Тренинг для педагогов: "Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми"
консультация по психологии

Данилов Евгений Юрьевич

Предварительный просмотр:

Тренинг педагогической осознанности.

Подготовила

педагог – психолог

Данилов Евгений Юрьевич

Лично-ориентированная модель общения взрослого и ребенка.

Цель личностно-ориентированной модели общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому) - обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.

Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

  1. Упражнение «Звезда» (10 минут).

Материал: небольшое карманное зеркало, листы с изображением двух звезд.

Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между звездами, глядя только в зеркало. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможность ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения

Ваши ощущения в процессе выполнения задания?

Ваши мысли по этому поводу?

  1. Упражнение «Игра» (10 минут).

Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана. Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями.

Обсуждение: во время обсуждения педагоги меняются впечатлениями, говорят о трудностях, о том, как еще можно было бы объяснить. Делается вывод о значимости четкой и ясной инструкции к заданиям для ребенка.

Эти упражнения иллюстрируют способ общение: Понимание.

  1. Упражнение «Уровень» (10 мин)

В дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. С помощью данного упражнения мы сможем осознать важность равноправного общения с ребенком, необходимости контакта глаз при общении.

Нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары садиться на стул, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

  1. Упражнение для педагогов «Подкрепление» (15 минут).

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы-уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.

Во-вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплементов и т.д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы чувствуете себя в своей роли?

- Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

- Как вы чувствуете себя сейчас?

- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Обсуждение:

Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок справился, так как понимал, что это – игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Иллюстрируемый способ общение: Приятие.

  1. Упражнение «Самопознание»

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:

- Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения

Все ли участвовали в составлении слов?

Как было организовано составление слов?

Были ли «выпадающие»?

Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?

В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?

Обсуждение

Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.
Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

  1. Упражнение "Паровозики" (10 минут).

Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться. 

Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе. 

«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность 
управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?

Вопросы для обсуждения

Какая позиция для тебя была самой удобной?

Легко ли тебе было, когда тобой руководили?

Легко ли было самому руководить?

Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

Обсуждение:

У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым.

Но! Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.

Иллюстрируемый способ общения: признание.

  1. Упражнение «Мои сильные стороны»

(Проводится в малых группах по 3 человека)

Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. 

После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.

На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками. 
Общее время работы микрогрупп — 15 минут.

Вопросы для обсуждения

Какие чувства вызвало задание?

Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?

Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?

Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?

Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?

Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?

  1. Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка» (обратная связь, рефлексия впечатлений участников).

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка".

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия г. Троицка» отделение №3 Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми Педагог-психолог: Данилов Е.Ю.

Слайд 2

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

Слайд 3

C пособы общения взрослого с ребенком в рамках личностно-ориентированной модели общения: П онимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности. Признание —право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Слайд 4

Развитие эмпатиии связано с без оценочным принятием ребенка педагогом. Под без оценочным принятием понимается : • обращение к ребенку только по имени, т. к. имя собственное является мощным стимулом установления контакта; • вербализация чувств, т. е. отражение в речи; • «присоединение» к эмоциям ребенка; • эмоциональное отражение его состояния, где обязательным компонентом выступает «активное слушание» ; • психологическое «поглаживание» : « Ты – хороший» .

Слайд 5

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Слайд 6

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия , эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Слайд 7

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Слайд 8

Эмпатия . Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Слайд 9

Компоненты эмпатии : Эмоциональный компонент эмпатии – базируется на переживании тех же чувств, что и собеседник. Рациональный компонент эмпатии основан на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия). Способность человека предсказывать чувства и переживания собеседника, возникающие в данный момент.

Слайд 10

Компоненты эмпатии : Поведенческий компонент эмпатии – представляет собой оказание помощи, реальной поддержки партнеру, попавшему в затруднительную ситуацию.

Слайд 11

Позитивное принятие другого человека. Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Слайд 12

Эмоциональность. Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Слайд 13

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится: - уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых; - чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

Слайд 14

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

Слайд 15

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

Слайд 16

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления; - адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их.

Слайд 17

Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом; - понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Слайд 18

Правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию: Сосредоточьтесь на всем, что другой сообщает как вербально, так и на всех проявлениях его эмоций. На первых этапах достижения эмпатии найти слова и выражения, которыми можете пользоваться как вы, так и другой, основываясь как на их содержании, так и на их эмоциональной нагрузке. Это называется парафразом.

Слайд 19

Правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию: В своих ответах пользуйтесь языком, который будет понятен другому. Используйте эмоциональный тон похожий на тот, который характерен для другого. Продвигайтесь к более к глубоким уровням эмпатии , уточняя и расширяя смысл воспринятого сообщения. Таким образом, вы поможете собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

Слайд 20

Правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию: Старайтесь распознать такие чувства и мысли, которые не выражаются прямо, но подразумеваются. Постарайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, вместо того, чтобы основывать обратную связь только на том, что высказано прямо.

Слайд 21

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

Слайд 22

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия г. Троицка» отд. №3 Уровень развития эмпатии . Педагог-психолог: Данилов Е.Ю.

Слайд 2

Методика Юсупова И.М. Предлагаемая методика успешно используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. уме­ния поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Слайд 3

Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными.

Слайд 4

Инструкция. « не знаю» - 0 , «никогда » -1, « иногда» - 2 , « часто» - 3 , « почти всегда» - 4 , « да, всегда» - 5 . Отвечать нужно на все пункты.

Слайд 5

Вопросы: 1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серим «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота родителей. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. В музыке предпочитаю «Современные ритмы».

Слайд 6

Вопросы: 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. Больному человеку можно помочь даже словом. 6. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

Слайд 7

Вопросы: 7. Старые люди, как правило, обидчивы без причин. 8. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза наворачивались слезы . 9. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение . 10. Я равнодушен к критике в мой адрес. 11. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами .

Слайд 8

Вопросы: 12. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы . 13. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать . 14. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

Слайд 9

Вопросы: 15. Родители относятся к своим детям справедливо . 16. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 17. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. 18. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

Слайд 10

Вопросы: 19. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей . 20. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 21. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак . 22. Все люди необоснованно озлоблены.

Слайд 11

Вопросы: 23.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 24. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам . 25. При виде покалеченного животного я стараюсь чем-то ему помочь. 26. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

Слайд 12

Вопросы: 27. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей . 28. Младшим правится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение . 29. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина . 30. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

Слайд 13

Вопросы: 31. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 32. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков . 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

Слайд 14

Вопросы: 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. 36 . Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Слайд 15

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень от­кровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые и) утверждений под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откро­венными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете.

Слайд 16

Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже сле­дует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.

Слайд 17

от 82 до 90 баллов Э то очень высокий уровень эмпатийности . У вас болезненно развита склонность к сопереживанию. В об­щении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие использу­ют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и чети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холод­ного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает нам заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональ­ной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к нев­ротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

Слайд 18

От 63 до 81 балла Высокая эмпатийность . Вы чувствительны к нуж­дам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы ста­раетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хо­рошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести нас из равновесия.

Слайд 19

От 37 до 62 баллов Нормальный уровень эмпатийности , присущий по­давляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толсто­кожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лю­дей. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но мри излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Слайд 20

12-36 баллов Низкий уровень эмпатийности . Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это поправимо, если вы сбросите свой панцирь и станете пристальнее всматриваться и в поведение близких и принимать их потребности как свои.

Слайд 21

11 баллов и менее Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимо­действии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику и свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гим­настика чувств.

Слайд 22

Спасибо за внимание!