Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по страницам русских народных сказок».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Самыко Ирина Александровна

НОД "Путешествие по страницам русских народных сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_po_skazkam.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербург

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием современных образовательных технологий

(игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных)

«Путешествие по страницам русских народных сказок».

Автор-составитель:

Воспитатель: Самыко Ирина

Александровна

Санкт-Петербург

2019г.

Тема: «Путешествие по страницам русских народных сказок».
Цель: Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; создать у детей радостное настроение.

Задачи:
- Закрепить умение узнавать сказку по зачитанным эпизодам, загадкам о главных героях и иллюстрациям;

- Закрепить навык пересказа сказок или отрывка из сказки.
- Развивать речевую  активность детей, умение сравнивать и  обобщать, делать выводы;

- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

 Образовательная область: речевое развитие.

Оборудование: Волшебный мешочек, клубок ниток, планшеты «Логико» и иллюстрации по мотивам  сказок, на карточках цвета радуги загадки, заранее заготовленная обложка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, презентация иллюстрации «Сказочная страна».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки, решение проблемной ситуация, поисковые действия, дидактические игры, здоровьесберегающие технологии (физминутка, артикуляционная гимнастика)
Предварительная работа:
Совместное чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; пересказ сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Форма организации: фронтальная и подгрупповая.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель организовывает детей, все встают в круг.

Воспитатель:  Собрались все дети в круг,

                         Я – твой друг и ты – мой друг.

                         Вместе за руки возьмемся

                         И друг другу улыбнемся!

(дети берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).

Артикуляционная гимнастика:

Дети присаживаются на стулья, которые стоят полукругом (воспитатель сидит лицом ко всем)

Воспитатель: - Ребята, для того, чтобы хорошо работать и правильно произносить все слова нам нужно сделать гимнастику для наших язычков.

(дети выполняют знакомые комплексы)

  1. Под высокою сосной

          Мы грибок нашли с тобой.

          Чтобы рос боровичок,

          Подними вверх язычок. (Показ карточки «Грибок»)

    2.  Утром рано мы встаем,

        Вкусные блины печем.

        Ручейком по сковородке

        Тесто растекается…

        Посмотри, какой красивый

        Блинчик получается.(Показ карточки «Блинчик»)

  1. На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх  взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они  хотели. (Показ карточки «Качели»)

  1. Ходит мятник в часах:

Влево - тик, а вправо – так.

          Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так? (Показ карточки «Часики»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! (Необходимо выделить тех детей, которые справились с упражнениями правильно и подбодрить тех, у кого не совсем получилось)

    Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?

Ответы детей: Да.

- Какие самые ваши любимые?

Примерные ответы детей: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка» и др.

- Почему их называют народными?

Примерные ответы детей: - Их придумал народ и передал из уст в уста, из поколения в поколение.

    Воспитатель: - Вы все правильно сказали и у меня есть любимая книга  сказок! (Показываю книгу, но внутри пусто, лежит пара листочков)

- Ребята, ничего не понимаю….(показывает пустую книгу) как вы думаете, что случилось с книгой?

(Дети предполагают, что могло случиться)

(На смарт - доске появляется видеозапись послания детям).

(Слышим смех Бабы Яги)

  «Здравствуйте, детишки! Ну что, не можете найти страницы вашей книги? Это я постаралась! Спрятала вашу книгу  в Стране сказок! Посмотрим, как вы ее найдете!»

Воспитатель: - Вот незадача… Как  же нам быть? (Предположения детей?)

- Как нам найти страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать?

- Где их искать?

- Как нам попасть в Страну сказок?

- Кто или что может указать нам  путь? (Высказывания детей.)

Воспитатель: - Вы знаете, что в каждой сказке присутствует волшебный предмет, который помогает или указывает путь героям.

