Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.
консультация на тему

Кутеева Оксана Алексеевна

В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.

Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить отношения с важными нам людьми, создать и сохранить новые полезные социальные связи, а так же обрести личное счастье и сделать свою жизнь здоровой физически и эмоционально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empatiya._psihologo-pedagogicheskiy_trening.docx19.81 КБ
Файл empatiya.pptx108.07 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический тренинг

«Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми»

Что такое эмпатия?

Эмпатия – понимание любых эмоций другого человека. Например: сопереживание, сострадание, соучастие, сорадование, сочувствие. В этом смысле каждый человек склонен к пониманию чувств другого человека. Это свойство обеспечивают нам зеркальные нейроны. Они помогают нам встать на место другого человека и понять его эмоциональное состояние. Этим качеством обладают приматы, слоны, дельфины и даже мыши.

Есть люди, у которых эти зеркальные нейроны нарушены. Это дети с эмоциональной глухотой, они не настроены на взаимодействие с другими людьми, они зацикленные на себе. Какой диагноз у этих детей? Аутизм. И это научно-доказанный факт, что у всех аутистов страдают зеркальные нейроны.

Но это не полное значение понятия ЭМПАТИЯ.

Эмпатия – это понимание любых эмоций другого человека, без потери понимания происхождения переживания.

Работает и Душа и Сознание.

Мы сочувствуем другому человеку, но помним, что источник этих чувств – Другой. Мы эти чувства только отзеркаливаем.

Эмпатия – осознанное сочувствование.

Нам очень часто кажется, что мы проявляем эмпатию, а на самом деле мы идентифицируемся с чувством другого человека, и говорим не о другом человеке, а о себе или сочувствуем не другому человеку, а себе. И это не эмпатия.

Как это происходит.

Мы считываем чувства другого человека (наши зеркальные нейроны не нарушены), мы понимаем, что на той стороне радость, гнев или боль, но мы либо

  • отключаем сознание и переносим все свои чувства на сторону другого человека и начинаем вместе с ним горевать, хотя поводов нет - мы забыли об источнике происхождения переживания и той стороне от такой «поддержки» не легче;

или

  • отключаем чувства и начинаем думать только о себе, о своем опыте, например, пересказываем похожий случай из совей жизни и той стороне от такой «поддержки» тоже не легче;

В обоих случаях мы забываем об источнике переживания и начинаем думать не о Другом, а о Себе – говорить о себе или чувствовать себя.

Пример ситуации и два варианта реагирования.

Цель: саморефлексия - оцените собственные чувства, подумайте и определите, какой способ реагирования вам бы дался легче, каким вы пользуетесь чаще, а к какому способу вам бы пришлось приложить усилия.

Подруга рассказывает о потере близкого человека.

1 способ реагирования. «Мне так хорошо знакомы эти чувства, когда я потеряла близкого человека, я тоже долго переживала и не могла прийти в себя, я даже взяла отпуск за свой счет и провалялась пять дней, а потом сходила к очень хорошему терапевту, и он выписал мне таблетки, хочешь я дам тебе его контакты?»

2 способ реагирования. «Потеря близкого человека – это большое потрясение, оно переворачивает весь мир. Ощущение, как будто выбили почву из-под ног, правда? Как дальше жить, что делать? Нужно привыкать к новой жизни – это тяжело, сложно, но возможно. Нужно идти дальше. Жизнь не закончилась, она стала другой. Дай себе время привыкнуть к новой жизни, и она наступит.

Во втором случае было осознанное сопереживание, проявление эмпатии. В первом случае – идентификация.

  • Проявление эмпатии – это труд и польза для души.
  • Идентификация (слияние) – это слабость и вред для души.

Так происходит проявление эмпатии, когда уровни субъектов взаимодействия равнозначные, например, Я и подруга, Я и мама, Я и муж.

Такой ли уровень взаимодействия между взрослым и ребенком?

Уровень взаимодействия другой, потому что позиции у нас не равные.

Взрослый – старше, больше, взрослее, умнее, осознаннее.

Ребенок – младше, меньше, он только формирующаяся личность, у него нет собственной самооценки, самосознания и саморефлексии. Он порой сам не может объяснить, что он испытывает на самом деле и почему. Взрослому это доступно.

