"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коссе Светлана Федоровна

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведеним  в реальной жизни, это процесс перенесення сказочных смыслов в реальность.

Сказка является одним из инструментов педагога-психолога, родителей, с помощью которого они могут общаться с детьми их речью. Прежде всего, это нужно взрослым.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, философии - все это подается в сказочной форме, в форме метафоры. В современной сказкотерапии используются различные психотехнические приемы: анализ, рассказ, создание, переписывание, куклотерапия, имиджтерапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок.

Психолого-педагогический семинар-тренинг предназначен для  педагогов-психологов ДОУ. Представленная информация будет интересна и полезна не только психологам, но и воспитателям, и другим специалистам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, так как содержит практические материалы по работе со сказкой:

  • информационное сообщение "Понятие сказкотерапии";
  • психологическую характеристику художественной сказки;
  • примеры анализа народных сказок;
  •  примеры зачинов сказок  для обучения творческому рассказыванию.;
  • арт-терапевтическую технику по работе со сказкой.

Цель семинара-тренинга: ознакомление присутствующих с базовыми положениями сказкотерапии, с возможностями использования педагогами в работе с детьми художественных сказок с психокорекционной целью; формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния у взрослых, способствование сплоченности педколлектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening_po_skazkoterapii.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Коссе Светлана Федоровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»

Населённый пункт: город Нягань Тюменская область

Наименование материала:  психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - путь к познанию себя

   Цель: ознакомление присутствующих с базовыми положениями сказкотерапии, с возможностями использования педагогами в работе с детьми художественных сказок с психокорекционной целью; формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния у взрослых, способствование сплоченности педколлектива.

План

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Информационное сообщение «Что такое сказкотерапия».

2. Практическое задание «Нарисуй злое лицо».

3. Игра-разминка «Я твой друг».

4. Информационное сообщение «Психологическая характеристика художественной сказки».

5. Практическое задание «Сложи и разшифруй».

6. Игра-разминка «Репка».

7. Практическое задание «Опиши сказку по схеме».

8. Игра-разминка «Гуффи».

9. Творческое задание «Допиши сказку».

10. Медитативная сказка «Волшебник».

III. Подведение итогов.

Перед началом участники объединяются в четыре команды.

Психолог. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы отправимся в мир детства, в мир сказки. Конечно, можно сказать, что мы уже взрослые, в сказки не верим, но ... давайте сначала послушаем одну историю.

Марево

(Из сборника Бруно Ферреро)

Один человек заблудился в пустыне. У него кончилась еда и вода. Он тяжело ступал по раскаленному песку.

Вдруг увидел перед собой пальмы и почувствовал плеск воды. Разочарованный, он подумал: «Это мираж. Мое воображение показывает мне глубокое желание моего подсознания ... На самом деле ничего нет ... »

Потеряв всякую надежду, бессильно опустился на землю и умер.

Чуть позже его увидели два бедуина.

Ты что-то понимаешь? Спросил один. - Так близко от оазиса, два шага к воде и к финикам, падающих прямо в рот! Разве это возможно?

-Это – Современный человек, - ответил второй.

Психолог. Мир наполнен чудесами и тайнами, а человек закрывает их от себя. Современные люди верят, что благодаря науке стоят на твердой почве, а между тем проваливаются  в пропасть тревоги и отчаяния.

   Сохранить психологическое здоровье взрослых и детей, познать себя и других поможет нам сказкотерапия

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ «ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ»

   Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведеним  в реальной жизни, это процесс перенесення сказочных смыслов в реальность.

Сказка является одним из инструментов педагога-психолога, родителей, с помощью которого они могут общаться с детьми их речью. Прежде всего, это нужно взрослым.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, философии - все это подается в сказочной форме, в форме метафоры. В современной сказкотерапии используются различные психотехнические приемы: анализ, рассказ, создание, переписывание, куклотерапия, имиджтерапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок.

