Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"
методическая разработка на тему

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации.  Данная методическая разработка представляет собой вриант организации работы в указанном нправлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной деятельности

педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Если с другом вышел в путь»

Цель: Формирование навыков доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Позитивно настроить детей на совместную работу в группе.
  2. Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.
  3. Способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе.
  4. Учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств.
  5. Развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой.
  6. Способствовать снятию мышечного напряжения у детей.

Материал: компьютер, презентация «Морское путешествие», аудиозапись, макеты скал, ткань синего и белого цвета, воздушный шар гелиевый, письмо.

Ход:

Звучит музыка «Если с другом вышел в путь …», дети входят в зал.

Психолог: «Ребята, посмотрите, как сегодня много у нас гостей. Давайте поздороваемся. Не все гости знают, как вас зовут, а после игры узнают»

Игра «Назови соседа ласково»

- Будем передавать друг другу мяч и, используя слова приветствия,  называть своего соседа ласковым именем. Например: «Доброе утро, Полиночка!» или «Здравствуй, Олеженька!»

Психолог: «Гости с вами познакомились, но может быть, они хотят поближе вас узнать? Давайте поиграем в игру «Ветер дует».

Игра «Ветер дует на …»

- Я буду говорить, на кого дует ветер, например, «ветер дует на того, кто любит мороженое». Те, кто любит мороженое, выходят в центр круга, жмут друг другу руки и затем становятся на свои места.

Возможные варианты:          

  • Ветер дует на того, кто любит мороженое.
  • Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
  • Ветер дует на того, у кого темные волосы.
  • Ветер дует на того, кто любит сказки.
  • Ветер дует на того, у кого есть сестра.
  • Ветер дует на того, у кого есть брат.
  • Ветер дует на того, кто любит болеть.
  • Ветер дует на того, кто хочет идти в школу.
  • Ветер дует на того, у кого есть в группе друг.

Психолог подводит итог: «У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не мешает вам иметь друга».

Психолог: «Ребята, посмотрите, сегодня в открытое окно к нам в музыкальный зал влетел воздушный шар. Посмотрите, кажется, он принес с собой письмо. Давайте присядем и прочитаем».

 Психолог читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители острова Искусств. Мы обращаемся за помощью к дружным и добрым детям. В нашей стране случилась большая беда: каждую ночь к нам прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок и превращает их в таких же злых, как и он сам. Помогите нам! Посылаем вам карту, с помощью которой вы сможете до нас добраться».

Беседа о дружбе

Психолог: «Ребята, как вы думаете, это письмо НАМ написано? А вы можете назвать себя добрыми? Дружными? Что вы делаете для своих друзей? Какие хорошие поступки ради них совершаете? (дети отвечают: помогаем, утешаем, защищаем и т.д.). А мы можем помочь жителям острова? Тогда давайте отправимся на их поиски и поможем им.

Путь нам предстоит долгий, трудный, полный опасностей. Вы ребята дружные и должны держаться вместе, помогать друг другу и тогда справитесь со всеми трудностями.

Посмотрите на карту. Остров Искусств окружен со всех сторон морем.  Как вы думаете, на чем нам лучше отправиться в путешествие?» (дети отвечают).

Упражнение «Лодочки»

Психолог: «Пожалуй, мы отправимся в путешествие на лодках. Чтобы их построить, нужно найти себе пару. Встаньте друг напротив друга, возьмитесь за руки и разведите их в стороны. Вот у вас и получились лодочки. Слышите крик чаек и шум волн. Держите друг друга крепче. Лодки слегка покачиваются на волнах. Отправляемся в путь.

Течение подхватило лодки и понесло в открытое море. Двигайтесь вперед. Будьте внимательны: на нашем пути – скалы.  Аккуратно проплывайте между ними. Помогайте друг другу преодолеть препятствия.

Наши лодки приближаются к какому-то острову. Сойдем на берег. Здесь очень свежо и прохладно. Оказывается, на этом острове постоянно идет дождь».

Игра «Капельки»

Психолог: «Давайте представим себе, что мы с вами «капельки». Сначала под музыку дождя будем ходить по всему острову по одному. Затем, когда зазвенит колокольчик, «капельки» встречаются друг с другом, и получается «ручеек» - ходим уже парами…. Итак, начинаем….

А теперь ручеек впадает в море – встаньте в круг, возьмитесь за руки. Вот какое большое море получилось. Слышите, как волны шумят (запись шума волн).  В море обычно бывают небольшие волны. Они медленно то поднимаются, то опускаются, тихо шелестят. А, бывает, на море и шторм. Тогда огромные волны грозно шумят, высоко поднимаются и могут даже перевернуть корабль.

Давайте представим, что вы – морские волны. Я накрою вас тканью, похожей на морскую воду, а вы с помощью рук будете изображать волны.

Игра «Волны»

Психолог: «Итак, на море сейчас штиль, оно спокойное. Волны плавно, то поднимаются, то опускаются. Тихо шелестят, журчат. Но вот, ветер становится все сильнее и сильнее, а волны становятся все выше, быстрее поднимаются и опускаются. Громко, зловеще шипят, гудят. Настоящий шторм начался на море. Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону.

