Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по страницам русских народных сказок».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
НОД "Путешествие по страницам русских народных сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_po_skazkam.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербург
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием современных образовательных технологий
(игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных)
«Путешествие по страницам русских народных сказок».
Автор-составитель:
Воспитатель: Самыко Ирина
Александровна
Санкт-Петербург
2019г.
Тема: «Путешествие по страницам русских народных сказок».
Цель: Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; создать у детей радостное настроение.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать сказку по зачитанным эпизодам, загадкам о главных героях и иллюстрациям;
- Закрепить навык пересказа сказок или отрывка из сказки.
- Развивать речевую активность детей, умение сравнивать и обобщать, делать выводы;
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Образовательная область: речевое развитие.
Оборудование: Волшебный мешочек, клубок ниток, планшеты «Логико» и иллюстрации по мотивам сказок, на карточках цвета радуги загадки, заранее заготовленная обложка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, презентация иллюстрации «Сказочная страна».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки, решение проблемной ситуация, поисковые действия, дидактические игры, здоровьесберегающие технологии (физминутка, артикуляционная гимнастика)
Предварительная работа:
Совместное чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; пересказ сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Форма организации: фронтальная и подгрупповая.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель организовывает детей, все встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(дети берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).
Артикуляционная гимнастика:
Дети присаживаются на стулья, которые стоят полукругом (воспитатель сидит лицом ко всем)
Воспитатель: - Ребята, для того, чтобы хорошо работать и правильно произносить все слова нам нужно сделать гимнастику для наших язычков.
(дети выполняют знакомые комплексы)
- Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок. (Показ карточки «Грибок»)
2. Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.(Показ карточки «Блинчик»)
- На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели. (Показ карточки «Качели»)
- Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так? (Показ карточки «Часики»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! (Необходимо выделить тех детей, которые справились с упражнениями правильно и подбодрить тех, у кого не совсем получилось)
Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
Ответы детей: Да.
- Какие самые ваши любимые?
Примерные ответы детей: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка» и др.
- Почему их называют народными?
Примерные ответы детей: - Их придумал народ и передал из уст в уста, из поколения в поколение.
Воспитатель: - Вы все правильно сказали и у меня есть любимая книга сказок! (Показываю книгу, но внутри пусто, лежит пара листочков)
- Ребята, ничего не понимаю….(показывает пустую книгу) как вы думаете, что случилось с книгой?
(Дети предполагают, что могло случиться)
(На смарт - доске появляется видеозапись послания детям).
(Слышим смех Бабы Яги)
«Здравствуйте, детишки! Ну что, не можете найти страницы вашей книги? Это я постаралась! Спрятала вашу книгу в Стране сказок! Посмотрим, как вы ее найдете!»
Воспитатель: - Вот незадача… Как же нам быть? (Предположения детей?)
- Как нам найти страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать?
- Где их искать?
- Как нам попасть в Страну сказок?
- Кто или что может указать нам путь? (Высказывания детей.)
Воспитатель: - Вы знаете, что в каждой сказке присутствует волшебный предмет, который помогает или указывает путь героям.
Вспомните, что это за предмет? (Ответы детей с примерами из сказок)
- У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, а клубок размотан, в мешочке ниточки разных размеров)
Воспитатель: - Ребята, клубок так долго лежал, что все нитки спутались, как же он нам поможет? Он наверно утратил от этого свою волшебную силу. Что же нам делать? (Предположение детей)
Предлагаю поиграть с клубком в игру:
Игра: «Нитку смотай, сказку называй». Мы будем передавать друг другу клубок, наматывая свою нить. Каждый из нас, наматывая нить, назовет одну сказку. Старайтесь не повторяться!
(Выполняем задание)
Воспитатель: - Посмотрите, какой большой клубок у нас получился, можем отправляться в путь, но сначала произнесем заклинание:
«Ты катись наш клубок,
Через запад на восток,
По тропинкам нас веди,
Страну сказок покажи!» (Клубок катится к первому столу с заданиями, на нем лежат планшеты с иллюстрациями по мотивам сказок)
Воспитатель: Ребята, для нас есть задание.
Игра «Загадку отгадай, сказку цветом отмечай». Нужно отгадать загадку и отметить иллюстрацию к сказке нужным цветом.
(Воспитатель читает 6 загадок, дети отмечают нужным цветом ответ, в конце игры воспитатель показывает правильный ответ, дети сверяют)
- Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).
2. Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).
3. Парень по воду побрёл,
В проруби её нашел.
Чудеса теперь кругом:
Вёдра прискакали в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
Всё по его хотению…(«По щучьему велению»).
4. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»).
- Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)
6. Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? («Морозко»)
Воспитатель: - Смотрите, ребята, а вот и первая страница книги нашлась, значит вы справились с заданием! Какого она цвета?
Дети: Красная
Наш клубок катится дальше. Поможем ему заклинанием:
Ты катись наш клубок,
Через запад на восток,
По тропинкам нас веди,
Страну сказок покажи!
Воспитатель: - Вот снова остановился наш клубок, значит нужно выполнить задание и добавить ему волшебной силы.
- Посмотрите на экран, здесь художник допустил ошибку и нарисовал неправильные иллюстрации к сказке.