Арт-терапевтическая техника «Нарисуй злое лицо»

Ни для кого не секрет, что в современных мультфильмах и сказках есть много отрицательных персонажей, их поведение на экране агрессивное, часто деструктивно влияет на психику ребенка. Преодолеть страх и негативные эмоции можно с помощью рисунка. Итак, первая задача для вас, уважаемые педагоги, - нарисовать злого сказочного героя ...

• А теперь - дорисуйте что-то такое, чтобы этот герой стал более привлекательным и приятным для вас ...

• Поделитесь с нами результатами своего творчества ...

(Эту методику можно использовать для профилактики возникновения страха у детей.)

• В каких ситуациях эта техника может быть полезной для нас, взрослых? ..

Часто случается так, что человек на кого-то очень сердит, однако из-за разницы в социальном статусе (подчиненный - руководитель) или по какой-то другой причине молча терпит обиду. Это негативно влияет на нервную систему и состояние здоровья в целом. Чтобы это предотвратить - можно использовать технику «Нарисуй злое лицо».

Игра-разминка «Я - твой друг»

Цель: сплочение коллектива, формирование умения находить схожие черты у разных людей, создание благоприятной психологической атмосферы.

Участники стоят парами и повторяют за психологом слова и жесты:

• У меня есть нос. И у тебя есть нос,

• У меня щечки розовые. И у тебя щечки розовые.

• У меня губки сладкие. И у тебя губки сладкие.

• Обнимимся, подружимся.

• Я тебя люблю. И ты меня любишь.

• Я твой друг. И ты мой друг!

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СКАЗКИ»

   Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактичних, психотерапевтических, психо-коррекционных, медитативных. Психологи в своей работе используют в основном психо-коррекционные и психотерапевтические сказки. Но и художественная сказка имеет чрезвычайно большой потенциал влияния на психику ребенка.

    К художественным сказкам мы относим  сказки, мифы, притчи, созданные многовековой мудростью народа, а также авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Возможно, вы не раз задумывались над тем, почему ребенок просит рассказывать одну и ту же сказку много раз, ведь почти наизусть ее знает.

Наверное, малыша так захватывают сказочные события, что он хочет пережить своё внутреннее состояние, вызванное сказкой, еще и еще раз. Наблюдательные взрослые замечают, что во время чтения сказок у ребенка блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, щечки розовеют. Некоторые сказочные события являются для ребёнка значимыми и интересными. Слушая сказку, малыш на подсознательном уровне перенимает  стиль человеческих отношений и модели поведения. Если ребенок любит слушать одну и ту же сказку, значит эта история разворачивает для него его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Пережив много раз сказочные события, ребёнок обогащается значимым для него жизненным опытом.

  

Народные сказки несут в себе чрезвычайно важные для нас идеи:

• Окружающий нас мир - также жив. В любой момент он может заговорить с

нами. Эта идея важна для формирования бережного отношения к тому, что нас окружает.

• Если оживают какие-то определенные объекты природы, то они способны действовать самостоятельно, имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования способности принять другого (одно из базовых положений личностно- ориентированного воспитания).

• Противостояние добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрого духа и развития стремления к лучшему.

• Наиболее ценное достается через преодоление, а то, что пришло даром - так же быстро и потеряется. Эта идея важна для формирования механизма целое-возложение и терпение.

• Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы сами не можем справиться с ситуацией, решить определенную проблему. Эта идея важна для формирования самостоятельности и доверия к окружающему миру.

Все эти идеи необходимо проговаривать с детьми после прочтения сказок, конечно, в доступной для них форме. После обсуждения сказки можно применять и другие формы работы: рисование и драматизацию.

Примеры анализа народных сказок

 Курочка Ряба

- О чем эта сказка?

- О подарке судьбы ( «золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди.

- О стереотипах человеческого поведения (если это яйцо, то по нему надо бить, независимо от качества скорлупы).

- О любви к ближнему ( «Не плачь, дед, не плачь, бабушка, я снесу вам другое яйцо, не простое, а золотое»).

- О разбитых мечтах и надеждах.

Оказывается, это не совсем детская сказка.

Чему учит нас эта сказка?

-держать Свой дом в чистоте, чтобы мыши НЕ заводились, тогда и яйцо целым останется.

