Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
материал по логопедии

 

 «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Сказка»

Мастер-класс

 «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

                                                                                                   

                                                                                    Учитель-логопед:

                                                                                   Горлова Татьяна Ивановна          

с. Дивное 2019

Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов в вопросах коррекции  речевых нарушений дошкольников на основе  современных требований.

Задачи:

  1. Показать участникам мастер-класса эффективные технологии, методы и приемы коррекции речевых нарушений, которые можно использовать  в ходе театрализованной деятельности.
  2. Вызвать у участников  мастер – класса  желание использовать инсценировку как одну из форм работы по автоматизации  звуков в своей профессиональной деятельности.
  3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование: декорация «Лес» маски – шапочки (медведь, заяц, лиса, белка, волк), другие необходимые атрибуты.

  1. Актуальность

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Сандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»

Театрализованная деятельность в детском саду-это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.) ; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя: 

Упражнения по дикции(артикуляционная гимнастика);

Упражнения по формированию речевого дыхания;

Задания на автоматизацию поставленных звуков;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Логоритмические упражнения;

Коррекционно развивающие игры;

Упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы                         пантомимы;

Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Театральные этюды;

Игры-драматизации.

  1. Практическая деятельность с педагогами.

  1. Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу « Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково).

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

               Рано – рано выпал снег.

               Удивился человек:

               - Это снег? Не может быть!

               На дворе? Не может быть!

               На траве? Не может быть!

               В октябре? Не может быть!

               Неужели это снег?

               Не поверил человек.

г) Передайте повествовательную и восклицательную интонацию.        

        Потешка.

             Говорит гусь Коле:

            - Пошел бы ты умылся, что ли.

            Говорит Коле утка:

            - Смотреть на тебя жутко!

            Говорит Коле кошка:

           - Дай, полижу тебя немножко.

            А свинья от смеха давится:

           - Мне этот мальчик очень нравится!

д) «Разговор киски с хозяйкой». Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки: «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу – мяу – мяу» (весёлым, радостным голосом).

2. Участникам мастер-класса  предлагаются упражнения для развития мимики, жестов с элементами пантомимы.

а) Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.

б) Покажите, как лось важно ходит по лесу.

в) Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.

г) Представьте себя могучим дубом.

д) Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.

е) Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.

3. Сказка-инсценировка «Лола в весеннем лесу». (Сказка может быть успешно использована для автоматизации звука «л» в работе логопеда).

Автор: Наступила весна. День был тёплый, по небу плыли белые облака, светило ласковое солнышко. Девочка Лола решила погулять в лесу и посмотреть, что же изменилось. Гуляла по лесу Лола и повстречала зверюшек.

Лола: Здравствуй, белка!

Как дела?

Как ты зиму провела?

Белка: Я зимой в дупле жила,

Орешки грызла, грибочки ела,

Что я летом припасла.

Лола: Здравствуй, зайка!

Как ты жил?

Где же ты зимою был?

Заяц: Я в лесу всю зиму был,

Шубку белую носил,

В снежной ямке я сидел,

И кору деревьев ел.

Лола: Здравствуй, лисонька – лиса!

Как ты зиму провела?

Лиса:Я зимой в лесу гуляла,

Зайку серого искала,

Но я зайку не нашла,

Шубка у него бела!

Лола: Здравствуй, волк – серый бок!

Где зимой ты был? От чего так громко выл?

Волк:Я в лесу всю зиму был.

Было холодно мне, было голодно,

От того так громко выл!

Лола: Здравствуй, мишка, как ты мил!

Где же ты зимою был?

Медведь:Никого я не искал,

Ничего не запасал,

Я зимой в берлоге спал.

Поздравляю всех с весной,

Поиграйте-ка со мной!

Речевая подвижная игра «Ходит по лесу медведь».
Ходит по лесу медведь, 
(Идут друг за другом вперевалочку.)
Хочет сесть и посидеть. 
Где ж такое место есть, (Разводят руки в стороны.)
Чтобы мог медведь присесть? (Высматривают из-под руки.)
То высок пенек, (Руки на уровне груди.)
То торчит сучок, (Большой палец в сторону.)
То мокрый мох, (Сжимают и разжимают пальцы,
То мох пересох. ладонями вниз, потом вверх.)
Ох! (Вытирают ладонью лоб.)
То низкий пень, (Показывают высоту пня руками.)
То густая тень. (Руки в стороны, смотрят вверх.)
То узкий ров, (Приближают руки друг к другу.)
То гнездо муравьев, (Показывают холмик руками.)
То кричит сорока. (Взмахи руками – «крыльями».)
То колючки сбоку. (Широко раздвигают пальцы.)
То кустарники, (Переплетают пальцы рук.)
То речка – (Разводят руки в стороны.)
Нет хорошего местечка. (Качают головой.)
Эта сказка о медведе, (Покачиваясь, переступают с ноги на ногу, как медведи.)
О медведе-привереде. 

Автор: Сели звери на пригорке, стали рассказывать чистоговорки.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала да не выболтала.

Мама мыла Милу с мылом, Мила мыла не любила.

Лука в Клима луком кинул.

Наш Полкан попал в капкан.  

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Лола: Я пойду сейчас домой.

Поздравляю вас с весной!

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов.

Ведь артисты-то старались

Пусть слегка и растерялись.

  III  Изготовление ложечного театра.

  IV   Рефлексия.

Задание «Наполни бочонок».                                                                                         Наш мастер-класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность, творчество, эмоциональность. Нам очень важно знать ваше мнение о мастер-классе. Помогут нам в этом жетоны.                                Инструкция к жетонам:                                                                                                    если вас заинтересовал мастер-класс – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый жетон.                                                                                               Если не заинтересовал мастер-класс «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите жетон коричневого цвета.

Подведение итогов мастер-класса с помощью жетонов.                                         Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо :Вы-талантливы все!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...

Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

middot;        Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.·        Прив...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.Задачи:• Побудить к широкому использов...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...