Игра «Найди ошибку художника»
Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и называют ошибки в сюжете.
Воспитатель: - Молодцы ребята, справились с заданием, смотрите, вот и вторая страница нашей книги! Какого она цвета? (Дети: оранжевого)
Чтобы отправиться дальше, необходимо произнести заклинание:
«Ты катись наш клубок,
Через запад на восток,
По тропинкам нас веди,
Страну сказок покажи!» (Клубок катится к другому столу)
Воспитатель: - Ребята, смотрите, здесь новое задание. Давайте посмотрим, что в конвертах. ( Разрезанные иллюстрации по сказкам)
Игра «Пазл соберешь, отгадку найдешь!»»
Для удобства дети делятся на подгруппы. После выполнения каждая подгруппа называет название сказки и немного пересказывают сюжет.
Воспитатель: - Молодцы ребята, мы снова справились с заданием, смотрите, вот и новая страница нашлась. Какого она цвета?
Дети: Желтая
Воспитатель: - Молодцы! Но, прежде чем продолжить путь, предлагаю нам и помощнику клубку отдохнуть!
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
Воспитатель: - Отдохнули мы, отдохнул наш клубок. Отправляемся дальше в путь! Произнесем заклинание:
«Ты катись наш клубок,
Через запад на восток,
По тропинкам нас веди,
Страну сказок покажи!» (клубок катится к следующему столу)
Игра «Найди лишнее»
Воспитатель: Для того, чтобы выполнить следующее задание нужно внимательно рассмотреть серию картин по мотивам сказок и найти лишнюю. (Воспитатель делит ребят на подгруппы и раздает иллюстрации, дети выбирают лишнюю и объясняют свой выбор)
Воспитатель: - Молодцы ребята, справились с таким сложным заданием. Вот и еще две страницы нашли. Какого они цвета?
Дети: зеленая и голубая.
Воспитатель: - Спешит наш клубок, ведет дальше.
(Дети подходят к следующему столу с картинками. На одной картинке изображен герой сказки, нужно найти сюжет той сказки, где встречается изображенный герой).
Игра «Найди герою место в сказке»
Картинки с изображением Кащея, Царя Салтана, Золотой рыбки, а также сюжеты разных сказок.
Дети должны найти парные картинки: герой-сюжет.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все правильно сделали! Вот еще одна страница. Какого она цвета?
Дети: Синяя
Воспитатель: - Правильно, а клубок снова зовет нас вперед! Осталось найти последнюю страницу. Встаньте в круг, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Доскажи словечко»
Воспитатель: - Для того чтобы справиться с этим заданием вам нужно вспомнить фразы их сказок. Я прочитаю начало, и бросаю мяч, а вы ловите его и заканчиваете фразу фразу.
В некотором царстве…(в некотором государстве).
По щучьему велению…(по моему хотению).
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
Стали они жить - поживать…(и добра наживать)
Перед вручением последней страницы обращаем внимание детей на экран, там изображение Сказочной страны.
Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите, вот мы и добрались до сказочной страны. ( На смарт - доске размещено изображение сказочной страны)
Воспитатель: И последняя страница нашлась. Какого она цвета?
Дети: Фиолетовая.
Воспитатель: - Что вам напоминают цвета страниц книги? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно. Цвета радуги. Но листы то у нас пустые, что нам может помочь? (предположительные ответы детей)
Ребята, смотрите, что это? (Указывает на мешочек)
- Может он поможет нам превратить листы в книгу? В нем что-то лежит, давайте посмотрим. (В мешочке письмо и заготовки для изготовления книги, листы обложки, тесьма, листы с напечатанными текстами сказок)
Воспитатель: - Ребята, здесь есть письмо. (Читает)
(Письмо от Бабы-Яги)
«Ребята, не думала я, что вы такие молодцы и справитесь со всеми заданиями. Поэтому передаю вам заготовки для создания книги, надеюсь что вы найдете что сделать с ними. Удачи!»
Воспитатель: - Как вы думаете, что нужно сделать с картинками, чтобы получилась книга со сказкой?
Примерные ответы детей: - Соединить по смыслу картинки и получится сказка.
Этапы создания книги:
- Рассмотреть содержимое мешочка и определить, что мы можем со всеми предметами сделать. Рассмотрев иллюстрации, сортируем их по порядку изложения сюжета к каждой сказке.
- Разделиться на подгруппы, каждая подгруппа детей отбирает иллюстрации к своей сказке и наклеивает их на страницы.
- Готовые листы с сюжетами сказок сшиваются тесьмой.
Рефлексия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую книгу мы с вами собрали! Вы все молодцы! Вы показали, что любите и знаете русские народные сказки. Те, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И добро победит зло.
Воспитатель:
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Примерные ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Сегодня вы показали, что знаете сказки и можете работать в команде.
Для чего им нужно была эта деятельность? С кем они могут поделиться ей? Кому рассказать?
Список литературы
1. М.С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.
2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.
3. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
4. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000
5. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5
6. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
7. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...
Презентация к непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...
Презентация к образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Презентацияк образовательной деятельности,по развитию речи в старшей группе,на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в мир русских народных и авторских сказок"
В документе представлен полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Занятие для закрепления народных и авторских сказок поможет актуализировать знания детей, закрепить детских ...
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"...