- Гибкости при решении сложных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по яйцу, а нашли бы ему другое применение.

- Не дарить ближнему своему того, что он не готов получить.

Беседа

- Объясните теперь, почему Дед и Баба плачут, когда яйцо разбилось, ведь они сами

этого хотели?

-Почему Они такие непоследовательные?

- Возможно, хотели без посторонней помощи его разбить?

- Возможно, увидели внутри совсем другое, чем ожидали?

-А Может, на самом деле хотели видеть яйцо целым?

Колобок

Некоторые считают, что это трагическая сказка, ведь главный  герой ее погибает. Но ... Кто такой Колобок? .. Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? .. Для того, чтобы Дед и Баба его съели. Итак, он был рождён для этого. И в конце сказки он выполняет свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка демонструет ребенку последствия нарушения запретов. Да, но это еще не все. Речь идет еще и о потере осторожности и стереотипности поведения. Колобок наивно считает, что модель поведения, которая является успешной в большинстве случаев, эффективная всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов  решения проблем, поиска найоптимальнейшего. Колобок успокоился, потерял осторожность поэтому его и съели.

   В этой сказке есть еще один социальный аспект, правда, он больше подходит для обсуждения с детьми подросткового возраста и взрослыми. Колобок постоянно увеличивает сложность задачи, что хочет проверить свои силы и ресурсы. Эта игра его затягивает, он уже не может остановиться вовремя. (Актуально для профилактики наркомании). Итак, познавать себя и свои возможности, конечно, нужно, но надо уметь вовремя остановиться. Еще одна социальная проблема, которая освещена в этой истории-проблема бездоглядности детей. Ведь если Дед и Баба хотя бы наблюдали за тем, что делает Колобок - он не имел бы возможности убежать и они не остались бы голодными и одинокими.

Задача «Сложи и расшифруй»

А теперь второе задание для педагогов, оно состоит из двух этапов.

1. У вас на столах есть геометрические фигуры, из них надо составить круг. Во время составления обязательно используют все фигуры, их нельзя накладывать друг на друга, они должны плотно прилегать друг к другу. Какая команда быстрее справится с этим заданием ...

2. На геометрических фигурах написаны слова, которые встречаются в сказке. Прочитайте их и догадайтесь, о какой именно сказке идет речь.

Игра-разминка «Репка»

Цель: активизация участников, создание позитивной атмосферы.

Психолог. Я приглашаю выйти на середину двух участников из каждой команды. Сейчас мы с вами инсценируют сказку «Репка». А сделаем это таким образом: каждый из вас получит определенную роль: Репка, Дед, Баба, Внучка, Собачка, Кошка, Мышка, Солнышко. Я буду зачитывать текст сказки, а вы, как только услышите, о вашем персонаже - должны быстро присесть и встать. Задача понятна?

В работе с какими детьми мы можем использовать эту разминку? (С гиперактивным-ми детьми.)

Задача «Опиши сказку по схеме"

Анализ сказки по схеме. В каждой команде своя сказка «Рукавичка», «Лиса и волк», «Петух и лиса», «Коза-дереза» (или любые другие сказки на выбор психолога).

Схема анализа

- О чем эта сказка? Какой ее скрытый смысл?

- Чему учит нас эта сказка?

Какие социальные проблемы раскрыты в этой сказке? (Сиротство, насилие в семье, беспризорность (отсутствие жилья), воспитание детей с ограниченными возможностями, похищение детей, угроза жизни и здоровью детей пр.)

Игра-разминка «Гуффи»

Цель: создание положительного настроения в коллективе, актуализация участников.

Инструкция: предлагаю вам поиграть в игру, главной фигурой которой является Гуффи - волшебное существо, все время молчит. Участники игры ходят с закрытыми глазами. Когда встречаются с коллегами, то не открывая глаз, спрашивают: «Ты Гуффи?» Если это человек - не Гуффи он отвечает: «Нет». И вы двигаетесь дальше. Если кто-то молчит - он и есть Волшебный Гуффи, а тот, кто его коснулся - останавливается, также становится Гуффи и молчит. Игра продолжается до тех пор, пока мы все не станем волшебными существами Гуффи.

