним из жанров устного творчества народа.  Её применяю для развития памяти у детей, считалки отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо для самовыражения.  

                Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Для поддержания интереса к утренней гимнастике иногда провожу её под стихотворный текст. Проговаривание детьми стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Например, тема недели «Осень и ее признаки». Проводится комплекс ОРУ «Осень золотая» и подвижная игра с речевым сопровождением «Улетают журавли».

               Заканчиваю гимнастику всегда речевкой, которая является своеобразным мантром здоровья: «По утрам зарядку делай – будешь сильным, ловким, смелым!», «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!», «Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна – от лени и болезней спасает нас она!» и др.

              Наибольший интерес для ребят представляют физкультурные занятия, построенные по сюжету. Художественное слово применяю в разных вариантах. Использование загадок или потешек при проведении физкультурных упражнений. Например, «Вот, ребята, вам загадки, покажите мне отгадки» – комплекс упражнений с использованием загадок. Задействование на занятии сюжета знакомой или придуманной сказки. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Занятия – путешествия: «Путешествие в сказочный лес», «Путешествуем на машине», «Мы едем в Африку». Включение фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки) или авторского художественного произведения в познавательные занятия валеологического характера, например, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Это оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

              Эффективным средством развития и коррекции психомоторной функции детей с общими нарушениями речи является использование на физкультурных занятиях и игровых упражнений предметов. Иногда сюжет занятия объединяю одним предметом: «Весёлый мяч», «Волшебный обруч», «Палочка-выручалочка», а иногда упражнения с предметами – часть занятия. Но почти всегда при выполнении детьми упражнений с предметом совмещаю художественное слово.

         Дети активно работают на физкультурных занятиях, построенных с использованием фольклора, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Используя малых форм фольклора, помогает детям приобщаться к русской народной культуре, развивает речь, воображение. Часто использую потешки для выполнения общеразвивающих упражнений и русские народные песни. Например, при выполнении ходьбы на носках исполняются песни «Во поле береза стояла», «По тропинке в лес идем…».

              С целью повышения эмоциональности воспитанников провожу на спортивно-оздоровительных мероприятиях физкультурные сказки. Содержание досуга может быть разным: задействован сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего эти сказки о животных, например: «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна – лягушка» и другие. В работе можно использовать и авторские сказки (С. Маршак «Кошкин дом) дополняя их потешками и загадками. На встрече с героями из разных сказок, например, «По страницам любимых сказок»; на протяжении всего занятия может присутствовать один сказочный герой, например, Буратино, Незнайка, Доктор Айболит. Для того чтобы провести такое мероприятие, детей заранее знакомлю со сказкой или литературным произведением. Дети «погружаются» в сказку, а затем перед ними ставится проблема – помочь сказочному герою. Для достижения цели им необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию. На предварительной подготовке дети учат стихи, песенки, что является дополнительной эмоциональной составляющей досуга.

             Интересные сюжетные комплексы можно найти у авторов: Ю. А. Кирилловой, Е. Н. Вареник, Н.А. Фомина, Т.Е. Харченко.

            Таким образом, широко используя художественное слово в двигательной деятельности можно добиться от детей с ОНР качественного выполнения движений, обогатить их словарный запас, развивать память, приобщить детей к русскому народному творчеству, привить любовь к физкультуре и спорту. Дети активнее вовлекаются в мир физкультурных занятий, с желанием выполняют простые физические упражнения, учатся общаться с взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений  Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....