Но постепенно ветер стихает и море успокаивается. Волны снова медленно поднимаются и опускаются. А сейчас море совсем успокоилось, и волны не двигаются (психолог снимает с детей ткань)».

Психолог: «Ребята, морские волны вынесли нас на остров. Посмотрите (дети смотрят на экран). Мне кажется, это именно тот остров, чьи жители написали нам письмо. Вы помните, как называется остров? Остров Искусств. И не случайно: его жители занимаются различными видами искусств: любят петь, танцевать, рисовать. А еще они замечательные скульпторы. Давайте и мы с вами попробуем себя в роли скульпторов.

Игра «Лепим скульптуры»

Психолог: «Разделитесь на пары. Пусть один из вас будет скульптором, а другой – глиной. Договоритесь друг с другом. Глина – очень мягкий и послушный материал. Из нее можно слепить всё что угодно. Посмотрите внимательно на фотографии и попробуйте из своего товарища слепить такую же скульптуру. Когда скульптура будет готова, покажите  её другим ребятам, чтобы они полюбовались».

Психолог: «Замечательные у вас получились скульптуры. Но вы помните, что у жителей острова случилась беда. Каждую ночь к ним прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок и превращает их в таких же злых, как и он сам. А что будет, если все люди будут злыми? (Они больше не смогут друг друга радовать своими песнями и танцами). Как же им помочь? Ребята, вы знаете, злой дракон любит, когда ссорятся, обижаются, дерутся, и не выносит ласковых и добрых слов. Когда он их слышит, то старается поскорее улететь. Давайте мы научим жителей острова, как нужно друг другу помогать, утешать, поддерживать в минуты, когда надвигается опасность»

Игра «Злой дракон»

Психолог: «Когда наступит ночь, вы должны будете спрятаться в свои домики (обручи). Сесть, обняв друг друга, уговаривать друг друга не бояться, утешать, говорить друг другу слова поддержки, ласковые и добрые слова. Только так вы сможете спастись от дракона.

Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на остров спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться.

(Психолог ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и прислушиваясь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему)

Но вот наступило утро, и можно выйти из домиков. Посмотрите, дракону так и не удалось никого захватить и унести в свой замок. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают). Да, действительно, потому что вы друг друга поддерживали, говорили друг другу ласковые и добрые слова, а этого дракон боится больше всего. Оказывается, зло можно победить не только силой, как это показывают в фильмах, но и добрым словом.

Ребята, вы научили жителей острова, как друзья должны друг друга поддерживать в беде, и  помогли одолеть злого дракона. И в честь этого жители острова решили устроить для вас настоящий праздник. А какой же праздник обходится без угощения. Давайте его приготовим в этой кастрюльке. Угощение будет не обычное, радостное.

Упражнение «Котелок настроения»

Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
 Положим еще свои лучшие сны
 И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
 Там у нас не варенье!
 Там наше отличное настроенье!
Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.

Психолог: «Ребята, наше путешествие подходит к концу, вы помогли жителям острова одолеть злого дракона. Вы – молодцы! Поддерживали друг друга и справились с заданием! Но нам пора возвращаться домой. Чтобы побыстрее добраться до дома, мы полетим на белом облаке. Присаживайтесь, помогите друг другу разместиться на нем. Сделайте так, чтобы всем было удобно, чтобы все поместились. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Еще раз. Расслабьте ваши руки и ноги.

Теперь мы медленно поднимаемся в синее небо… Почувствуйте, как ветерок овевает ваше лицо. Здесь высоко  в небе, все спокойно и тихо… Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть – солнышко щекочет вам носик…., глазки …, щечки…, ушки… Погрейтесь под его лучами…А тем временем облачко понесло нас дольше. Улыбнитесь солнышку на прощание…Еще раз сделайте вдох и выдох.  Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь. Ну, вот мы и прилетели. Помогите друг другу встать и сойти с облака».

Психолог подводит итог занятия: «Ребята, сегодня мы совершили морское путешествие, помогли жителям острова одолеть злого дракона. Скажите, что для вас было самым интересным, что понравилось? Что было сложно или трудно? Сегодня вы показали, что можете, как настоящие друзья поддержать друг друга в беде, были внимательны друг к другу. Поэтому наше путешествие оказалось удачным. Давайте на прощание построим башенку из наших ладошек и скажем «Всем, всем до свидания!». Скажем «до свидания» и нашим гостям».

 

Литература:

  1. Ведерникова Т.В. Обучение старших дошкольников навыкам безконфликтного взаимодействия// Справочник педагога-психлога. Детский сад. - №2, 2013г.
  2. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария музыкально-спортивного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Мультипультию»

сценарий музыкально-спортивного досуга на тему отечественных мультфильмовЦель -  Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать творческие способности дошкольниковЗадачи: Укреплени...

Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал...

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Практическое занятие  психолога с детьми подготовительной группы в рамках цикла занятий по развитию эмоционального интеллекта посредством различных видов изобразительной деятельности...

Методическая разработка совместной деятельности с родителями для детей старшего дошкольного возраста по теме«Такие разные профессии»

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию выберет человек, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и, конечно, материальное бл...