(Перед началом игры психолог тайком от других назначает Гуффи)

Творческое задание «Допиши сказку»

 Впереди у нас последняя задача -необходимо дописать сказку. Каждой команде дается зачин сказки (приложение 1), а ее задачей будет - дописать ее, то есть такие условия: надо дописать пять предложений, рассказ должен быть логичным, а конец сказки - счастливый ...

Зачитайте нам результаты коллективного творчества ...

Психолог. Работая с детьми я заметила, что многие из них решают конфликтные ситуации с позиции силы. Поэтому просьба для педагогов: при чтении сказок и при дальнейшем их обсуждении - обращайте внимание на то, что не всегда сказочные герои применяют силу при решении проблемы. Возможно тогда наши воспитанники будут спокойнее и толерантнее. В помощь педагогам я приготовила достопримечательности - способы решения проблем в сказках (приложение 2).

   Время нашего общения почти уже подходит к завершению. Осталось рассмотреть еще один аспект сказкотерапии.

Если бы каждый человек знал для чего он живет в этом мире, чувствовал себя нужным, любимым - таких профессий как психолог и психотерапевт не существовало бы. Конечно, сложно самому решать многочисленные проблемы, которые возникают в жизни. Но стремиться к контролю над своими грустными мыслями, бороться с заниженной самооценкой мы можем. В этом нам тоже помогут сказки. Ведь сказки есть  не только для детей, но и для взрослых тоже. И сейчас мы послушаем одну из них. Сядьте удобно закройте глаза или опустите взгляд вниз, глубоко вдохните и выдохните ... мы перенесемся в другой мир,  мир удивительной сказочной страны и послушаем одну из ее историй.

Медитативная СКАЗКА «Чародеи»

(Автор Т. Зинкевич-Евстигнеева)

Давным-давно это было. Жил на свете волшебник. Был он красивым и добрым. Трудно сказать, сколько ему было лет. У него так блестели глаза, что многие думали: «Он еще молод». Но, взглянув на его седую бороду и волосы, говорили: «Он мудрый пожилой человек». Этот волшебник умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами. Он умел лечить не только людей, но и животных и растения. Он знал, когда пойдет дождь или снег, когда будет жара или ветер.

Многие люди приходили к нему за советами. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обычным человеком, таким, как все.

Шли годы, а волшебник жил среди людей, и они чувствовали себя в безопасности рядом с ним.

Однажды волшебник сказал: «Я очень долго жил среди вас, пора мне отправляться в дорогу».

«Зачем ты покидаешь нас, - отговаривали его люди, - нам будет трудно жить без тебя, без защиты и поддержки. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости. »

«Посмотрите вокруг, - сказал волшебник, вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете наблюдать, как встает и заходит солнце, как шумит ветер, как блистят капельки росы, как потрескивают поленья в костре. Давайте на минутку затихнем и прислушиваемся. Все, что нас окружает - живет в своем ритме. Свой ритм имеет и каждый из нас.»

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит свеже вспахаая земля - ​​ровно и спокойно; как шумит ветер-то сильнее, то медленно и мягко. И главное, каждый человек почувствовал свой ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание ... И вдруг людей охватило ощущение, что с ними происходит что-то необычное.

«Что-то сказочное и волшебное находится внутри нас», - удивленно сказали волшебнику.

«Кажется, вы открыли мою тайну, - улыбнулся волшебник, - ведь волшебство - это умение слушать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, жить в соответствии с ним. Надо только уметь прислушиваться к себе, услышать свой ритм и разбудить в себе Творца. Вот тогда и начнутся чудеса ».

«Как же нам научиться колдовать?» - Спросил кто-то.

«Например, можно представить себя здоровым и счастливым, не позволять печальным мыслям отравлять вашу жизнь. Через некоторое время образ здоровья и счастья крепко поселится внутри вас, и вы начнете изменяться.

Можно прислушаться и услышать внутренний  ритм другого человека, найти общее с вашим «ритмом», и тогда каждый новый день будет приносить вам радость взаимапонимания.

