Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
материал

Диденко Лилия Аркадьевна

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

• Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития.

• Познакомить педагогов и с разными видами театров.

• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.

Участники: учителя - логопеды.

Форма проведениямастер - класс.

Методические приемы:

беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра, анализ результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

• Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития.

• Познакомить педагогов и с разными видами театров.

• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.

Участники: учителя - логопеды.

Форма проведениямастер - класс.

Методические приемы:

беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

Ход мастер - класса :

1. Приветствие

Слайд1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на мастер-классе.

2. Основная часть

Овладение родным языком ,развитие речи –является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте

Слайд 2

Л.С.Выготский писал :«Есть все фактические и теоретические основания утверждать ,что не только интеллектуальное развитие ребёнка ,но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

К сожалению ,у детей всё чаще выявляются нарушения речевого развития .

Работая с такими детьми ,понимаешь ,что зачастую традиционные приёмы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Поэтому ,помимо работы над правильным  произношением звуков наших детей, нужно формировать  все компоненты речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.На своём опыте убедилась ,этому способствует ,театрализованная деятельность.

Как вы думаете ,что все дети любят делать в детском саду ?(ответы)

Совершенно верно ,вы подметили ,что дети много играют .Ни для кого не секрет ,что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1. Первый этап – подготовительный Слайд 3

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

- мимическая гимнастика;

- игры – пантомимы

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Предлагаю вам выполнить упражнение «Берёзка»

Приглашаю желающих педагогов.

-Давайте встанем в круг и представим себя стройными молодыми берёзками.

-Поле долгой зимы наступила тёплая весна .Белоствольные берёзки расправили свои нежные листочки ,протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них тепло .

Улыбнулись берёзки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил берёзкам поиграть .Удивились берёзки ,но согласились.

Закачали берёзки своими тонкими веточками ,сначала совсем тихо ,потом всё сильнее и сильнее .Каждый листочек –пальчик поздоровался со своим соседом .

Но шалун ветер принёс с собой тучку ,которая закрыла солнышко .Огорчились берёзки до последней нитки. Повисли ветки ,как плети.

Испугался ветер ,что берёзки могут заболеть .Разогнал тучи .

Выглянуло солнышко, и берёзки радостно вздохнули.

-Спасибо участникам!

Следующее упражнение направлено на развитие мимики детей.

Предлагаю всем поиграть в мимическую игру «Яблоко»

Представьте ,что у вас в руке яблоко, большое- пребольшое. Вы широко открываете рот и кусает яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берёте другое яблоко ,откусываете. Ой! Оно кислое .Вы берёте третье яблоко. Кусаете .Оно сладкое –вкусное!

Следующая мимическая  игра «Конфеты»

Я хочу угостить вас конфетами.Конфеты имеют разный вкус .Предлагаю взять каждому и мимикой показать какого она вкуса.

Следующее задание для развития речевой интонационной выразительности детей.

-Передайте повествовательную ,восклицательную и вопросительную интонацию.

 Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 4

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

• Совершенствовать артикуляционный аппарат.

• Развивать пальчиковую моторику.

• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Использую различные пальчиковые игры ,пальчиковые театры.

Предлагаю поиграть в игру «Колодец».

Повторяйте за мной фразы ,точно передавайте интонацию.

С этой же целью использую  рифмовки –

трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского).

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать игры с движениями и    элементами  театрализоваци, которые очень разнообразны.Например:«Весёлый оркестр»Слайд 5

2.3. Третий этап - инсценировки, драматизации Слайд 6

Игра-драматизация:

• Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

• К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связный монологической ,диалогической речи детей ,что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе. Очень часто мы  разыгрываем с детьми по ролям стихотворения. Поэтапная, целенаправленная работа по использованию театрализованной деятельности позволила  добиться хороших результатов в коррекционной работе .

Этой зимой в нашей группе состоялась премьера спектакля «Снежный колобок»с участием моих воспитанников .Слайд 7,8,9,10

3.Заключительная часть .Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, ещё несколько слов напоследок :

Театрализованная деятельность формирует выразительность речи ребёнка ,интеллектуальность .В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Спасибо вам за активное участие в играх в упражнениях !

А на прощание попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи с помощью смайликов .

Всем участникам нашего мастер класса:

 Я желаю хорошего настроения,

 И свечения волшебного в глазах !

Пусть счастливым будет каждый мгновение ,

Каждый день пусть будет в чудесах !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...

Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

middot;        Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.·        Прив...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

laquo;Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...