Реализация системно - деятельностного подхода в физкультурно-оздоровительной деятельности МДОУ.
консультация на тему

Колмакова Елена Сергеевна

На сегодняшний день основной задачей на всех уровнях образования является развитие творческого потенциала личности. Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. В соответствии с основными положениями ФГОС, развивающий эффект обучения должен достигаться путем реализации деятельностного подхода, направленного на развитие каждого воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sistemno_-_deyatelnostnogo_podhoda.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Колмакова Елена Сергеевна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «ДСОВ №135»,

г. Братск,  Иркутская область

Реализация системно - деятельностного подхода

в физкультурно-оздоровительной деятельности МДОУ.

На сегодняшний день основной задачей на всех уровнях образования является развитие творческого потенциала личности. Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения [2]. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В связи с этим дошкольное образование переживает  сложный, но одновременно и интересный период реформирования.

В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из пяти образовательных областей, вошедших в стандарт, стала образовательная область «Физическое развитие». Эта область включила в себя задачи из двух образовательных областей  «физическое развитие» и «здоровье», входивших в утратившие силу ФГТ. Содержание образовательной области «Физическое развитие» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

   Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т.е. вести здоровый образ жизни.

В соответствии с основными положениями ФГОС, развивающий эффект обучения должен достигаться путем реализации деятельностного подхода, направленного на развитие каждого воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей.

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, значит: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат [1]. Ребенок – не объект воздействия, а в первую очередь – творец своего собственного «Я». Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора  каждым ребенком индивидуального образовательного маршрута.

В связи с этим инструктору по физической культуре необходимо не просто проводить циклы занятий по здоровьесберегающей и физкультурной  деятельности, а организовать единый интегративный процесс. Создать благоприятные условия для разноуровневой подготовки детей, реализации принципа моделирования, взаимодействия взрослого и ребёнка. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у детей  представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить). Каждое занятие должно стать открытием, поиском и осмыслением истины.

Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. В игре создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу").

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менджерицкая

Огромное положительное влияние оказывает игра на деятельность физически-пассивных детей, а также на детей, испытывающих трудности в общении. Такие дети в игре способны выполнить такой объём работы, который никогда не выполнят в обычной обстановке. Для таких детей важно создать ситуацию успеха. Даже в игре надо предложить такие задания, с которыми они могли бы справиться.

Универсальными компетенциями детей на этапе дошкольного образования по физической культуре являются:

— умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Реализация системно - деятельностного подхода в физкультурно-оздоровительной деятельности проводится через:

- обучение двигательным действиям (навыкам), освоение теоретических знаний в области физической культуры, а также приобретение умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей;

- многообразие средств, методов и методических приемов обучения: применение подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка, приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации и др.), игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации занятия;

- вариативность выполнения физических упражнений.

- разнообразие ФУ (ОРУ с предметами и без предметов);

- разноуровневые задания для детей с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей;

- проектирование  индивидуальных  адаптированных программ оздоровления, спортивного и физического совершенствования.

Таким образом, решая задачи физического воспитания, инструктор по физической культуре ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Дошкольников обучают способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья.

Литература:

1) Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 20013 - №4. - С18-22.

2) Системно-деятельностный подход в детском саду [Электронный ресурс] Гриднева Елена Валериевна

3) Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.-С. 13-27.