Можно научиться видеть в каждом событии урок для себя, тогда на смену тревогам и переживаниям придет спокойствие и ясность ».

Сказав это волшебник отправился в дорогу. А люди остались, они хорошо запомнили его слова. Жили, прислушиваясь к своему внутреннему ритму, и очень скоро в них проснулся Творец. Спокойно и с любовью они встречали каждый день, дарили другим тепло и радость.

И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердця, почувствуем ритм дыхания ... И Творец, который живет внутри каждого из нас, напомнит о себе теплой волной радости ...

А мы глубоко вдохнем и выдохнем и потихоньку будем возвращаться из волшебной страны домой.

Подведение итогов

У вас на столах есть анкеты (приложение 3), заполните их, пожалуйста ... Познакомьте членов других команд с вашей точкой зрения:

• что вы узнали нового;

• что будете использовать в работе с детьми;

• что не понравилось во время проведения нашей встречи;

• какие есть замечания, предложения и пожелания.

Список использованной литературы

1.        Вачков И. В. “Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007.

2.        Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с . ISBN 5-9268-0022-6

3.        Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.

4.        Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7.- С. 19-24: ил.

5.        Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.

Приложение 1

Зачины сказок

1. У водного Короля было трое дочерей. Старшие дочери были красивые, счастливые, их очень любил отец. А младшая не была красавицей, и ни в чем ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. Но как-то ...

2. Жила Канцелярская кнопка. Она попала в руки злого мальчишки, который использовал ее для своих шуток: подкладывал товарищам на стуле и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, громко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И как-то ...

   3. В семье Львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и оберегали от всех невзгод, трудностей и небезопасных ситуаций. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок выросло и стал Львом ...

4. Как то маленький Жаворонок выпал из гнезда и упал в болото. «Где я?» - Спросил он у Жабы. «В очаровательном месте - в болоте, - сказала она. - Ты будеш раскошествовать здесь всю свою жизнь. Жаворонок поверил ей, хотя ему так хотелось в небо ...

Приложение 2

Способ

Характеристика

Использование в психолого-педагогической практике

Прямая агрессия

Герой мечом отсекает голову дракону

Решение проблемы с позиции силы. Цель: показать свою физическую и ментальную силу противнику

Хитрость

Герой притворяется слабым, неумелым, дурашливым. Кот в сапогах говорит, что никогда не поверит, что можно превратиться в мышку; Ивасик Телесик убеждает Змиючку, что не умеет садиться на лопату

Посмотреть на ситуацию с другой стороны, превратить все в шутку

Использование волшебных предметов и помощников

Живая и мертвая вода, сапоги скороходы, волшебная палочка и т.д.

Передача клиенту талисманов, оберегов. Внушение чувства защищенности

Групповое решение проблемы

Герои распределяют обязанности между собой, каждый берет на себя то, что ему лучше всего удается

Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе

Передача инициативы и ответсттвенности другим

Иван-царевич передает право решать проблему Серому Волку

В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог прийти на помощь

                                                             АНКЕТА                                                  Приложение 3

1. Пополнились ли ваши теоретические знания по сказкотерапии? Что запомнилось?

2. Что вы будете использовать из услышанного и увиденного в практической работе с детьми? Перечислите, пожалуйста.

3. Какие по вашему мнению, были недостатки в проведении мероприятия?

4. Ваши пожелания практическому психологу.

Психолог №28 / 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

Использование режиссёрской игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми.

Педагогу-психологу в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее оптимальный вариант взаимодействия с ребёнком, отталкиваясь от поставленных специ...

План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

занятие для педагогов-психологов ДОУ по сказкотерапии авт Зинкевич-Евстигнеева

Заняти является тренингом по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста....

На пути к здоровью. Программа педагога - психолога с педагогами ДОУ

Данная программа педагога - психолога раскрывает понятие и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов (СЭВ). Она нацелена на оказание психологической помощи педагогам ДОУ в снят...

программа педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов "Нам по пути"

Цель: помочь педагогическим работникам преодолевать стресс и психичекое напряжение...