Вспомните, что это за предмет? (Ответы детей с примерами из сказок)

- У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, а клубок размотан, в мешочке ниточки разных размеров)

Воспитатель: - Ребята, клубок так долго лежал, что все нитки спутались, как же он нам поможет? Он наверно утратил от этого свою волшебную силу. Что же нам делать?   (Предположение детей)

Предлагаю поиграть с клубком в игру:

Игра: «Нитку смотай, сказку называй». Мы будем передавать друг другу клубок,  наматывая свою нить. Каждый из нас, наматывая нить,  назовет  одну сказку. Старайтесь не повторяться!

(Выполняем задание)

Воспитатель: - Посмотрите, какой большой клубок у нас получился, можем отправляться в путь, но сначала произнесем заклинание:

«Ты катись наш клубок,

Через запад на восток,

По тропинкам нас веди,

Страну сказок покажи!» (Клубок катится к первому столу с заданиями, на нем лежат планшеты с иллюстрациями по мотивам сказок)

Воспитатель: Ребята, для нас есть задание.

Игра «Загадку отгадай, сказку цветом отмечай». Нужно отгадать загадку и отметить иллюстрацию к сказке нужным цветом.

(Воспитатель читает 6 загадок, дети отмечают нужным цветом ответ, в конце игры воспитатель показывает правильный ответ, дети сверяют)

  1. Разбойники белые!

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).

2.        Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

     Но Иванушка пришел,

     Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).

     3. Парень по воду побрёл,

     В проруби её нашел.

     Чудеса теперь кругом:

     Вёдра прискакали в дом.

     Берегите, братцы, ноги:

     Едет печка по дороге!

     Всё по его хотению…(«По щучьему велению»).

     4. Красна девица грустна,

     Ей не нравится весна.

     Ей на солнце тяжко,

     Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»).

  1. Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

     Хлебы пекла и скатерти ткала,

     Шила рубашки, узор вышивала,

     Лебедью белой в танце плыла.

     Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)

     6. Под столом собачка лает,

     Судьбу дочкам предрекает:

     «Старикову дочь в злате-серебре везут,

     А старухину дочь замуж не берут!»

     Кто ответит без подсказки,

     Как название той сказки? («Морозко»)

Воспитатель: - Смотрите, ребята, а вот и первая страница книги нашлась, значит вы справились с заданием! Какого она цвета?

Дети: Красная

Наш клубок катится дальше. Поможем ему заклинанием:

Ты катись наш клубок,

Через запад на восток,

По тропинкам нас веди,

Страну сказок покажи!

Воспитатель: - Вот снова остановился наш клубок, значит нужно выполнить задание и добавить ему волшебной силы.

- Посмотрите на экран, здесь художник допустил ошибку и нарисовал неправильные иллюстрации к сказке.

Игра «Найди ошибку художника»

Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и называют ошибки в сюжете.

Воспитатель: - Молодцы ребята, справились с заданием, смотрите, вот и вторая страница нашей книги! Какого она цвета? (Дети: оранжевого)

Чтобы отправиться дальше, необходимо произнести заклинание:

«Ты катись наш клубок,

Через запад на восток,

По тропинкам нас веди,

Страну сказок покажи!»  (Клубок катится к другому столу)

Воспитатель: - Ребята, смотрите, здесь новое задание.  Давайте посмотрим, что в конвертах. ( Разрезанные иллюстрации по сказкам)

Игра «Пазл соберешь, отгадку найдешь!»»

Для удобства дети делятся на подгруппы. После выполнения каждая подгруппа называет название сказки и немного пересказывают сюжет.

Воспитатель: - Молодцы ребята, мы снова справились с заданием, смотрите, вот и новая страница нашлась. Какого она цвета?

Дети: Желтая

Воспитатель: - Молодцы! Но, прежде чем продолжить путь, предлагаю нам и помощнику клубку отдохнуть!

ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Воспитатель: - Отдохнули мы, отдохнул наш клубок. Отправляемся дальше в путь! Произнесем заклинание:

«Ты катись наш клубок,

Через запад на восток,

По тропинкам нас веди,

Страну сказок покажи!» (клубок катится к следующему столу)

Игра «Найди  лишнее»

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить следующее задание нужно внимательно рассмотреть серию картин по мотивам сказок и найти лишнюю. (Воспитатель делит ребят на подгруппы и раздает иллюстрации, дети выбирают лишнюю и объясняют свой выбор)

Воспитатель: - Молодцы ребята, справились с таким сложным заданием. Вот и еще две страницы нашли. Какого они цвета?

Дети: зеленая и голубая.

Воспитатель: - Спешит наш клубок, ведет  дальше.

(Дети подходят к следующему столу с картинками.  На одной  картинке изображен герой сказки, нужно найти сюжет той сказки, где встречается изображенный герой).

Игра «Найди герою место в сказке»

Картинки с изображением Кащея, Царя Салтана, Золотой рыбки, а также сюжеты разных сказок.

Дети должны найти парные картинки: герой-сюжет.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все правильно сделали! Вот еще одна страница. Какого она цвета?

Дети: Синяя

Воспитатель: - Правильно, а клубок снова зовет нас вперед! Осталось найти последнюю страницу. Встаньте в круг, предлагаю вам поиграть.

Игра: «Доскажи словечко»

Воспитатель: - Для того чтобы справиться с этим заданием вам нужно вспомнить фразы их сказок. Я прочитаю начало, и бросаю мяч, а вы ловите его и заканчиваете фразу фразу.

В некотором царстве…(в некотором государстве).

По щучьему велению…(по моему хотению).

Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)

Стали они жить - поживать…(и добра наживать)

Перед вручением последней страницы обращаем внимание детей на экран, там изображение Сказочной страны.

Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите, вот мы и добрались до сказочной страны. ( На смарт - доске размещено изображение сказочной страны)

Воспитатель: И последняя страница нашлась.  Какого она цвета?

Дети: Фиолетовая.

Воспитатель: - Что вам напоминают цвета страниц книги? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно. Цвета радуги. Но листы то у нас пустые, что нам может помочь? (предположительные ответы детей)

Ребята, смотрите, что это? (Указывает на мешочек)

- Может он поможет нам превратить листы в книгу? В нем что-то лежит, давайте посмотрим. (В мешочке письмо и  заготовки для изготовления книги, листы обложки, тесьма, листы с напечатанными текстами сказок)

Воспитатель: - Ребята, здесь есть письмо. (Читает)

(Письмо от Бабы-Яги)

«Ребята, не думала я, что вы такие молодцы и справитесь со всеми заданиями. Поэтому передаю вам заготовки для создания книги, надеюсь что вы найдете что сделать с ними. Удачи!»

Воспитатель: - Как вы думаете, что нужно сделать с картинками, чтобы получилась книга со сказкой?

Примерные ответы детей: - Соединить по смыслу картинки и получится сказка.

Этапы создания книги:

  1. Рассмотреть содержимое мешочка и определить, что мы можем со всеми предметами сделать. Рассмотрев иллюстрации, сортируем их по порядку изложения сюжета к каждой сказке.
  2. Разделиться на подгруппы, каждая подгруппа детей отбирает иллюстрации к своей сказке и наклеивает их на страницы.
  3. Готовые листы с сюжетами сказок сшиваются тесьмой.

 

Рефлексия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую книгу мы с вами собрали! Вы все молодцы! Вы показали, что любите и знаете русские народные сказки. Те, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И добро победит зло.

Воспитатель:

- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Примерные ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Сегодня вы показали, что знаете сказки и можете работать в команде.

Для чего им нужно была эта деятельность? С кем они могут поделиться ей? Кому рассказать?

Список литературы

1. М.С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.

2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.

3. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

4. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000

5. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5

6. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.

7. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Презентация к непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Презентация к образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Презентацияк образовательной деятельности,по развитию речи в старшей группе,на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в мир русских народных и авторских сказок"

В документе представлен полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Занятие для закрепления народных и авторских сказок поможет актуализировать знания детей, закрепить детских ...

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"...