Проявление эмпатии взрослого по отношению к ребенку естественно и

  • учит ребенка понимать себя,
  • учит разбираться в своих чувствах,
  • воспитывает любовь,
  • развивает эмоциональный интеллект,
  • адаптирует ребенка к жизни,
  • учит правильному взаимодействию с самим собой и окружающим миром.

Уровень взаимодействия педагога с воспитанниками еще другой.

В этом случае дети – наша работа, наша обязанность, наш труд, они в нашем психическом поле. На этом уровне взаимодействия

проявление эмпатии педагога по отношению к воспитанникам профессионально-необходимое качество.

Без него мы не педагоги.

Человек, который не стремиться понять Другого не может его ничему научить.

Пример из жизни. Прошу брата научить меня освобождать память на телефоне, он своими словами объясняет сложную, неизвестную мне схему. Я прошу повторить объяснение более простыми, доступными мне словами. Брат опять повторяет то же самое.

Вывод – человек, который не стремиться понять Другого, научить его ничему не может.

В профессиональной деятельности педагога тоже происходят такие случаи, когда мы прекращаем проявлять эмпатию – мы не стремимся понять ребенка, мы думаем о себе, говорим о себе, жалеем себя. Что делать, чтобы такого не произошло?

Опоры проявления эмпатии:

Помнить, что

  • Взрослый - Я (я организую, управляю, координирую воспитательно-образовательную деятельность, я несу ответственность за жизнь, здоровье, развитие детей; я не перекладываю ответственность ни на кого другого – ни на других взрослых, ни на детей)
  • Каждый ребенок – индивидуальность, каждый ребенок отдельный и он особенный. Он отличается от других детей (особенности высшей нервной деятельности (темперамент), репрезентативная система, индивидуальная направленность в деятельности, особенности физического, эмоционального, интеллектуального развития, особенности развивающей и социокультурной среды, характерологические особенности и т.п.)

Для закрепления материала давайте разберем ситуации (при желании можно обыграть)

  • Девочка за обеденным столом испачкала платье и расплакалась.
  • У ребенка с особенностями развития не получается поделка.
  • Ребенок с низкоадаптивными свойствами отказывается от еды и плачет по маме.
  • Мальчик начал драться с соседом по команде, потому что из-за того команда проиграла в эстафете, плачет побитый.
  • Ребенка с СДВГ не хотят брать в совместную игру, он подходит к вам пересказать свои чувства обиды.

Если вы будете в трудных и непонятных ситуациях вспоминать эти опоры, вы сможете возвращаться на дорогу эмпатии и сохранять свою педагогическую компетенцию. Чего я вам всем желаю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Понять, принять, признать» - развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми

Слайд 2

Эмпатия - сочувствование эмоциональному состоянию Другого б ез потери понимания происхождения переживания.

Слайд 3

Эмпатия – осознанное сочувствование .

Слайд 4

Я Другой

Слайд 5

эмпатия идентификация

Слайд 6

Проявление эмпатии – это труд и польза для души. Идентификация (слияние) – это слабость и вред для души.

Слайд 7

Я Другой

Слайд 8

Проявление эмпатии Взрослого по отношению к Ребенку естественно и Учит ребенка понимать себя Учит ребенка разбираться в своих чувствах Воспитывает любовь Учит правильному взаимодействию с самим собой и окружающим миром Адаптирует ребенка к жизни Развивает эмоциональный интеллект

Слайд 9

Я Другой Другой Другой Другой Другой Другой Другой Другой Проявление эмпатии Педагога по отношению к Ребенку п рофессионально-необходимое качество

Слайд 10

Человек, который не стремится понять Другого, не сможет ничему его научить.

Слайд 11

ОПОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ Взрослый - Я Каждый Ребенок - индивидуальность

Слайд 12

СИТУАЦИИ Девочка за обеденным столом испачкала платье и расплакалась. У ребенка с ОВЗ не получается поделка. Ребенок с низкоадаптивными свойствами отказывается от еды и плачет по маме. Мальчик начал драться с соседом по команде, потому что из-за него команда проиграла в соревновании, плачет побитый. Ребенка с СДВГ не хотят брать в совместную игру, он подходит к вам пересказать свои чувства и обиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (семинар для педагогов в ДОО )

Материал раскрывает понятие "Личностно - ориентированной модеои общения взрослого с ребенком", прописаны упражнения помогающие педагогам прочувствовать смысл понимания личности ребенка (Обраб.Михайлов...

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"

Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

тренинг с педагогами "Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников"

laquo;Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»....